г. Тюмень |
|
28 января 2015 г. |
Дело N А75-306/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 23.06.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 13.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-306/2014 по иску Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, 68, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к открытому акционерному обществу "Славнефть-Мегионнефтегаз" (628680, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, улица А.М. Кузьмина, 51, ИНН 8605003932, ОГРН 1028601354088) о взыскании 5 275 985 руб.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" - Толстунов А.А. по доверенности от 31.12.2013.
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба охраны окружающей среды) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - общество, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз") о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 5 275 985 руб.
Решением от 23.06.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исковое требование удовлетворено частично:
с общества в пользу службы охраны окружающей среды взыскано 166 053 руб. 89 коп. ущерба, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением от 13.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда указанное решение суда первой инстанции изменено, с общества в пользу службы охраны окружающей среды взыскан ущерб в размере 1 660 538 руб. 88 коп., в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, служба охраны окружающей среды просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о том, что общая площадь загрязненных земельных участков составила 0,264 га, опровергается представленными службой охраны окружающей среды доказательствами.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции от 13.10.2014 подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 16.10.2013 в пределах выдела квартала 145 Угутского участкового лесничества территориального отдела - Юганское лесничество произошел некатегорийный отказ нефтесборного трубопровода "к.23 - т.вр.", находящегося на балансе общества, что подтверждается актом технического расследования причин инцидента от 21.10.2010 N 96, утвержденным начальником АНГДУ ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз".
Согласно акту обследования от 03.09.2013, составленному должностным лицом службы охраны окружающей среды, актам отбора проб почвы от 03.09.2013 N N 555, 556, заключению по результатам анализа проб от 17.09.2013, составленным специалистами федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу", в результате вышеназванной аварии и дальнейшего разлива нефти был загрязнен земельный участок лесного фонда площадью 1,2126 га.
Претензией службы охраны окружающей среды от 15.10.2013 N 229-ЛН/2013 обществу предложено в течение 30 дней со дня ее получения возместить причиненный лесам вред в размере 7 627 157 000 руб.
Поскольку ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" в добровольном порядке не возмещен ущерб, служба охраны окружающей среды обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование в части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" является владельцем источника повышенной опасности (опасного производственного объекта - нефтепровода) и в силу статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) несет ответственность за вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв нефтепродуктами. При этом суды признали правильным произведенный службой охраны окружающей среды расчет ущерба лишь исходя из площади загрязненного участка в размере 0,264 га.
Выводы судов являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятие или цех, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка в квартале 145 выделах 14, 61, 79 Угутского участкового лесничества ТО - Юганское лесничество на территории Ново-Покурского месторождения нефти ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз".
При этом, учитывая возражения общества, суды не приняли в качестве надлежащих доказательств размера общей площади загрязненных земельных участков составленные в одностороннем порядке должностными лицами службы охраны окружающей среды (без указания способа измерения) и противоречащие друг другу акт обследования от 03.09.2013 (1,2126 га) и карту-схему (0,8388 га).
В подтверждение того, что общая площадь загрязненных участков составляет 0,264 га, обществом представлен акт осмотра нефтезагрязненного участка от 29.05.2014, составленный с участием ведущего геодезиста маркшейдерской службы ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" с привлечением представителя маркшейдерской службы независимой организации.
Поскольку службой охраны окружающей среды в нарушение статьи 65 АПК РФ не были представлены доказательства, опровергающие доводы общества о фактической площади загрязненного земельного участка, суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанная площадь составляет 0,264 га.
Из положений части 2 статьи 99 ЛК РФ следует, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Таким законом и является Закон N 7-ФЗ, в пункте 3 статьи 77 которого указано, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Следовательно, возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Таксы же, в свою очередь, являются условными единицами оценки затрат, понесенных в связи с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, с учетом не только стоимостного выражения непосредственного объекта нарушения, а также с учетом экологического вреда, причиненного природной среде, т.е. полностью компенсирующее отрицательное воздействие на природу.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правильным произведенный службой охраны окружающей среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" расчет ущерба исходя из площади загрязненного участка земель лесного фонда в размере 0,264 га.
Поскольку судом первой инстанции неверно определена площадь земельного участка при пересчете на квадратные метры (вместо 2 640 кв.м. указано 264 кв.м.), что повлекло ошибочное исчисление итогового размера ущерба - 166 053 руб. 89 коп., суд апелляционной инстанции обоснованно изменил решение суда первой инстанции, взыскав с общества ущерб в размере 1 660 538 руб. 88 коп.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств установленных нижестоящими судами и представленных сторонами доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Учитывая, что постановлением от 13.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда изменено решение от 23.06.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставлению без изменения подлежит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 13.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-306/2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Таким законом и является Закон N 7-ФЗ, в пункте 3 статьи 77 которого указано, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Следовательно, возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Таксы же, в свою очередь, являются условными единицами оценки затрат, понесенных в связи с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, с учетом не только стоимостного выражения непосредственного объекта нарушения, а также с учетом экологического вреда, причиненного природной среде, т.е. полностью компенсирующее отрицательное воздействие на природу.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правильным произведенный службой охраны окружающей среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" расчет ущерба исходя из площади загрязненного участка земель лесного фонда в размере 0,264 га."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2015 г. N Ф04-14264/14 по делу N А75-306/2014