г. Томск |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А27-1939/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2013.
Полный текст постановления изготовлен 11.07.2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.И. Терехиной,
судей: Л.Е. Лобановой, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: Т.Н. Жимайловой по дов. N 7-2-06/1510 от 24.06.2013,
от третьих лиц:
ГКУ КО "Кузбасс-Баланс" - В.В. Спицина N 22 от 10.06.2013,
Управление МВД РФ по г. Кемерово - без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, государственного казенного учреждения Кемеровской области "Кузбасс-Баланс" (07АП-4430/13(1,2) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.04.2013 по делу N А27-1939/2013 (судья О.М. Засухин) по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (ИНН 4207013532, ОГРН 1034205008276) к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ИНН 4200000478, ОГРН 1024200702569), при участии третьих лиц - государственного казенного учреждения Кемеровской области "Кузбасс-Баланс", Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово об обязании передать объект недвижимости в федеральную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее ГУ МВД России по Кемеровской области) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее КУГИ КО) об обязании передать помещения, являющиеся собственностью Кемеровской области, находящиеся на балансе государственного казенного учреждения Кемеровской области "Кузбасс-Баланс" и расположенные по адресу: г. Кемерово, ул. Институтская, 3, помещения на 1-4 этажах главного корпуса (левое крыло), общей площадью 2 361,6 кв.м., в том числе полезной площадью 1 593,8 кв.м., в федеральную собственность и до оформления права федеральной собственности предоставить указанные помещения в пользование Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово на безвозмездной основе.
Определением суда от 21.02.2013 (л.д.1-2, т.1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное казенное учреждение Кемеровской области "Кузбасс-Баланс" (далее ГКУ КО "Кузбасс-Баланс"), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово (далее Управление МВД России по г. Кемерово).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.04.2013 (резолютивная часть объявлена 18.04.2013) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции КУГИ КО, ГКУ КО "Кузбасс-Баланс" подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь, в том числе на то, что:
- КУГИ КО: безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, тем самым законодатель исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передачи того или иного имущества находящегося в собственности субъекта РФ, в федеральную собственность в одностороннем порядке. Данная позиция подтверждается Конституционным судом РФ, Правительством РФ; право на безвозмездное пользование спорным имуществом у Управления МВД России по г. Кемерово отсутствует, в связи с отсутствием волеизъявления органа государственной власти Кемеровской области на передачу имущества в федеральную собственность; осуществить передачу имущества КУГИ КО не позволяет отсутствие полномочий на принятие такого рода решений, следовательно, требования истца заявлены не к тому государственному органу;
- ГКУ КО "Кузбасс-Баланс": порядок передачи имущества в федеральную собственность предусматривает обязательность волеизъявление субъекта РФ, а также согласие государственного учреждения, за которым данное имущество закреплено, что подтверждается постановлением Конституционного суда РФ N 8-П от 30.06.2006; таким образом, законодательством, регулирующим порядок передачи имущества в федеральную собственность не допускается принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов РФ.
В судебном заседании представители ответчика, третьего лица поддержали доводы своих апелляционных жалоб и настаивали на их удовлетворении.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы не согласился с доводами, в них изложенными, указав на то, что федеральный законодатель установил правовое обременение в отношении соответствующих объектов государственной собственности субъектов РФ и муниципальных образований, ограничив возможность указанных публичных образований отказаться от договора ссуды и обязав передать указанное имущество в федеральную собственность.
Третье лицо (Управление МВД России по г. Кемерово) также представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором просило отказать в их удовлетворении, поскольку федеральным законом установлена обязанность публичных образований передать указанное в ч.9 ст.54 Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.2011 "О полиции" имущество в федеральную собственность. Передача спорных помещений, являющихся собственностью Кемеровской области в федеральную собственность, а также их предоставление в пользование Управлению МВД России по г. Кемерово на безвозмездной основе до оформления права федеральной собственности является необходимой мерой обеспечения баланса интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исполнение предписаний Конституции РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена на основании ч.3 ст.156 АПК РФ без участия представителей истца, третьего лица (Управления МВД России по г. Кемерово), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав представителей ответчика и третьего лица (ГКУ КО "Кузбасс-Баланс"), исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 25.04.2013, апелляционный суд считает его не подлежащим отмене (изменению).
