г. Тюмень |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А27-16815/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 21.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 15.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-16815/2020 по заявлению Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 19/А, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) к обществу с ограниченной ответственностью "Водоресурс" (652840, Кемеровская область - Кузбасс, город Мыски, улица Олимпийская, дом 1, ОГРН 1164205057807, ИНН 4253033332) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, пени.
Суд установил:
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Водоресурс" (далее - общество, ООО "Водоресурс") задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 400 000 руб., пеней в размере 44 870 руб. за период с 02.03.2019 по 21.07.2019 с продолжением начисления до дня фактического исполнения обязанности по внесению платы.
Решением от 21.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 15.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены частично; с ООО "Водоресурс" взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 400 000 руб. и пени в размере 31 960 руб. за период с 02.03.2019 по 15.09.2020 с последующим их начислением по день фактического погашения задолженности исходя из одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования и удовлетворить требование в данной части в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и проведения перерасчета пеней исходя из ставки Банка России, действующей на день вынесения решения, за период до обращения управления в суд с настоящим заявлением у судов не имелось.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Водоресурс" в управление представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, согласно которой сумма исчисленной платы составила 400 000 руб.
В связи с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год обществом не произведена, управлением вынесено требование от 21.02.2020 N 8, которое в добровольном порядке ООО "Водоресурс" не исполнено.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности требований управления о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в заявленном размере; признав неверным расчет пеней исходя из ставок Банка России, действовавших в период просрочки платежа, суды произвели его перерасчет исходя из ключевой ставки Банка России, действующей на момент вынесения решения, и удовлетворили заявленные требования частично.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 16.3, 16.5 Закона N 7-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункты 1, 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, пункт 5 Правил N 255).
Исходя из пункта 1 статьи 16.3, пункта 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 8 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно и подлежит отражению в представляемой в уполномоченный орган по итогам отчетного периода декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункту 32 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год; плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
На основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", пунктов 4, 5.5(23) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пункта 2 приказа Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" управление наделено полномочиями по взысканию задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду на территории Кемеровской области.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество в 2018 году осуществляло хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, признаваемую объектом платы; обществом самостоятельно исчислена плата за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период в размере 400 000 руб.
В нарушение статьи 65 АПК РФ общество не представило доказательств внесения указанной платы в доход бюджета.
В силу пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 названной статьи.
Как следует из материалов дела, управлением за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год обществу начислены пени за период с 02.03.2019 по 21.07.2019 в размере 44 870 руб. исходя из ставок Банка России, действовавших в указанный период просрочки платежа.
Вместе с тем из буквального толкования положений пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ следует, что при добровольной уплате пеней, их размер подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом названный Закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания пеней в судебном порядке.
Учитывая правовую позицию, сформулированную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3), в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (пункт 38), в отношении сходных вопросов расчета законной неустойки при ее взыскании в судебном порядке, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно произвели перерасчет начисленных управлением пеней исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вынесения решения по делу, размер которых за период 02.03.2019 по 15.09.2020 составил 31 960 руб.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные управлением требования в части взыскания с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 400 000 руб. и пеней в размере 31 960 руб. с продолжением их начисления по день фактической уплаты.
Доводы управления о применении судами первой и апелляционной инстанций положений статьи 333 ГК РФ об уменьшении размера взыскиваемой неустойки ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства не соответствуют содержанию судебных актов.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ и удовлетворения кассационной жалобы общества не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16815/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
...
Доводы управления о применении судами первой и апелляционной инстанций положений статьи 333 ГК РФ об уменьшении размера взыскиваемой неустойки ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства не соответствуют содержанию судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф04-874/21 по делу N А27-16815/2020