г. Тюмень |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А81-2709/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 11 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ноябрьск" на решение от 16.04.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 17.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А81-2709/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ноябрьск" (629800, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, улица Республики, 20, ИНН 8905026850, ОГРН 1028900706647) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Мира, 40, ИНН 8901015575, ОГРН 1048900003151) о признании недействительным предписания.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ноябрьск" - Хохлов О.А. по доверенности от 20.06.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ноябрьск" (далее - ООО "Газпром добыча Ноябрьск", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Росприроднадзор, административный орган, управление) о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 01.04.2013 N 92 (далее - предписание от 01.04.2014).
Решением от 16.04.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 17.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Газпром добыча Ноябрьск" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, обществом были соблюдены все требования экологического законодательства в части обращения с отходами.
Общество считает, что при вынесении оспариваемого предписания административным органом не учтены технологические процессы образования отходов бурения.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Росприроднадзор просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ, обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что управлением в ходе проверки ООО "Газпром добыча Ноябрьск" на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды выявлено, что обществом на Западно-Таркосалинском НГКМ в 2010-2011 годах произведено бурение 11 скважин, при этом размещение отходов бурения в шламовых амбарах в период строительства скважин, производилось в отсутствие лимитов на размещение отходов, срок действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 02.11.2011 N 158 (далее - лимит), определён с 02.11.2011 по 31.12.2012. К моменту начала действия лимита отходы фактически были размещены.
В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632), управлением отходы, размещённые в отсутствие лимитов, учтены как сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, и произведён перерасчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента.
По результатам проверки составлен акт проверки от 01.04.2013 N 53 и выдано предписание от 01.04.2013 N 92.
Согласно указанному предписанию обществу предложено произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 49 425 234,59 руб., как за сверхлимитное размещение отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин N N 503, 502, 404, 303, 505, 406, р-907, р-905 Западно-Таркосалинского НГКМ с последующим их размещением в шламовых амбарах на кустовых площадках указанных скважин в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания в связи с нарушением обществом законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Названным законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона об отходах в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 3 статьи 18 Закона об отходах).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Статьёй 24 Закона N 7-ФЗ определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 утверждён Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, пунктом 5 которого установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчётов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утверждёнными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что обществом на Западно-Таркосалинском НГКМ в 2010-2012 произведено бурение 11 скважин, из них:
- в 2010 году - пробурены 2 эксплуатационные скважины (N N 503, 505);
- в 2011 году - пробурено 5 эксплуатационных скважин (N N 303, 404, 406, 502, 506) и 1 геологоразведочная скважина (N 907);
- в 2012 году - пробурены 2 эксплуатационные скважины (N N 304, 407) и 1 поисковая скважина (N 905).
Бурение эксплуатационных скважин Западно-Таркосалинского НГКМ проводилось по проектной документации N 148/08-260-Э на строительство газоконденсатных эксплуатационных вертикальных и наклонно-направленных скважин на нижнемеловые отложения Западно-Таркосалинского НГКМ (пласты БП5, БП62, БП71, БП91, БО101, БП111, БП121) на объекте "Дообустройство нижнемеловых отложений Западно-Таркосалинского газового месторождения", получившей положительное заключение Главгосэкспертизы России от 02.09.2010 N 500-10/ХМЭ-1833/02.
Указанные эксплуатационные скважины бурились по договору на строительство эксплуатационных скважин Западно-Таркосалинского НГКМ от 02.08.2010 N 385/10 (далее - договор), заключённому с обществом с ограниченной ответственностью "Газпром бурение" (далее - подрядчик).
Вышеуказанным договором определено, что общество самостоятельно формирует расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение буровых отходов и выбросы при испытании (освоении) скважины, при проведении работ по настоящему договору, согласовывает их с уполномоченным государственным органом и осуществляет платежи (пункт 16.3.10), а также предоставляет подрядчику лимиты на размещение отходов производства и потребления в части образования отходов при добыче нефти и газа, сбросы сточных вод. Подрядчик обеспечивает соблюдение установленных нормативов (пункт 16.3.2).
