г. Томск |
|
03 июля 2013 г. |
Дело N А27-1542/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Н. В. Марченко,
судей Е. И. Захарчука, Т. В. Павлюк,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д. Н. Аюшевым,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: К. С. Кураловой, доверенность от 29.11.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15 апреля 2013 по делу N А27-1542/2013 (судья С. Е. Петракова)
по иску Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569)
к индивидуальному предпринимателю Ашарабьяну Эдуарду Ангамовичу (ОГРНИП 304420506300073)
о взыскании задолженности в размере 512 942 руб. 67 коп.
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ Кемеровской области) обратился в арбитражный суд с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Ашарабьяну Эдуарду Ангамовичу (далее - ИП Ашарабьяну Э. А.) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N 13-05-с/12 от 16.05.2012 в размере 494 334 руб. 32 коп. за период с 27.03.2012 по 31.03.2013 г.г., пени в размере 46 515 руб. 49 коп. за период с 01.10.2012 по 31.03.2013 г.г.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.04.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, КУГИ Кемеровской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что суд необоснованно указал на несоответствие положениям Земельного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 года N 528 установления в отношении земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов размера арендной платы на основании отчета независимого оценщика. Вопрос об установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, должен решаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ссылка суда на постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 года N 15837/11 является несостоятельной. Кроме того, при определении суммы излишне уплаченных арендных платежей суд основывался на расчете ответчика, который применил новую кадастровую стоимость, установленную решением арбитражного суда по делу N А27-18208/2012 с 30.12.2012 года. Однако арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Сумма излишне уплаченных арендных платежей составляет с учетом задолженности по пене 279 414,01 руб.
В отзыве ответчик решение суда просил оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 16.05.2012 г. КУГИ Кемеровской области (арендодатель) и ИП Ашарабьяном Э.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 16.05.2012 г. N 13-05-с/12, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в пользование земельный участок из земель населенных пунктов по адресу: г. Кемерово, Кировский район, ул. Инициативная, 63, площадью 5895 кв.м., с кадастровым номером 42:24:0301008:269, разрешенное использование: для строительства комплекса зданий в составе: административное здание, цех по сборке мебели, гаража.
Срок действия договора аренды установлен с момента заключения по 30.04.2013 г.г.
Пунктом 3.2 договора установлено, что арендная плата вносится арендатором ежемесячно в срок до 10 числа месяца, за который производится оплата.
Размер арендной платы на дату заключения договора определен на основании Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово, утвержденного Коллегией Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62, согласно отчету об оценке рыночной стоимости арендной платы от 14.05.2012 N 69-05-2012 и составляет 100 608 руб. 33 коп. в месяц (протокол определения величины арендной платы к договору).
Согласно пункту 3.6 договора размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в случаях : принятия законов и иных нормативных актов уполномоченных органов государственной власти изменяющих размер арендной платы, условия и сроки ее внесения; изменения кадастровой стоимости земельного участка; определения рыночной стоимости размера арендной платы земельного участка; при изменении условий использования земельных участков, влекущее при расчете размера арендной платы применение установленных нормативными правовыми актами дополнительных коэффициентов.
Условия договора о размере арендной платы, порядке и сроках ее внесения считаются измененными независимо от момента направления арендодателем и получения арендатором уведомления об одностороннем изменении размера арендной платы : - с момента введения в действие соответствующего нормативного правового акта; с даты составления отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка; с момента возникновения особых условий использования земельного участка, влекущих в соответствии с нормативными правовыми актами применение дополнительных коэффициентов при расчете размера арендной платы (пункт 3.7. договора).
Пунктом 6.1 договора установлено, что в случае нарушения обязанности по внесению платежей в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку за каждый день просрочки в размере 0,1 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области 20.09.2012.
Условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с начала фактического использования арендатором земельного участка - с 27.03.2012 г.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 16.05.2012 г.
Указывая на то, что ответчиком в полном объеме не были уплачены арендные платежи, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из правомерности начисления арендной платы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 59 802 руб. 28 коп.
Апелляционный суд соглашается с решением суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 582), вступившим в силу 04.08.2009, утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлено, что арендная плата за земельный участок рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости такого земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что, сформулированные в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
При этом размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок предоставлен ИП Ашарабьяну Э.А. в аренду на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 30.01.2012 г. N 10-2/230 "О предварительном согласовании ИП Ашарабьяну Э.А. места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, расположенного по адресу г. Кемерово, Кировский район, ул. Инициативная, 63 для строительства комплекса зданий в составе : административное здание, цех по сборке мебели, гараж".
С учетом изложенных выше норм и установленных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно исходил при определении размера арендной платы за пользование земельным участком из 2 % от кадастровой стоимости земельного участка в год.
Довод заявителя жалобы о неправильном применении правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации основана на неверном толковании норм права.
Апелляционный суд также не принимает довод апеллянта о необходимости расчета арендной платы с учетом новой кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда по делу N А27-18208/2012, с 01.01.2013 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Постановлением Правительства N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которым арендная плата при аренде земельных участков определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Пунктом 9 Правил установлено, что арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Указанная правовая норма не применяется к случаям установления новой кадастровой стоимости земельного участка на основании судебного акта.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15 апреля 2013 по делу N А27-1542/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
Е. И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1542/2013
Истец: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Ответчик: Ашарабьян Эдуард Ангамович
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3806/13
27.01.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3952/13
24.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3806/13
01.07.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3952/13
15.04.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1542/13