г. Тюмень |
|
30 октября 2013 г. |
Дело N А27-1939/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Есикова А.Н.
судей Кадниковой О.В.
Каранкевича Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Ташкиновой О.А. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области и государственного казённого учреждения Кемеровской области "Кузбасс-Баланс" на решение от 25.04.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Засухин О.М.) и постановление от 11.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терёхина И.И., Лобанова Л.Е., Нагишева О.Б.) по делу N А27-1939/2013 по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Николая Островского, 17, ИНН 4207013532, ОГРН 1034205008276) к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650064, город Кемерово, проспект Советский, 58, ИНН 4200000478, ОГРН 1024200702569) об обязании передать объект недвижимости в федеральную собственность.
Другие лица, участвующие в деле: государственное казённое учреждение Кемеровской области "Кузбасс-Баланс", Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Мраморная Т.А.) в заседании участвовали представители: Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Жимайлова Т.Н. по доверенности от 24.06.2013, государственного казённого учреждения Кемеровской области "Кузбасс-Баланс" Спицын В.В. по доверенности от 10.06.2013.
Суд установил:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ КО) об обязании передать в федеральную собственность помещения на 1-4 этажах главного корпуса (левое крыло) общей площадью 2 361,6 кв. м (полезная площадь 1 593,8 кв. м), расположенные по адресу: город Кемерово, улица Институтская, 3 (далее - спорные помещения), являющиеся собственностью Кемеровской области и находящиеся на балансе государственного казённого учреждения Кемеровской области "Кузбасс-Баланс", и до оформления права федеральной собственности предоставить указанные помещения в пользование Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово на безвозмездной основе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное казённое учреждение Кемеровской области "Кузбасс-Баланс" (далее - ГКУ КО "Кузбасс-Баланс"), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово (далее - Управление МВД России по городу Кемерово).
Решением суда от 25.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2013, иск удовлетворён.
В кассационной жалобе КУГИ КО просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Считает выводы судов не соответствующими нормам действующего законодательства в связи с тем, что законодатель исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.
В кассационной жалобе ГКУ КО "Кузбасс-Баланс" просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что законодательством, регулирующим порядок передачи имущества в федеральную собственность, не допускается принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации.
ГУ МВД России по Кемеровской области и Управление МВД России по городу Кемерово в отзывах на кассационные жалобы, указывая на несостоятельность содержащихся в них доводов, просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные.
В судебном заседании явившиеся представители поддержали изложенные в жалобах доводы в полном объёме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения поданных жалоб.
Как следует из материалов дела, решением КУГИ КО от 13.08.2002 N 3-2/573 Отделу внутренних дел Рудничного района города Кемерово были переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения общей площадью 3 059 кв. м, расположенные на 1-4 этажах в здании по адресу: город Кемерово, улица Институтская, 3.
Между Территориальным агентством по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области, Федеральным государственным унитарным предприятием Научным центром по безопасности работ в угольной промышленности ВостНИИ (далее - ФГУП НЦ "ВостНИИ") (ссудодатель) и Отделом внутренних дел Рудничного района города Кемерово (ссудополучатель) был заключён договор от 18.02.2005 N БП-1-02-ф/05 о передаче Отделу внутренних дел Рудничного района города Кемерово в безвозмездное пользование принадлежащих Российской Федерации на праве собственности и закреплённых за ФГУП НЦ "ВостНИИ" на праве хозяйственного ведения нежилых помещений общей площадью 4 108,4 кв. м, расположенных в здании по адресу: город Кемерово, улица Институтская, 3.
Дополнительными соглашениями от 03.10.2006 N 1, от 20.10.2006 N 2, от 17.08.2007 N 3, от 14.08.2009 N 4, от 12.04.2010 N 5, N 7 стороны внесли в договор от 18.02.2005 N БП-1-02-ф/05 изменения, в том числе относительно: площади переданных в безвозмездное пользование помещений - "2 361,6 кв. м"; срока действия договора - "на неопределённый срок"; ссудодателя - "вместо Территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской - КУГИ КО"; ссудополучателя - "вместо Отдела внутренних дел Рудничного района города Кемерово - Управление внутренних дел по городу Кемерово"; принадлежности переданных в безвозмездное пользование помещений - "принадлежащие на праве собственности Кемеровской области".
Приказом ГУ МВД России по Кемеровской области от 12.07.2011 N 360 Управление внутренних дел по городу Кемерово переименовано в Управление МВД России по городу Кемерово, а также утверждено положение об Управлении МВД России по городу Кемерово.
В 2011-2012 годах ГУ МВД России по Кемеровской области и Управление МВД России по городу Кемерово направляли обращения о необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на передачу в федеральную собственность помещений, используемых отделом полиции "Рудничный" Управления МВД России по городу Кемерово, как в адрес КУГИ КО, Администрации и Губернатору Кемеровской области, так и в адрес государственного предприятия Кемеровской области "Агентство по оформлению прав на земельные участки в г. Кемерово" (в настоящее время ГКУ КО "Кузбасс-Баланс"), являющегося балансодержателем объектов недвижимости, расположенных по адресу: город Кемерово, улица Институтская, 3.
На указанные выше письменные обращения были даны отрицательные ответы. При этом балансодержателем было заявлено о необходимости использовать объекты недвижимости лишь на правах аренды либо освободить занимаемые жилые помещения в связи с односторонним отказом от договора безвозмездного пользования от 18.02.2005 N БП-1-02-ф/05.
Полагая, что в соответствии с действующим законодательством являющиеся собственностью Кемеровской области спорные помещения должны быть переданы в федеральную собственность, ГУ МВД России по Кемеровской области обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции счёл их обоснованными и соответствующими действующим правовым нормам.
Апелляционная инстанция при повторном рассмотрении дела в достаточно полной мере и всесторонне исследовала фактические обстоятельства с учётом доводов участвующих в деле лиц, дала им надлежащую правовую оценку и полностью согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что суды по настоящему делу приняли правильные судебные акты, исходя из следующего.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что предметом иска является требование о передаче в федеральную собственность помещений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации (Кемеровской области) и занимаемых в настоящее время отделом полиции Управления МВД России по городу Кемерово.
Согласно частям 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Следовательно, используемое полицией спорное имущество подлежит передаче в федеральную собственность в силу прямого указания закона.
В соответствии с положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому; находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что деятельность Отдела полиции направлена на защиту публичных интересов общества и граждан.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово, утверждённым приказом ГУ МВД России по Кемеровской области, основными направлениями деятельности органов внутренних дел являются защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; обеспечение правопорядка в общественных местах и т.д.
Спорное имущество, используемое Управлением МВД России по городу Кемерово в целях обеспечения интересов Российской Федерации в области охраны безопасности государства, а также защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, подпадает под категорию имущества, подлежащего передаче субъектом Российской Федерации в федеральную собственность.
С учётом изложенного нельзя признать состоятельными доводы заявителей, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судами первой и апелляционной инстанций, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.04.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 11.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1939/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Есиков |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому; находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 октября 2013 г. N Ф04-4278/13 по делу N А27-1939/2013