г. Тюмень |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А67-1981/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 25 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел кассационную жалобу Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска на решение от 16.07.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 01.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А67-1981/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Старый город" (634029, Томская область, город Томск, улица Алтайская, 8/3, ИНН 7017303574, ОГРН 1127017011439) к Департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, переулок Плеханова, 4, ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211) о признании недействительным решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - муниципальное унитарное предприятие "Агентство развития города Томска".
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Гребенников Д.А.) в заседании участвовали представители:
от Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска - Казусь Д.В. по доверенности от 02.06.2014;
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Старый город" - Райх О.П. по доверенности от 23.12.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Старый город" (далее - ООО "СК "Старый город", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточнённым в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - административный орган, департамент) о признании незаконными решения комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов, изложенного в протоколе заседания комиссии от 25.10.2013, утверждённого начальником департамента; об отмене решения о выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов муниципальному унитарному предприятию "Агентство развития города Томска" (далее - МУП "АРТ", предприятие) по адресам в городе Томске: Иркутский тракт, 15 а, 37, 76, 85 б, улица Высоцкого, 7 а; об отзыве разрешения, выданного МУП "АРТ" с нарушением Порядка размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", определённого Положением "О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", утверждённым постановлением Мэра города Томска от 04.09.2007 N 536 "О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск" (далее - Положение N 536), в отношении объекта по адресу: город Томск, Иркутский тракт, 12; об отказе в выдаче разрешений на размещение остановочных комплексов, в том числе по адресу: город Томск, улица Пушкина, 52 б (далее - решения, изложенные в протоколе заседания комиссии).
Решением от 16.07.2014 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 01.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, решения, изложенные в протоколе заседания комиссии, признаны незаконными, на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СК "Старый город".
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган, ссылаясь на нарушение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение от 16.07.2014 и постановление от 01.10.2014 отменить, дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не установлено, какие права заявителя были нарушены оспариваемыми решениями и не выяснено, имеет ли МУП "АРТ" и общество правовую связь, позволяющую последнему оспаривать указанное решение.
Подробно доводы департамента изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между ООО "СК "Старый город" (принципал) и МУП "АРТ" (агент) заключены агентские договоры от 24.01.2013 б/н (далее - договор от 24.01.2013), от 15.05.2013 N 2/2 (далее - договор от 15.05.2013), от 05.06.2013 N 2/3 (далее - договор от 05.16.2013), в соответствии с которыми принципал поручает и предоставляет агенту право на выполнение агентских функций по заключению с третьими лицами договора(ов) аренды площадей, предназначенных для коммерческого использования, в составе временных (некапитальных) объектов - остановочных комплексов и обязуется уплатить агенту агентское вознаграждение за оказанные услуги.
В качестве объектов указанных агентских договоров выступают остановочные комплексы в городе Томске, расположенные, в том числе, по адресам: Иркутский тракт, 12, 15 а, 37, 76, 85 б, улица Высоцкого, 7 а, улица Пушкина, 52 б.
На основании протоколов комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов от 24.01.2012 N 1, от 26.03.2012 N 5, от 05.07.2013 N 10 приняты решения о выдаче разрешений по следующим адресам в городе Томске: Иркутский тракт, 12, 15 а, 37, 76, 85 б, улица Высоцкого, 7 а.
В соответствии с договором от 24.01.2013 МУП "АРТ" оформлена разрешительная документация и получено разрешение на размещение временного (некапитального) объекта от 24.01.2013 N 1/13 по адресу: город Томск, Иркутский тракт, 12 (срок действия с 24.01.2013 по 23.01.2018).
15.05.2013 предприятием в рамках агентского договора оформлена разрешительная документация и получено разрешение на размещение временных (некапитальных) объектов по следующим адресам в городе Томске: Иркутский тракт, 15 а, остановка "ДОСААФ" (срок действия с 01.04.2013 по 31.03.2018); Иркутский тракт, 37, остановка "Улица Мичурина" (срок действия с 01.04.2013 по 31.03.2018); Иркутский тракт, 76, остановка "Иркутский тракт" (срок действия с 01.04.2013 по 31.03.2018).
04.06.2013 МУП "АРТ" на основании договора от 05.06.2013 подана заявка с приложением необходимых документов на выдачу разрешений, в том числе по адресу: город Томск, улица Пушкина, 52 б, остановка "4-я поликлиника".
