• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2018 г. N Ф04-2437/18 по делу N А03-11157/2016

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно сформированным подходам к распределению и реализации бремени доказывания в арбитражном процессе непредставление лицом, участвующим в деле, необходимых доказательств может означать как их отсутствие, так и его незаинтересованность в их предоставлении, так как последнее повлечет раскрытие нежелательной для него информации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 N 12857/12).

Вместе с тем суд, учитывая то обстоятельство, что истец не признает отпуск ответчику тепловой энергии ненадлежащего качества, а ответчик опровергает данное обстоятельства, в частности заключением N 455-17 (надлежащая оценка которому судами не дана), судам следует с учетом установленных обстоятельств дела правильно распределить бремя доказывания между сторонами того обстоятельства, что переданный коммунальный ресурс в течение всего спорного периода соответствовал необходимым качественным характеристикам.

Кроме того, судам также следовало включить в предмет исследования вопросы о том, имеются ли объективные возможности у ответчика представить иные соответствующие сведения для определения перерасчета платы за тепловую энергию, либо имеет место его уклонение от предоставления таких сведений с целью создания невозможности истцу предоставить расчет, соответствующий требованиям Правил N 354 (пункт 4 статьи 1, статья 10 ГК РФ). При установлении объективной невозможности предоставления ответчиком соответствующих сведений суду необходимо было вынести на обсуждение сторон вопрос о том, какой порядок расчета объема некачественного коммунального ресурса применим в спорной ситуации, в частности, считают ли стороны, что в этом случае необходимо установить, какой объем обязательств по оплате некачественного коммунального ресурса существовал у собственников и владельцев помещений в МКД, управляемых ответчиком. При исследовании указанных вопросов судам следует учесть правовую позицию, изложенную постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12, от 13.05.2014 N 1446/14, определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2014 N 309-ЭС14-923, от 09.10.2015 N 305-КГ15-5805.

При этом судам необходимо учитывать то, что лишение исполнителя коммунальных услуг возможности подтверждения своих возражений иными доказательствами, по сути, лишает последнего права на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), а также то, что действующее законодательство исключает возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций минуя посредничество управляющей организации.

Кроме того, суды, установив факт несвоевременной оплаты ответчиком ресурса за спорный период и признав верным расчет неустойки, тем не менее отказали и в удовлетворении иска в этой части без указания мотивов в связи с чем отсутствовали правовые основания для ее взыскания.

Также судам надлежит осуществить проверку расчета, как истца, так и ответчика на соответствие нормам материального права, выявление сути разногласий в этих расчетах, поскольку такая проверка является обязанностью суда (статьи 168, 170 АПК РФ, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству")."