г. Тюмень |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А02-1287/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Шимпф Е.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Рослотцентр"общества с ограниченной ответственностью "РОСЛОТЦЕНТР" на решение от 22.09.2014 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Черепанова И.В.) и постановление от 06.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В.) по делу N А02-1287/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОСЛОТЦЕНТР" (649240, Республика Алтай, село Чемал, улица Катунская, дом 60, ИНН 0410004633, ОГРН 1050400665260) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Г.И. Чорос-Гуркина, дом 40, ИНН 0411131507, ОГРН 1070411002254) о признании недействительными решений.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Борков А.А.) в заседании участвовали представители:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай - Родин П.В. по доверенности от 01.01.2015, Кондыев С.С. по доверенности от 12.01.2015
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РОСЛОТЦЕНТР" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.05.2014 N 3, 4, 5, 6 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Решением суда от 22.09.2014, оставленным без изменения постановлением от 06.11.2014 суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Рослотцентр"заявитель указал на неправильное применение судами положений пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на превышение стоимости имущества Общества размера начисленных Инспекцией налогов, пени и штрафа.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении Общества за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 по вопросам соблюдения налогового законодательства, по результатам которой была выявлена неуплата налога на прибыль в размере 9 971 333 руб., завышение убытков исчисленных налогоплательщиком в размере 10 367 133 руб., о чем составлен акт выездной проверки от 07.02.2014 N 445.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Инспекцией вынесено решение от 20.03.2014 N 20 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату, неполную уплату налога на прибыль организацией и по статье 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в общей сумме 1 994 888,40 руб., Обществу доначислена сумма неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 9 971 333 руб., начислено пени за неуплату налогов в общей сумме 1 946 706,71 руб.
Решением от 21.03.2014 N 36 "О принятии обеспечительных мер" Инспекцией приняты обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества (передачу в залог) без согласия налогового органа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай от 23.05.2014 N 04-13/04906 решение Инспекции от 21.03.2014 N 36 оставлено без изменения.
24.03.2014 налоговым органом вынесено решение N 2 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления в Отделении N 8644 Сбербанка России всех расходных операций по расчетному счету N 40702810102140143101 за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Указанное решение оспорено Обществом в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Республике Алтай N 04-13/04905 от 23.05.2014 в удовлетворении жалобы Общества отказано.
15.05.2014 налоговым органом вынесены решения N 3, 4, 5, 6 о принятии обеспечительных мер в виде:
- приостановления в Отделении N 8644 Сбербанка России всех расходных операций по расчетным счетам N 40702810602000099141, N 40702810902000099142, N 0702810502000099144, N 40702810802000099145 за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
- приостановления в Алтайском РФ ОАО "Россельхозбанк" всех расходных операций по расчетному счету N 40702810218000001319 за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
- приостановления в Левобережном Отделении N 8047 Сибирского банка Сбербанка всех расходных операций по расчетному счету N 4072810744020102874 за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Указанные решения оспорены ООО "РОСЛОТЦЕНТР" в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Республике Алтай N 04-13/005136 от 02.06.2014 в удовлетворении жалобы Общества отказано.
Не согласившись с указанными решениями, Общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями пункта 10 статьи 101 НК РФ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что оспариваемые решения Инспекции вынесены налоговым органом в соответствии с положениями действующего законодательства; не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; приняты в обеспечение возможности исполнения решения от 20.03.2014 N 20 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Судами установлено, что в обоснование принятых решений налоговый орган сослался на вступление в законную силу Федерального закона N 416-ФЗ от 28.12.2013 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и установление того факта, что основным видом деятельности Общества является организация и проведение негосударственных бестиражных лотерей.
Федеральным законом N 416-ФЗ установлено, что организатором лотереи является лишь федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи (статья 13 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ в редакции от 28.12.2013 "О лотереях"), в связи с чем проведение негосударственных лотерей с 01.07.2014 прекращается.
