г. Тюмень |
|
25 апреля 2014 г. |
Дело N А46-10536/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 25 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Кадниковой О.В.
Коробейниковой О.С.
при ведении протокола помощником судьи Долгих М.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение от 08.10.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) и постановление от 20.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-10536/2013 по заявлению открытого акционерного общества ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (644009, город Омск, улица 10 лет Октября, 195, ИНН 5508000095, ОГРН 1025500972342) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации.
Другое лицо, участвующее в деле: администрация города Омска.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Воронов Т.А.) в заседании участвовали представители: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Комиссаров Д.Н. по доверенности от 30.12.2013; открытого акционерного общества ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) - Ярош С.Н. по доверенности от 22.07.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (далее - РЕЛЕРО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра, регистрационный орган) о признании недействительным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: теплотрасса, протяжённостью 270 метров, кадастровый номер 55:36:120101:11889, расположенный в городе Омске по улице 10 лет Октября, 195, и обязании регистрационного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на этот объект недвижимого имущества.
Требование правообладателя мотивировано отказом регистрационного органа в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Решением от 08.10.2013 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования заявителя.
Суд первой инстанции исходил из предоставления заявителем необходимых документов, позволяющих идентифицировать объект недвижимости в целях государственной регистрации права собственности.
Постановлением от 20.12.2013 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции подтвердил вывод суда первой инстанции о том, что сведения о заявленном при государственной регистрации права собственности объекте недвижимого имущества отражены в представленном заявителем в Управление Росреестра кадастровом и техническом паспортах здания, сооружения, объекта незавершённого строительства и являются достаточными для надлежащей идентификации объекта недвижимости в целях государственной регистрации права собственности.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что представленные на государственную регистрацию прав документы (план приватизации и акт оценки), не содержат сведений необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как полагает Управление Росреестра, не имелось возможности идентифицировать объект, указанный в копии акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, с объектом, за регистрацией права на который обратился заявитель.
По мнению регистрационного органа, судом необоснованно сделан вывод о том, что сведения о заявленном при государственной регистрации права собственности объекте недвижимого имущества отражены в представленных кадастровом и техническом паспортах, которые позволяют идентифицировать объект недвижимости в целях государственной регистрации, так как указанная техническая документация не может заменять правоустанавливающий документ.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра настаивает на доводах, изложенных в кассационной жалобе.
Представитель РЕЛЕРО возразил против отмены судебных актов.
Администрация города Омска отзыв на кассационную жалобу Управления Росреестра не направила, извещена о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
РЕЛЕРО 24.06.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества - теплотрассу (введена в эксплуатацию в период с 1974 по 1986 годов), протяжённостью 270 метров, кадастровый номер 55:36:120101:11889, расположенный в городе Омске по улице 10 лет Октября, 195 (площадки А и Б), который подлежал приватизации в соответствии с планом приватизации Омского производственного объединения им. А.С. Попова от 17.11.1992 и актом оценки стоимости зданий и сооружений.
В качестве правоустанавливающих документов заявитель представил кадастровый паспорт на объект недвижимости от 20.06.2013, а также акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992.
Согласно кадастровому паспорту от 20.06.2013 и техническому паспорту от 29.03.2013 данный объект отнесён к недвижимому имуществу (сооружения) и поставлен на инвентарный учёт под номером 52:401:002:000088810.
Управление Росреестра сообщением от 12.08.2012 N 01/139/2013-576 отказало заявителю в регистрации права собственности на объект недвижимости, сославшись на отсутствие сведения об адресе объекта в плане приватизации, расположению объекта в границах четырёх земельных участков без указания регистрации на них прав заявителя, а также невозможности идентификации объекта.
Исходя из содержания статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРП.
Пунктами 1, 2 статьи 16 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статья 17 Закона о регистрации).
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 20 Закона о регистрации, к которым относятся, в том числе, непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица.
При этом если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество. Открытое акционерное общество, созданное в результате преобразования производственного объединения в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включённого в план приватизации или передаточный акт.
Согласно статье 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего закона, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
При приватизации общества применялось законодательство, которое действовало в период 1992 - 1993 годов.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации), пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий открытого типа, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, действовавшего в период приватизации заявителя, акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного государственного предприятия. Величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с данным Положением, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждёнными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, по состоянию на 01.07.1992.
План приватизации предприятия согласно пункту 6 статьи 14 Закона о приватизации определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества, рекомендуемую форму платежа (расчётов).
Указанные сведения содержатся в плане приватизации предприятия и акте оценки, являющемуся его неотъемлемой частью, из которых следует, что спорный объект вошёл в состав приватизируемого имущества.
Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждёнными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", установлено, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в акте оценки, форма которого соответствует акту заявителя, представленного на государственную регистрацию.
Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, из которых следует, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в приложении N 1 к акту оценки.
При этом форма приложения N 1 не содержит требований по отражению в ней сведений об адресе, протяжённости и иных характеристиках объекта.
Учитывая, что сведения о заявленном при государственной регистрации права собственности объекте недвижимого имущества отражены в представленном заявителем в Управление Росреестра кадастровом и техническом паспортах здания, сооружения, объекта незавершённого строительства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о достаточности указанных документов для надлежащей идентификации объекта недвижимости в целях государственной регистрации права собственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал на отсутствие доказательств наличия по указанному адресу иных теплотрасс, принадлежащих иному лицу на праве собственности.
Факт прохождения теплотрассы по территории земельных участков, в отношении которых вещные права заявителя не подтверждены, не может являться причиной отказа в регистрации права, поскольку положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 36, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 274 ГК РФ предусмотрено установление сервитута, то есть права ограниченного пользования земельным участком для целей эксплуатации теплотрассы.
Поскольку предоставленные в регистрационный орган документы позволяют сделать вывод о возникновении права собственности на теплотрассу у РЕЛЕРО, регистрационный орган неправильно отказал заявителю в проведении государственной регистрации права собственности на имущество.
Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции.
Приведённые регистрационным органом в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку выражают несогласие с выводами судов об оценке представленных для государственной регистрации прав объекта документов, и не опровергают правильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.10.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10536/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждёнными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", установлено, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в акте оценки, форма которого соответствует акту заявителя, представленного на государственную регистрацию.
Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, из которых следует, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в приложении N 1 к акту оценки.
...
Факт прохождения теплотрассы по территории земельных участков, в отношении которых вещные права заявителя не подтверждены, не может являться причиной отказа в регистрации права, поскольку положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 36, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 274 ГК РФ предусмотрено установление сервитута, то есть права ограниченного пользования земельным участком для целей эксплуатации теплотрассы."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2014 г. N Ф04-2414/14 по делу N А46-10536/2013