Как следует из материалов дела, Решением КУГИ КО N 3-2/573 от 13.08.2002 Отделу внутренних дел Рудничного района г. Кемерово были переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения, расположенные на 1-4 этажах в здании по адресу: г. Кемерово, ул. Институтская, 3, общей площадью 3 059 кв.м. (л.д.138, т.1)
18.02.2005 между Территориальным агентством по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области, ФГУП НЦ "ВостНИИ" (ссудодатель) и Отделом внутренних дел Рудничного района г. Кемерово (ссудополучатель) был заключен договор N БП-1-02-ф/05 о передаче Отделу внутренних дел Рудничного района г. Кемерово в безвозмездное пользование принадлежащих Российской Федерации на праве собственности закрепленных за ФГУП НЦ "ВостНИИ" на праве хозяйственного ведения нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Кемерово, ул. Институтская, 3, общей площадью 4 108,4 кв.м. (л.д.19-22, т.1).
В последующем дополнительными соглашениями N 1 от 03.10.2006, N 2 от 20.10.2006, N 3 от 17.08.2007, N 4 от 14.08.2009, N 5 от 12.04.2010, N 7 (л.д.23-53, т.1) в договор N БП-1-02-ф/05 от 18.02.2005 сторонами были внесены изменения, в том числе относительно: площади переданных в безвозмездное пользование помещений - "2 361,6 кв.м."; срока действия договора - "на неопределенный срок"; ссудодателя - "вместо Территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской - КУГИ КО"; ссудополучателя - "вместо Отдела внутренних дел Рудничного района г. Кемерово - Управление внутренних дел по г. Кемерово"; принадлежности переданных в безвозмездное пользование помещений - "принадлежащие на праве собственности Кемеровской области".
Приказом ГУ МВД России по Кемеровской области N 360 от 12.07.2011 Управление внутренних дел по г. Кемерово переименовано в Управление МВД России по г. Кемерово, а также утверждено положение об Управлении МВД России по г. Кемерово (л.д.77, т.1).
В 2011-2012г.г. ГУ МВД России по Кемеровской области и Управление МВД России по г. Кемерово направляли обращения о необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на передачу в федеральную собственность помещений, используемых отделом полиции "Рудничный" Управления МВД России по г. Кемерово как в адрес КУГИ КО, Администрации и Губернатору Кемеровской области, так и в адрес Государственного предприятия Кемеровской области "Агентство по оформлению прав на земельные участки в г. Кемерово" (в настоящее время ГКУ КО "Кузбасс-Баланс"), являющимся балансодержателем объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Кемерово, ул. Институтская, 3.
На указанные выше письменные обращения были даны отрицательные ответы, При этом балансодержателем в свою очередь было заявлено о необходимости использовать объекты недвижимости лишь на правах аренды либо освободить занимаемые жилые помещения, в связи с односторонним отказом от договора безвозмездного пользования N БП-1-02-ф/05 от 18.02.2005 (л.д.54-73, т.1).
Полагая, что в соответствии с Федеральными законами "О полиции", "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" помещения, являющиеся собственностью Кемеровской области, расположенные по адресу: г. Кемерово, ул. Институтская, 3, помещения на 1-4 этажах главного корпуса (левое крыло), общей площадью 2 361,6 кв.м., в том числе полезной площадью 1 593,8 кв.м. должны быть переданы в федеральную собственность, ГУ МВД России по Кемеровской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из достаточности основания для удовлетворения иска.
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующему гражданскому законодательству и обстоятельствам дела.
В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст.307 ГК РФ).
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что предметом настоящего иска является требование о передаче в федеральную собственность помещений, находящихся в собственности субъекта РФ (Кемеровской области) и занимаемых в настоящее время отделом полиции Управления МВД России по г. Кемерово.