Предприятием 30.12.2013 направлено в адрес общества письмо с приложением письма департамента от 23.12.2013 N 10800 "Об отмене решений комиссии" и копии решений, изложенных в протоколе заседания комиссии.
Согласно пункту 1 указанного протокола заседания комиссии, в связи с не поступлением оплаты за использование земельных участков в полном объёме, комиссией по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов приняты решения: 1.1 отменить решения о выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов МУП "АРТ", расположенных в городе Томске по адресам: Иркутский тракт, 15 а, 37, 76, 85 б, улица Высоцкого, 7 а; 1.2 отозвать разрешение, выданное предприятию с нарушением Положения N 536 в отношении объекта по адресу: город Томск, Иркутский тракт, 12.
Из пункта 2 протокола заседания комиссии следует, что принято решение об отказе в выдаче разрешения на размещение остановочных комплексов, в том числе по адресу: город Томск, улица Пушкина, 52 б, в связи с нецелесообразностью.
Не согласившись с принятыми решениями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для принятия департаментом оспариваемых решений.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Порядок размещения и контроля за размещением временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск" определён Положением N 536
Согласно пункту 1.2 названного Положения, остановочный комплекс - объект транспортной инфраструктуры, являющийся составной частью улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск", обеспечивающий безопасность дорожного движения и организацию транспортного обслуживания населения; является временным (некапитальным) объектом, в состав которого входят: павильон, навес или иной конструктивный элемент, предназначенный для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия общественного транспорта, от неблагоприятных погодно-климатических факторов, а также киоск или павильон для коммерческого использования.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 536 размещение и эксплуатация временных объектов, за исключением объектов, указанных в пункте 2.5 названного Положения, осуществляются на основании: муниципального правового акта администрации города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта); протокола о результатах проведённого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица; паспорта временного объекта (после размещения временного объекта).
Пунктом 2.5 Положения N 536 предусмотренно, что размещение мобильных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 настоящего Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется без принятия муниципальных правовых актов администрации города Томска о предоставлении земельных участков, о размещении временных объектов, а также без заключения договоров аренды земельного участка, на основании разрешения, выданного Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска. Выдача паспорта временного объекта на временный объект, размещённый в соответствии с названным пунктом, не требуется.
Форма разрешения и порядок его предоставления утверждаются приказом начальника департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска. Разрешение на размещение временного объекта выдаётся заявителю после внесения им платы за фактическое использование земельного участка по установленным ставкам арендной платы за весь период эксплуатации временного объекта, указанный в разрешении. Разрешение на размещение временного объекта - остановочного комплекса выдаётся сроком на 5 лет.
Органы администрации города Томска, указанные в пунктах 4.1, 4.2 названного Положения, в том числе, выдают обязательные предписания гражданам и юридическим лицам об устранении допущенных нарушений при размещении временных объектов в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами администрации города Томска, в том числе об освобождении самовольно занятого участка земли (пункт 4.4 Положения N 536).
В пункте 25 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов", утверждённого постановлением администрации города Томска от 29.06.2012 N 761 (далее - регламент от 29.06.2012), действовавшим на момент вынесения оспариваемого решения, предусмотрено, что в случае непоступления платы за фактическое использование земельного участка или поступления не в полном объёме специалист, предоставляющий муниципальную услугу, готовит проект информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с указанием на возможность выдачи разрешения на размещение временного (некапитального) объекта в случае поступления платы за фактическое использование земельного участка в полном объёме в установленный срок.
Пунктом 22.3.1 регламента от 29.06.2012 определены случаи вынесения решений об отказе в выдаче разрешения.
При этом непоступление денежных средств в силу вышеуказанной нормы, не предусмотрено в качестве основания для отмены ранее выданного решения.
Согласно пункту 6.1 регламента от 29.06.2012 результатом I этапа предоставления муниципальной услуги является получение заявителем одного из следующих документов: - информационного письма о выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов и расчёта платы за фактическое использование земельного участка по установленным ставкам арендной платы за весь период эксплуатации временного объекта, указанный в заявлении о предоставлении муниципальной услуги, с предложением произвести оплату в соответствии с расчётом платы за фактическое использование земельного участка; - информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов; - информационного письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Результатом II этапа предоставления муниципальной услуги является получение заявителем следующего документа: разрешения на размещение временного (некапитального) объекта; информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта (пункт 6.2 регламента от 29.06.2012).
