город Омск |
|
20 декабря 2013 г. |
Дело N А46-10536/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10704/2013) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-10536/2013 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (ИНН 5508000095, ОГРН 1025500972342) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, - администрации города Омска, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, понуждении к регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Комиссаров Дмитрий Николаевич по доверенности N 125 от 25.12.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от открытого акционерного общества ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) - Ярош Максим Сергеевич по доверенности N 1-13/ю от 26.08.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Ярош Сергей Николаевич по доверенности N 11-11/ю от 08.02.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (далее - ОАО "Радиозавод им. А.С. Попова", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: теплотрасса, протяженностью 270 метров, по адресу: г. Омск, ул.10 лет Октября, д. 195, кадастровый номер 55:36:120101:11889 и понуждении регистрирующего органа к осуществлению государственной регистрации права собственности недвижимого имущества: теплотрассы, протяженностью 270 метров, по адресу: г. Омск, ул.10 лет Октября, д. 195, кадастровый номер 55:36:120101:11889, в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-10563/2013 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Считая решение суда первой инстанции незаконным, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
24.06.2013 ОАО "Радиозавод им. А.С. Попова" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество - теплотрассу (введена в эксплуатацию в период с 1974 по 1986 года), протяженностью 270 метров, по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195 (площадки А и Б), кадастровый номер 55:36:120101:11889, которая подлежала приватизации в соответствии с планом приватизации Омского производственного объединения им. А.С. Попова от 17.11.1992 и актом оценки стоимости зданий и сооружений, являющимся его неотъемлемым приложением. Согласно кадастровому паспорту от 20.06.2013 и техническому паспорту от 29.03.2013 данный объект отнесен к недвижимому имуществу (сооружения) и поставлен на инвентарный учет под номером 52:401:002:000088810.
12.08.2012 Управление Росреестра по Омской области отказало заявителю в регистрации права собственности на объект недвижимости (письмо - сообщение N 01/139/2013-576). В качестве оснований для отказа указаны следующие обстоятельства:
-сведения об адресе объекта в плане приватизации отсутствуют. Администрация Центрального административного округа г. Омска информацией о ранее присвоенных или измененных адресах не располагает, за период с августа 2007 по июль 2013 присвоения или изменения почтового номера вышеуказанному объекту не проводилось (письмо от 31.07.2013 исх-АЦАО/2849);
-согласно кадастровому паспорту объект расположен в границах четырех земельных участков, из которых земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:000000:499, 55:36:120101:3042 принадлежат иным лицам, права акционерного общества на данные земельные участки в ЕГРП не зарегистрированы.
В обозначенном сообщении отражено, что не представляется возможным идентифицировать объект, указанный в копии акта оцени стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, с объектом, за регистрацией права на который обратился заявитель.
Отказ заинтересованного лица судом первой инстанции признан недействительным, так как суд посчитал указанные основания неправомерными. В соответствии с решением суда первой инстанции сведения о заявленном при государственной регистрации права собственности объекте недвижимого имущества отражены также в представленном заявителем в Управление кадастровом и техническом паспортах здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, позволяющем идентифицировать объект недвижимости в целях государственной регистрации права собственности, а факт прохождения теплотрассы по территории земельных участков, имеющих собственников, не препятствует регистрации права собственности, в том числе в связи с возможностью установления сервитута.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган с выводами суда первой инстанции не соглашается, настаивает на законности оспариваемого отказа в государственной регистрации. Свою позицию заинтересованное лицо обосновывает обстоятельствами, изложенными в письме сообщение N 01/139/2013-576, которым заявителю было отказано в проведении регистрации права на объект недвижимого имущества.
ОАО "Радиозавод им. А.С. Попова" представило отзыв на апелляционную жалобу с просьбой оставить обжалованное решение без изменения. Общество считает, что на государственную регистрацию им были представлены все необходимые документы.
Администрация города Омска, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей регистрирующего органа и общества поддержавших доводы и возражения, соответственно изложенные в жалобе и отзыве на нее, а также в отсутствие представителя администрации, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела и не заявившей ходатайства об его отложении (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Статьей 17 Закона о регистрации установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество к числу которых отнесены: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
По положениям статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как следует из материалов дела, общество на государственную регистрацию, помимо заявления, представило кадастровый паспорт на объект недвижимости от 20.06.2013, а также акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992.
Из кадастрового паспорта усматривается адрес (местоположение) теплотрассы: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195 протяженность теплотрассы - 270,0 кв. м.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица. При этом, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующиео приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Открытое акционерное общество, созданное в результате преобразования производственного объединения в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Согласно статье 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего закона, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
При приватизации общества применялось законодательство 1992-1993 годов.
В соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, действовавшего в период приватизации заявителя, акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного государственного предприятия. Величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с данным Положением, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, по состоянию на 01.07.1992.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" план приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). Указанные сведения содержатся в плане приватизации предприятия и акте оценки, являющемуся его неотъемлемой частью, из которых, по мнению суда, следует, что спорный объект вошел в состав приватизируемого имущества.
Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", установлено, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в акте оценки, форма которого соответствует акту заявителя, представленного на государственную регистрацию.
Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, из которых следует, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в приложении N 1 к акту оценки. При этом форма приложения N 1 не содержит требований по отражению в ней сведений об адресе, протяженности и иных характеристиках объекта.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что сведения о заявленном при государственной регистрации права собственности объекте недвижимого имущества отражены в представленном заявителем в Управление кадастровом и техническом паспортах здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, суд апелляционной инстанции считает указанные документы достаточными для надлежащей идентификации объекта недвижимости в целях государственной регистрации права собственности.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, регистрирующим органом не представлено доказательств наличия по указанному адресу иных теплотрасс, принадлежащих иному лицу на праве собственности.
Факт прохождения спорной теплотрассы по территории четырех земельных участков, в отношении двух их которых у общества отсутствуют вещные права, неправомерно указан заинтересованным лицом в качестве причины отказа в регистрации права.
В отношении данного обстоятельства судом первой инстанции со ссылкой на положения подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 36, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно указано, что отсутствие у заявителя прав в отношении отдельных земельных участков, по которым проходит теплотрасса, не является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, так как действующим законодательством в таком случае предусмотрено установление сервитута, то есть права ограниченного пользования земельным участком для целей эксплуатации теплотрассы.
Указанные выводы в апелляционной жалобе заинтересованным лицом не опровергнуты, не представлено правового обоснования законности спорного отказа в регистрации права собственности, с учетом позиции суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы законность судебного решения не опровергают, а выражают свое несогласие с ним, что не может являться причиной для отмены правомерного судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции принято без каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, основания для отмены отсутствуют, доводы апелляционной жалобы отклонены.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра по Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-10536/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10536/2013
Истец: ОАО ОмПО "Радиозавод им. А. С. Попова" (РЕЛЕРО)
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области