г. Тюмень |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А70-10231/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение от 08.10.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) и постановление от 20.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-10231/2014 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (625026, г. Тюмень, ул. Рижская, 45а, ИНН 7203158490, ОГРН 1057200990593) к закрытому акционерному обществу "Тандер" (350002, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители: от закрытого акционерного общества "Тандер" Солдатенко С.А. (доверенность от 13.08.2014), от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области Бабикова К.В. (доверенность от 22.09.2014).
Суд установил:
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области (далее - управление, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 08.10.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 20.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование заявителя удовлетворено, ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты, прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава вменяемого административного правонарушения и отказать в удовлетворении требования управления о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению ЗАО "Тандер", административным органом нарушен порядок возбуждения дела об административном правонарушении; осмотр помещения гипермаркета "Магнит", находящегося по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 31, и отбор проб производился без привлечения понятых; экспертное заключение является недопустимым доказательством, так как нарушен процессуальный порядок назначения экспертизы и отбора проб продукции, а законному представителю общества не были разъяснены его права, в том числе право заявлять отвод эксперту, сформулировать вопросы для дачи на них ответов в заключении.
Кроме того, общество считает, что выявленные управлением нарушения следует квалифицировать по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; рассмотрение таких дел не относится к компетенции арбитражных судов.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ЗАО "Тандер" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения руководителя управления от 13.05.2014 N 197 уполномоченным должностным лицом заявителя была проведена внеплановая выездная проверка деятельности ЗАО "Тандер", осуществляемой в гипермаркете "Магнит" по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 31, в результате которой установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим определением от 16.06.2014 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в ходе которого на основании определения от 16.06.2014 о назначении экспертизы должностным лицом управления в присутствии понятых и представителя общества произведён осмотр принадлежащих ЗАО "Тандер" помещений гипермаркета "Магнит", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 31, и отбор проб - кулинарных изделий собственного производства для лабораторного исследования на их соответствие (не соответствие) требованиям санитарных правил.
Распоряжение руководителя управления от 13.05.2014 N 197, акт проверки, определения от 16.06.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и о назначении экспертизы были направлены управлением по юридическому и почтовому адресам ЗАО "Тандер", а также по адресу нахождения филиала общества в г. Тюмени.
Согласно заключению экспертной организации - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" отобранные в 11-00 час. 07.07.2014 в гипермаркете "Магнит" пробы рулета "Кавказский", винегрета с грибами, салата "Греческого", салата из маринованных грибов, салата "Сельдь под шубой", рулета бисквитного - "Рулет с конфитюром и сливками", полуфабриката - котлеты "Монастырские" не соответствуют санитарным требованиям СанПиНа 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждённого постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36 (далее - СанПиН 2.3.2.1078-01).
После надлежащего извещения законного представителя ЗАО "Тандер" должностным лицом управления в присутствии представителя общества, действующего по доверенности, составлен протокол от 25.08.2014 N 02-623 о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В последующем управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 данного Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 введены в действие Санитарные правила "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" (далее - СП 2.3.6.1066-01), которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьём и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приёмки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Действие данных Правил распространяется на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (пункт 1.2 СП 2.3.6.1066-01).
Согласно пункту 8.1 СП 2.3.6.1066-01 пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
При этом в силу положений пункта 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, до подачи продовольственных товаров в торговый зал продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
Из содержания пунктов 1.1 и 2.1 СанПиНа 2.3.2.1078-01 следует, что установленные гигиенические показатели и нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов, должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических, радиологических, биологически активных веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Безопасность пищевых продуктов в микробиологическом и радиационном отношении, а также по содержанию химических загрязнителей определяется их соответствием гигиеническим нормативам, установленным настоящими Санитарными правилами (приложение 1).
Приложением 1 к СанПиНу 2.3.2.1078-01 установлены нормативы содержания в продукте патогенной и условно-патогенной микрофлоры, а также токсичных элементов, включая микробиологические показатели по КМАФАнМ (количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов), БГКП (колиформы).
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в гипермаркете "Магнит", расположенном по адресу:
г. Тюмень, ул. Одесская, 31, было выявлено наличие предложенных к продаже образов пищевой продукции, не отвечающих требованиям безопасности продукции, и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы ЗАО "Тандер" о том, что, административным органом был нарушен порядок возбуждения дела об административном правонарушении, осмотр помещения гипермаркета "Магнит" и отбор проб производился без привлечения понятых, экспертное заключение является недопустимым доказательством, так как нарушен процессуальный порядок назначения экспертизы и отбора проб продукции, а также о необходимости квалифицировать выявленные управлением нарушения по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были исследованы и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.10.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 20.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10231/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8.1 СП 2.3.6.1066-01 пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
При этом в силу положений пункта 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, до подачи продовольственных товаров в торговый зал продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
...
г. Тюмень, ул. Одесская, 31, было выявлено наличие предложенных к продаже образов пищевой продукции, не отвечающих требованиям безопасности продукции, и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы ЗАО "Тандер" о том, что, административным органом был нарушен порядок возбуждения дела об административном правонарушении, осмотр помещения гипермаркета "Магнит" и отбор проб производился без привлечения понятых, экспертное заключение является недопустимым доказательством, так как нарушен процессуальный порядок назначения экспертизы и отбора проб продукции, а также о необходимости квалифицировать выявленные управлением нарушения по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были исследованы и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2015 г. N Ф04-18055/15 по делу N А70-10231/2014