Руководствуясь вышеназванными нормами, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что положениями регламента от 29.06.2012 не предусмотрены отмена и отзыв ранее выданных решений о выдаче разрешений на размещение объектов.
Из материалов дела следует и апелляционным судом установлено, что основанием для принятия оспариваемого решения об отмене решений о выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов предприятия по следующим адресам в городе Томске: Иркутский тракт, 15 а, 37, 76, 85 б, улица Высоцкого, 7 а, послужило не поступление оплаты за использование земельных участков в полном объёме.
При этом доказательств того, что заявителю либо МУП "АРТ" направлялись информационные письма, предусмотренные регламентом от 29.06.2012, в материалы дела административным органом не представлено.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражные суды пришли к выводу, что у департамента на 25.10.2013 отсутствовали полномочия по принятию решений в отношении вышеуказанных остановочных комплексов.
При этом арбитражные суды учитывали, что в соответствии с пунктом 1.3.1 Положения N 536 к временным объектам относились киоски и павильоны розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, их комплексы, в том числе остановочные комплексы.
Постановлением администрации Города Томска от 31.07.2013 N 834 внесены изменения в Положение N 536, вступившие в силу с 02.08.2013, согласно которым остановочные комплексы исключены из состава временных объектов, предусмотренных пунктом 1.3.1 данного Положения.
Постановлением администрации города Томска от 17.09.2013 N 1060 пункт 2.5 вышеуказанного Положения изложен в новой редакции, в соответствии с которой размещение временных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 названного Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется по итогам рассмотрения заявок юридических и физических лиц о предоставлении права пользования земельными участками для размещения соответствующих временных объектов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1.2, 2.1 Распоряжения администрации города Томска от 30.03.2012 N р240 "О регламенте работы комиссии по вопросам предоставления земельных участков", данная комиссия является постоянно действующим совещательным органом администрации города Томска, не обладающим правами юридического лица и созданным в целях предварительного рассмотрения вопросов в области использования земель, в области градостроительной деятельности, а также в целях подготовки рекомендаций мэру города Томска по принятию наиболее оптимальных решений по результатам рассмотрения указанных вопросов. Основными задачами комиссии являются предварительное разностороннее и объективное, с учётом действующего законодательства, рассмотрение вопросов по предоставлению земельных участков и долей в праве собственности на земельные участки, полномочиями по распоряжению которыми обладает администрация города Томска, иных вопросов в области использования земель и в области градостроительной деятельности и принятие по ним обоснованных решений.
Исходя из вышеизложенного выводы судов о том, что решения, изложенные в протоколе заседания комиссии, приняты неуполномоченным органом, являются правильным.
При этом судами указано, что из представленной административным органом сводки платежей подтверждается, что на протяжении 2013 года он принимал плату за пользование земельными участками по Октябрьскому району города Томска, предназначенными для размещения остановочных комплексов и предоставленными МУП "АРТ" от общества.
Также судами отмечено, что ООО "СК "Старый город" на основании выданных разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов заключались договоры подряда, на основании которых общество с ограниченной ответственностью "Август" (подрядчик) изготовило по заданию общества остановочные комплексы (киоск, павильон, зона ожидания пассажиров), осуществило их монтаж и установку, отмена и отзыв ранее выданных разрешений, отказ в выдаче разрешения по основанию, не предусмотренному действующими нормативными правовыми актами, не позволяет заявителю осуществлять действия в отношении данных остановочных комплексов.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное обществом требование.
Принимая во внимание, что в данном случае нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, правомерно указал на необходимость устранения допущенных нарушений.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование административным органом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.07.2014 Арбитражного суда Томской области и постановление от 01.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1981/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел кассационную жалобу Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска на решение от 16.07.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 01.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А67-1981/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Старый город" (634029, Томская область, город Томск, улица Алтайская, 8/3, ИНН 7017303574, ОГРН 1127017011439) к Департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, переулок Плеханова, 4, ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211) о признании недействительным решения.
...
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган, ссылаясь на нарушение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение от 16.07.2014 и постановление от 01.10.2014 отменить, дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2014 г. N Ф04-13144/14 по делу N А67-1981/2014
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-13144/14
01.10.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7880/14
11.08.2014 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7880/14
16.07.2014 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-1981/14