г. Тюмень |
|
9 февраля 2015 г. |
Дело N А75-5117/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Варьеганнефть" на решение от 22.07.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 17.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-5117/2014 по исковому заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, 69, ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002) к открытому акционерному обществу "Варьеганнефть" (628463, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Радужный, ОГРН 1028601465364, ИНН 8609002880) о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Варьеганнефть" - Исмагулов О.А. по доверенности от 08.12.2014.
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Варьеганнефть" (далее - общество) о взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме 1 168 667 руб.
Решением от 22.07.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение ими норм права, в удовлетворении исковых требований службы отказать.
По мнению общества, действующим законодательством не установлен приоритет какой-либо формы возмещения вреда окружающей среде (денежной или натуральной), а также многократность его возмещения, в связи с чем проведение им рекультивации является достаточным и исключает необходимость выплаты денежного выражения причиненного вреда.
Податель жалобы считает неправомерным использование службой при расчете вреда ставок платы, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310), подлежащих применению к арендным отношениям и иным договорным обязательствам.
Служба в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавшего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенного специалистами службы обследования выявлен факт загрязнения нефтепродуктами лесного участка в квартале 378 выдел 60 Аганского лесничества Радужнинского участкового лесничества, общей площадью 0,1858 га.
Данный участок относится к Варьеганскому месторождению нефти, используемому и разрабатываемому обществом.
Претензионным письмом от 01.10.2013 N 216-ЛН/2013 обществу предложено в добровольном порядке оплатить причиненный ущерб в сумме 1 168 667 руб.
Поскольку в добровольном порядке вред возмещен не был, служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия оснований для взыскания с общества вреда, причиненного лесонарушением, в заявленном службой размере.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая положения статей 15, 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", суды обоснованно указали, что общество, являясь владельцем источника повышенной опасности - нефтепровода, несет ответственность за вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв нефтепродуктами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Из положений части 2 статьи 99 ЛК РФ следует, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Таким законом и является Закон N 7-ФЗ, в пункте 3 статьи 77 которого указано, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Следовательно, возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Таксы же, в свою очередь, являются условными единицами оценки затрат, понесенных в связи с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, с учетом не только стоимостного выражения непосредственного объекта нарушения, а также с учетом экологического вреда, причиненного природной среде.
Статьей 100 ЛК РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Факт загрязнения нефтепродуктами участка лесного фонда в квартале N 378 в выделах 60 Аганского лесничества Радужнинского участкового лесничества, площадь загрязнения установлены судами, подтверждены материалами дела и обществом по существу не оспариваются.
Поскольку порча почв произошла на землях лесного фонда, расчет ущерба произведен службой на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - постановление N 273), постановления N 310, Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и составил 1 168 667 руб.
Судебные инстанции, проверив указанный расчет, признали его верным.
Ссылки общества на невозможность применения при расчете вреда, причиненного окружающей среде, ставок, установленных постановлением N 310, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм указанного постановления и постановления N 273.
Арбитражными судами обоснованно не приняты во внимание доводы общества о направлении в его адрес по одному факту разлива нефтепродуктов двух претензий, содержащих требования о возмещении вреда.
В рассматриваемом случае направленные обществу претензии касаются различных компонентов окружающей среды (леса и почва), являющимися самостоятельными объектами охраны. От того, какому природному объекту причинен вред, зависит выбор подлежащей применению при определении его размера методики.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие доказательств совершения им лесонарушения несостоятельны, и опровергаются имеющейся в материалах дела выпиской из государственного лесного реестра, согласно которой загрязненный участок относится к лесному фонду и представляет собой эксплуатационные леса с таксационной характеристикой - трасса коммуникаций. Кроме того, причинение вреда лесам возможно не только посредством уничтожения или повреждения лесных насаждений, но и путем порчи, в том числе загрязнения, почв.
Суд кассационной инстанции отмечает, что нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой.
Последствием разлива нефти на участке лесного фонда является причинение экологического вреда (негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов), поскольку в условиях лесного биогеоценоза каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство.
Поскольку в данном случае восстановление нарушенного состояния окружающей среды (леса) не тождественно процедуре ликвидации загрязнения земли, а устранение виновным лицом последствий лесонарушения и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предписаны законом, арбитражные суды обоснованно отклонили доводы общества о возможности добровольного возмещении им причиненного вреда в натуре в соответствии с проектом рекультивации загрязненных земель.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковое заявление службы о взыскании с общества ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 1 168 667 руб.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.07.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5117/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 100 ЛК РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
...
Поскольку порча почв произошла на землях лесного фонда, расчет ущерба произведен службой на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - постановление N 273), постановления N 310, Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и составил 1 168 667 руб.
...
Ссылки общества на невозможность применения при расчете вреда, причиненного окружающей среде, ставок, установленных постановлением N 310, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм указанного постановления и постановления N 273."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2015 г. N Ф04-15098/15 по делу N А75-5117/2014