г. Тюмень |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А70-1122/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Орловой Н.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича (заявителя) на решение от 11.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 20.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-1122/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича (ОГРНИП 313723233200229) к департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (625002, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 24, ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213) об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: администрация города Тюмени (625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20, ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092), управа Центрального административного округа администрации города Тюмени (625000, г. Тюмень, ул. Челюскинцев, 45, ОГРН 1037200555083, ИНН 7202029446).
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту земельных ресурсов администрации города Тюмени, переименованному в департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, (далее - департамент), о признании недействительными приказа от 29.10.2013 N 466 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92, площадью 1 211 мI, с адресным описанием:
г. Тюмень, ул. Семакова, 15, в безвозмездное срочное пользование управе Центрального административного округа администрации города Тюмени (далее - управа) сроком на 11 месяцев для благоустройства территории с организацией парковочных мест; решения, изложенного в письме от 22.01.2014 N 14-39-3, об отказе в предоставлении Крицкому А.В. в собственность указанного земельного участка для целей не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе); об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем:
- принятия решения о предоставлении в собственность Крицкому А.В. указанного земельного участка для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе);
- вручения лично Крицкому А.В. копии такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка и проекта договора купли-продажи земельного участка;
- заключения с Крицким А.В. договора купли-продажи указанного земельного участка.
Требования со ссылкой на статьи 1, 7, 28, 34, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) мотивированы несоответствием оспариваемых ненормативных актов закону и нарушением им прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Тюмени (далее - администрация) и управа.
Решением от 11.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 20.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Крицкий А.В. просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы Крицкий А.В. указывает, что судами ошибочно к разрешаемому спору применен Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденный постановлением администрации г. Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк (далее - Регламент); в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Регламент в редакции, содержащей нормы, на которые сослались суды, опубликован в официальном периодическом издании; в соответствии с нормами ЗК РФ земельный участок, обремененный правами третьих лиц, может быть предоставлен в собственность за плату по результатам аукциона; федеральным законом не предусматривается подача дополнительных документов к заявлению о предоставлении земельного участка, поэтому требование предоставления заявителем, помимо заявления, каких-либо иных документов незаконно; сделка по предоставлению земельного участка управе посредством заключения договора безвозмездного пользования является мнимой.
Отзывы на кассационную жалобу заинтересованное лицо и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
Предприниматель Крицкий А.В., департамент, администрация, управа о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что Крицкий А.В. подал в администрацию заявление от 13.01.2014 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92, площадью 1 211 мI, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Семакова, 15, для целей, не связанных со строительством (организация автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе).
Департамент письмом от 22.01.2014 N 14-39-3 сообщил заявителю об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению испрашиваемого земельного участка на основании подпунктов "б", "ж" пункта 2.20.1 Регламента, поскольку земельный участок является собственностью муниципального образования город Тюмень, обременен правами третьего лица; документы, приложенные к заявлению, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актам города Тюмени.
Предприниматель Крицкий А.В. оспорил данный отказ в арбитражном суде.
Не находя оснований для удовлетворения заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из необоснованности заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
На основании пунктов 4, 5 статьи 34 ЗК РФ принятию решения о предоставлении заинтересованным лицам земельных участков по правилам, предусмотренным указанной нормой закона, должна предшествовать процедура выбора испрашиваемого земельного участка, проведения землеустроительных работ и постановка такого земельного участка на кадастровый учет.
В силу статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", пункту 1.2 Положения о порядке принятия решений о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п (далее - Положение N 144-п), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется департаментом на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
В случае отсутствия у заявителя права на предоставление земельного участка департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка, содержащий причины такого отказа (пункт 9.12 Положения N 144-п).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4.1.6 Положения об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного постановлением администрации города Тюмени от 06.07.2007 N 16-пк, основанием для отказа в предоставлении земельного участка под временный объект является нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка, совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам
Пунктом 2.20.1. Регламента предусмотрено, что в предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта отказывается, в том числе, при наличии одного из следующих оснований:
- нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (подпункт "б");
- непредставление документов, которые в соответствии с пунктом 2.13 Регламента должны представляться в обязательном порядке, либо их предоставление с нарушением требований, указанных в пункте 2.15 Регламента, либо отсутствие документов, необходимых для рассмотрения заявления и установленных пунктом 2.12.1 Регламента (подпункт "ж").
Из совокупности упомянутых норм вытекает, что в собственность для целей, не связанных со строительством, могут быть предоставлены земельные участки, свободные от прав третьих лиц.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем, на момент, когда Крицким А.В. испрашивался спорный земельный участок, он уже был передан в срочное пользование управе.
При этом приказ департамента от 29.10.2013 N 466, во исполнение которого земельный участок передан управе для благоустройства территории, суды сочли законным, поскольку полномочия департамента по предоставлению земельных участков в безвозмездное пользование юридических лиц, включая конкретного отраслевого органа муниципального образования, каковым является управа, закреплены в статье 51 Закона N 131-ФЗ, статье 66 Устава города Тюмени, Положении о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденном решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575.
Принимая во внимание, что испрашиваемый Крицким А.В. земельный участок был обременен правами третьих лиц, суды пришли к обоснованному выводу, что этот земельный участок не мог быть предоставлен заявителю.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемые отказ и приказ департамента соответствует закону и не нарушают права и законные интересы Крицкого А.В., суды правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 20.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1122/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пунктов 4, 5 статьи 34 ЗК РФ принятию решения о предоставлении заинтересованным лицам земельных участков по правилам, предусмотренным указанной нормой закона, должна предшествовать процедура выбора испрашиваемого земельного участка, проведения землеустроительных работ и постановка такого земельного участка на кадастровый учет.
...
Как установлено судами, подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем, на момент, когда Крицким А.В. испрашивался спорный земельный участок, он уже был передан в срочное пользование управе.
При этом приказ департамента от 29.10.2013 N 466, во исполнение которого земельный участок передан управе для благоустройства территории, суды сочли законным, поскольку полномочия департамента по предоставлению земельных участков в безвозмездное пользование юридических лиц, включая конкретного отраслевого органа муниципального образования, каковым является управа, закреплены в статье 51 Закона N 131-ФЗ, статье 66 Устава города Тюмени, Положении о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденном решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2014 г. N Ф04-11626/14 по делу N А70-1122/2014
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-11626/14
27.08.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6053/14
20.08.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7234/14
11.06.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-1122/14