Бурение скважины N 907 проводилось по Индивидуальному рабочему проекту ИРП-297-И "Строительство разведочной скважины N 907 верхнеюрских отложений на Западно-Таркосалинском НГКМ", получившему положительное заключение Главгосэкспертизы России от 21.06.2012 N 245-12/ОГЭ-2593/02. Буровые работы проводились обществом путём привлечения подрядчика (договор подряда от 19.10.2010N 507/10).
Бурение скважины N 905 проводилось по Индивидуальному рабочему проекту РП-231 "Строительство поисковой скважины N 905 верхнеюрских отложений на Западно-Таркосалинском НГКМ", получившему положительное заключение Главгосэкспертизы России от 08.02.2011 N 042-11/СПЭ-1427/02. Рабочим проектом предусмотрено размещение буровых отходов в шламовом амбаре на кустовой площадке. Буровые работы проводились обществом путём привлечения подрядчика (договор подряда от 07.07.2011 N 1068311).
Пунктом 5.1.19 данных договоров определено, что выбуренная порода и отработанный буровой раствор являются собственностью общества.
Согласно письму заместителя генерального директора ООО "Газпром добыча Ноябрьск" от 29.03.2013 N 06-75, бурение всех скважин на Западно-Таркосалинском НГКМ производилось в строгом соответствии с проектами, получившими положительные заключения государственной экспертизы. Буровые отходы, образовавшиеся при строительстве скважин Западно-Таркосалинского НГКМ, размещены в шламовых амбарах на кустовых площадках.
Периоды размещения буровых отходов указаны в представленных документах: "Сведения о пробуренных в 2011, 2012 годах и текущем периоде 2013 года и находящихся в процессе строительства эксплуатационного фонда", "Сведения о пробуренных и находящихся в процессе строительства геологоразведочных скважинах", за подписью начальника производственного отдела по строительству скважин УОРР и СОФ Громова А.Д.
Срок действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 02.11.2011 N 158 установлен по 31.12.2012.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражные суды исходя из того, что обществом к моменту начала действия лимита, отходы фактически были размещены, пришли к обоснованному выводу о размещение отходов бурения в шламовых амбарах в период строительства скважин N N 303, 404, 406, 502, 503, 505, 907 в отсутствие разрешительной документации.
При этом суды указали, что проектной документацией на строительство скважин предусмотрен сброс отходов бурения в объект размещения отходов (отстойно-накопительный котлован) с последующим захоронением.
Также судами отмечено, что общество не размещало отходы, а накапливало на срок не более 6 месяцев.
Кроме того, судами учтено, что размещение отходов до утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение правомерно определено управлением как сверхлимитное, в связи с чем перерасчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду произведён с учётом пятикратного повышающего коэффициента в соответствии с пунктов 5, 6 Постановления N 632.
Отклоняя довод общества о том, что документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 02.11.2011 N 158 распространяет своё действие на период, предшествующий дате его утверждения, суды обоснованно указали, что пунктом 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённого приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок), установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчётов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учётом планируемых объёмов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчётов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утверждёнными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ, следует признать правомерным вывод судов об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию общества по делу, направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.04.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 17.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2709/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражные суды исходя из того, что обществом к моменту начала действия лимита, отходы фактически были размещены, пришли к обоснованному выводу о размещение отходов бурения в шламовых амбарах в период строительства скважин N N 303, 404, 406, 502, 503, 505, 907 в отсутствие разрешительной документации.
При этом суды указали, что проектной документацией на строительство скважин предусмотрен сброс отходов бурения в объект размещения отходов (отстойно-накопительный котлован) с последующим захоронением.
Также судами отмечено, что общество не размещало отходы, а накапливало на срок не более 6 месяцев.
Кроме того, судами учтено, что размещение отходов до утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение правомерно определено управлением как сверхлимитное, в связи с чем перерасчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду произведён с учётом пятикратного повышающего коэффициента в соответствии с пунктов 5, 6 Постановления N 632."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2014 г. N Ф04-10697/14 по делу N А81-2709/2013