Формулируя вывод о том, что при принятии обеспечительных мер у налогового органа было достаточно оснований полагать, что исполнение решения от 20.03.2014 N 20 в дальнейшем может быть затруднено или станет невозможным, суды исходили из следующего:
- основным видом деятельности Общества, который приносит основной доход, является именно организация, проведение и распространение лотерей, которым с 01.07.2014 Общество лишено возможности заниматься;
- бухгалтерский баланс за 12 месяцев 2013 года представлен Обществом в налоговый орган после вынесения оспариваемых решений;
- Обществом в налоговый орган и в материалы дела не представлены расшифровки по соответствующим графам бухгалтерского баланса (в том числе строки "запасы", в которой отражается информация о наличии сырья, материалов, затрат в незавершенном строительстве, готовой продукции, товаров для перепродажи и др.);
- в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие фактическое наличие у Общества на момент принятия оспариваемых решений имущества, на которое в соответствии с положениями пункта 10 статьи 101 НК РФ могут быть наложены обеспечительные меры.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на наличие оборотных активов стоимостью 260 000 руб., запасов на сумму 178 671 000 руб., дебиторской задолженности в размере 14 579 000 руб., финансовых вложений в сумме 3 594 000 руб., указывает, что у него имеется достаточно имущества для исполнения решения налогового органа от 20.03.2014 N 20.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод как основание к отмене судебных актов, поскольку судами установлено, что согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2014 года чистая прибыль Общества составила 163 000 руб. при обороте в 80 436 000 руб. Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2 квартал 2014 года чистая прибыль Общества составила 288 689 руб. при обороте в 158 606 000 руб. Данное обстоятельство Обществом не опровергнуто.
При этом судами учтено, что на момент принятия оспариваемых решений Общество занималось только деятельностью по организации, проведению и распространению лотерей.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что на момент принятия оспариваемых решений Общество имело пять расчетных счетов, на двух из которых денежных средств не имелось, на счете N 40702810902000099142 на 21.03.2014 оставалось - 169 323,75 руб., на счете N 40702810602000099141 - 265 370,11 руб., на счете N 40702810102140143101 - 4 950 141,58 руб.
Общий размер денежных средств, имеющихся на счетах Общества, был более чем в два раза меньше доначисленной суммы налога и штрафов.
Из операций по расчетному счету Общества N 40702810102140143101 следует, что за период с 08.04.2014 со счета перечислена сумма в общем размере 5 453 900 руб. при остатке на счете на 30.04.2014 - 10 000 руб.
При этом в пользу ООО Фонд "Содействие" только 08.04.2014 перечислены суммы в общем размере более 3 000 000 рублей.
Между тем, из решения от 20.03.2014N 20, в порядке обеспечения которого приняты оспариваемые решения, следует, что занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, произошло именно на основании сделок с Фондом социальных программ, Общественным Фондом "Содействия развитию социально значимых объектов".
Таким образом, учитывая, что Общество с 01.07.2014 лишено возможности заниматься основным видом деятельности, который на момент принятия оспариваемого решения приносил основной доход, отсутствие доказательств того, что заявитель занимался или занимается какой-либо иной незапрещенной деятельностью, которая способна приносить доход, достаточный для исполнения решения N 20 от 20.03.2014 в обеспечение которого наложен как запрет на отчуждение имущества, так и приостановление операций по счетам, фактическую недостаточность имущества и денежных средств для исполнения решения N 20 от 20.03.2014 на момент принятия оспариваемых решений, дальнейшие действия по выводу денежных средств при наличии ограничений, у Инспекции имелись основания полагать, что исполнение решения в дальнейшем может быть затруднено или стать невозможным, в связи с чем принятие обеспечительных мер является обоснованным.
Иные доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.09.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 06.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1287/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Формулируя вывод о том, что при принятии обеспечительных мер у налогового органа было достаточно оснований полагать, что исполнение решения от 20.03.2014 N 20 в дальнейшем может быть затруднено или станет невозможным, суды исходили из следующего:
- основным видом деятельности Общества, который приносит основной доход, является именно организация, проведение и распространение лотерей, которым с 01.07.2014 Общество лишено возможности заниматься;
- бухгалтерский баланс за 12 месяцев 2013 года представлен Обществом в налоговый орган после вынесения оспариваемых решений;
- Обществом в налоговый орган и в материалы дела не представлены расшифровки по соответствующим графам бухгалтерского баланса (в том числе строки "запасы", в которой отражается информация о наличии сырья, материалов, затрат в незавершенном строительстве, готовой продукции, товаров для перепродажи и др.);
- в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие фактическое наличие у Общества на момент принятия оспариваемых решений имущества, на которое в соответствии с положениями пункта 10 статьи 101 НК РФ могут быть наложены обеспечительные меры."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2015 г. N Ф04-10172/14 по делу N А02-1287/2014
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-10172/14
06.11.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6424/14
05.11.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-10172/14
22.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1287/14
13.08.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6424/14