г. Тюмень |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А45-23684/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Рябининой Т.А.,
Севастьяновой М.А.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 29.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Бычкова О.Г.) и постановление от 16.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терехина И.И., Захарчук Е.И., Киреева О.Ю.) по делу N А45-23684/2013 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, город Москва, улица Новая Басманная, 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (630108, город Новосибирск, улица Станционная, 18/1, ОГРН 1025402457123, ИНН 5406015374) о взыскании платы за пользование вагонами.
Другие лица, участвующие в деле, - открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
В судебном заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гальчина М.А. по доверенности от 28.10.2014, открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" Смирнова О.И. по доверенности от 27.01.2014, открытого акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" Стеценко А.В. по доверенности от 08.08.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - ОАО "Сибпромжелдортранс") о взыскании 1 109 216 рублей 52 копеек платы за пользование вагонами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - ОАО "СИБЭКО").
Решением от 29.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с ОАО "Сибпромжелдортранс" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 626 261 рубль 16 копеек платы. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании с учётом уточнения её просительной части, ОАО "РЖД" просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в размере 541 341 рубля 64 копеек и направить дело на новое рассмотрение.
В доводах жалобы заявитель указывает следующие обстоятельства: судами неправильно истолкованы положения статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав железнодорожного транспорта); понятие "перерабатывающая способность мест погрузки, выгрузки", установленное договором, не имеет отношения к спору о взыскании платы за пользование вагонами; владелец пути необщего пользования освобождается от начисления платы за пользование вагонами за время их нахождения на путях необщего пользования только в случае ожидания владельцем пути необщего пользования возможности перемещения вагонов, контейнеров с железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожные выставочные пути, по причинам, зависящим от перевозчика (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2007 N 15126/06); графики фактического зачисления вагонов на ответственный простой вагонов не являются допустимыми и относимыми доказательствами (статьи 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); 13.01.2013, 18.01.2013, 21.01.2013 вагоны поданы в пределах перерабатывающей способности.
ОАО "Сибпромжелдортранс" и ОАО "СИБЭКО" в отзывах на кассационную жалобу, доводы которых поддержаны представителями в судебном заседании, просят отказать в её удовлетворении и оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность и на несостоятельность доводов истца.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" (дорога) и ОАО "Сибпромжелдортранс" (владелец) заключён договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути Октябрьского производственного участка ОАО "Сибпромжелдортранс" при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги от 23.11.2003 N 11/Н в редакции протоколов разногласий, с учётом дополнительных соглашений (далее - договор).
В соответствии с положениями параграфа 15 договора (в редакции протокола рассмотрения разногласий от 02.12.2010) максимальная перерабатывающая способность по выгрузке угля, составляет: в летний период - 197 вагонов в сутки; в зимний период - 192 вагона в сутки
По условиям параграфов 15.1, 15.3 владелец пути необщего пользования уплачивает ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами, приходящими в адрес владельца по ставкам Тарифного руководства N 2 с учётом повышающих коэффициентов, коэффициентов индексации, а также уплачивает плату за пользование вагонов, прибывающих в адрес контрагентов.
В декабре 2012 года в соответствии с условиями договора локомотивом перевозчика произведена передача вагонов на выставочные пути N 3, 5, 7, 9 станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги, которые затем переданы на пути необщего пользования ответчика. В подтверждение факта подачи вагонов истцом составлены памятки приёмосдатчика на уборку вагонов, а также на их основе ведомости подачи и уборки вагонов, которые подписаны ответчиком без возражений. В адрес ответчика поступали вагоны, арендованные ОАО "РЖД" на основании договора от 26.01.2012 N 18.
Ссылаясь на обязанность ответчика в силу договора уплатить начисленную плату за пользование вагонами, истец обратился в суд настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период (ноябрь - декабрь 2012 года) вагоны подавались перевозчиком (истцом) в большем количестве, чем установлено договором (максимальная перерабатывающая способность). С учётом положений статей 39, 55, 58 Устава железнодорожного транспорта суд пришёл к выводу о том, что ветвевладелец (ответчик) освобождается от внесения платы за пользование вагонами, при подаче вагонов в количестве, превышающем перерабатывающую способность. В связи с чем, оснований для удовлетворения иска на сумму 482 955 рублей 36 копеек не имеется.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обеих инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии со статьёй 64 Устава железнодорожного транспорта взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приёма по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
В силу пункта 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, требования Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования являются обязательными для всех участников перевозочного процесса - перевозчика, владельца пути необщего пользования, контрагента осуществляющего работу на этом пути.
На основании пункта 1.8 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ОАО "РЖД", утверждённой распоряжением ОАО "РЖД" от 02.08.2011 N 1686р, сторонами установлена максимальная перерабатывающая способность по выгрузке угля: в летний период - 197 вагонов в сутки; в зимний период - 192 вагона в сутки (параграф 15 договора в редакции протокола рассмотрения разногласий от 02.12.2010).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание условия договора, суды установили, что в спорный период среднесуточный оборот вагонов превысил объём, установленный в параграфе 15 договора. В связи с этим суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части подачи вагонов сверх перерабатывающей способности железнодорожного пути, установленной договором.
Ссылка заявителя на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2007 N 15126/06 не принимается, поскольку касается иной судебно-арбитражной практики.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами неправильно истолкованы положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта были предметом исследования суда апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что ответчик выступает в отношениях с перевозчиком по приёму вагонов в пределах ограниченного объёма, обусловленного перерабатывающей способностью железнодорожного пути, установленной в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Поскольку у ОАО "Сибпромжелдортранс" отсутствует обязанность по приёму на пути необщего пользования вагонов с превышением объёма, установленного договором, отсутствуют и основания для удовлетворения заявленного требования в данной части.
Ссылка ОАО "РЖД" на то, что 13.01.2013, 18.01.2013, 21.01.2013 вагоны поданы в пределах перерабатывающей способности, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку соответствующих возражений в суде первой и апелляционной инстанций заявлено не было.
Доводы подателя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу положений статей 286, 287 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-23684/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 29.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Бычкова О.Г.) и постановление от 16.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терехина И.И., Захарчук Е.И., Киреева О.Ю.) по делу N А45-23684/2013 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, город Москва, улица Новая Басманная, 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (630108, город Новосибирск, улица Станционная, 18/1, ОГРН 1025402457123, ИНН 5406015374) о взыскании платы за пользование вагонами.
...
В силу пункта 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, требования Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования являются обязательными для всех участников перевозочного процесса - перевозчика, владельца пути необщего пользования, контрагента осуществляющего работу на этом пути.
...
Ссылка заявителя на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2007 N 15126/06 не принимается, поскольку касается иной судебно-арбитражной практики."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2014 г. N Ф04-13214/14 по делу N А45-23684/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-13214/14
16.09.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6669/14
05.08.2014 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6669/14
29.05.2014 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-23684/13