Положениями Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (абз. 2, 4, 9-11 ч.11 ст.154) установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно ч.2 ст.48 Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.2011 "О полиции" (вступившим в силу с 01.03.2011) используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу ч.ч.9, 10 ст.54 ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Следовательно, федеральным законом установлена обязанность публичных образований (субъектов РФ) передать указанное в ч.9 ст.54 ФЗ "О полиции" имущество в федеральную собственность.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ N 8-П от 30.06.2006 "По делу о проверке конституционности ряда положений ч.11 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004" в соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 находящееся в федеральной собственности имущество, которое в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в их собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, а также, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации для целей, установленных в соответствии со ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; в свою очередь, в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, осуществления ими полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими их статус, а также для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (абзацы первый - четвертый, шестой - восьмой). Перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов имущества и конкретных объектов имущества субъектов Российской Федерации в Федеральном законе N 122-ФЗ от 22.08.2004 отсутствует. Разрешение вопроса о перечне объектов передаваемого имущества должно осуществляться в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в пределах ведения Российской Федерации, а также издаваемыми по предметам совместного ведения федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации путем осуществления органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующей правоприменительной деятельности.
Следуя положению об Управлении МВД России по г. Кемерово, утвержденному Приказом ГУ МВД России по Кемеровской области, основными направлениями деятельности органов внутренних дел являются защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; обеспечение правопорядка в общественных местах и т.д. (л.д.78-87, т.1).
Таким образом, спорное имущество, используемое Управлением МВД России по г. Кемерово в целях обеспечения интересов Российской Федерации в области охраны безопасности государства, а также защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, подпадает под категорию имущества, подлежащего передаче субъектом Российской Федерации в федеральную собственность.
Довод подателей апелляционных жалоб о том, что порядок передачи имущества в федеральную собственность предусматривает обязательность волеизъявление субъекта РФ, а также согласие государственного учреждения, за которым данное имущество закреплено, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ N 8-П от 30.06.2006, а также на отдельные законодательные акты РФ, признается несостоятельным.
Отсутствие волеизъявления (согласия) субъекта РФ на передачу имущества в федеральную собственность, не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи, в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности, подтверждены материалами дела.
Указание Конституционным Судом РФ в Постановлении N 8-П от 30.06.2006 на то, что безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сделано в развитие позиции о том, что федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции РФ баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.
При этом установленный, рассматриваемыми законоположениями порядок передачи имущества, находящегося в государственной собственности, исключает необходимость принятия судебного решения в каждом из таких случаев, а также выплату равноценного возмещения, что соответствует природе публично-правовых отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по разграничению государственной собственности и передаче имущества в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: имущество, находящееся в собственности соответствующих публично-правовых образований, предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий функций государства, а, следовательно, в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации этих функций возможна безвозмездная передача имущества, необходимого для осуществления соответствующих полномочий, в целях наиболее рационального его использования в общих публичных интересах.
Спор же о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится вопрос о передаче в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.
В настоящем случае, односторонний порядок в виде принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность, отсутствует.
Истец, являясь территориальным органом исполнительной власти, предпринял необходимые меры для согласования с органами государственной власти Кемеровской области вопроса о передаче спорного имущества в федеральную собственность, и отсутствие такого согласования в добровольном порядке, послужило основанием для передачи спора на рассмотрение суда.
Нельзя признать обоснованным и утверждение КУГИ КО об отсутствии у него полномочий на принятие решений о передаче имущества и, следовательно, требования истца заявлены не к тому государственному органу.
На основании ст.7 Закона Кемеровской области N 31-ОЗ от 20.07.1998 "О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области" КУГИ КО, являясь уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области, ведет реестр государственной собственности Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственной собственности Кемеровской области. В порядке, установленном действующим законодательством, оформляет предложения о передаче объектов федеральной, муниципальной собственности в государственную собственность Кемеровской области, а также предложения о передаче объектов из государственной собственности Кемеровской области в федеральную, муниципальную собственность.
Положением о КУГИ КО, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 92 от 21.03.2008, также предусмотрено, что Комитет является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области и в пределах предоставленных ему полномочий по управлению государственной собственностью Кемеровской области, в том числе выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением объектами государственной собственности Кемеровской области (п.п.1.2, 3.16).
Принимая во внимание изложенное, апелляционные жалобы по доводам, указанным в них, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.04.2013 по делу N А27-1939/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Л.Е. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1939/2013
Истец: ГУ МВД России по Кемеровской области
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Третье лицо: ГКУ Кемеровской области "Кузбасс-Баланс", Государственное казенное учреждение Кемеровской области "Кузбасс-Баланс", Управление МВД России по Кемеровской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово