г. Тюмень |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А70-11853/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление от 28.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Дубок О.В., Лотов А.Н.) по делу N А70-11853/2020 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Ленина, дом 56, ОГРН 1058600001118, ИНН 8618006063) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях.
Другие лица, участвующие в деле: Тюменский межрайонный природоохранный прокурор (625000, город Тюмень, улица Ялуторовская, дом 42а), Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор (628416, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Дзержинского, дом 7/2).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" - Замятин Н.Н. по доверенности от 08.12.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) от 02.07.2020 N 80Н о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб. и от 02.07.2020 N 81Н о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Возбужденные на основании указанных заявлений дела в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен N А70-11853/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тюменский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор), Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор.
Решением от 28.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 28.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части; признано незаконным и отменено постановление управления от 02.07.2020 N 81Н о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку общество эксплуатирует один промышленный объект добычи газа на территории двух субъектов - Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (имеет два лицензионных участка), то допущенное им нарушение по уровню утилизации попутного нефтяного газа на Зимнем нефтяном месторождении образует отдельные составы административных правонарушений на каждом лицензионном участке.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В рассматриваемом случае судом кассационной инстанции проверяется законность постановления суда апелляционной инстанции в части признания незаконным и отмене постановления управления от 02.07.2020 N 81Н о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавшего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) обществу выданы лицензии от 29.11.2007 ТЮМ 14345 НР на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, захоронение бурового раствора, подтоварных и сточных вод в пределах Зимнего участка недр в Уватском районе Тюменской области (далее - лицензия ТЮМ 14345 НР) и от 13.05.2008 ХМН 14468 НР на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Зимнего участка недр на территории Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области (далее - лицензия ХМН 14468 НР).
Общество на основании указанных лицензий осуществляет добычу сырой нефти и попутного нефтяного газа на Зимнем нефтяном месторождении, расположенном на территориях Уватского района Тюменской области и Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Условиями пользования недрами Зимнего лицензионного участка в Тюменской области (приложение N 1 к лицензии ТЮМ 14345 НР) на общество возложена обязанность обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по геологическому изучению недр, разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность. При этом объем утилизации попутного нефтяного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации должен быть в объеме не ниже 95 % (пункт 3.4); обеспечить объем утилизации газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектным документам на разработку месторождения (пункт 4.1.13).
Технологическим проектом разработки Зимнего нефтяного месторождения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Тюменской области, утвержденным протоколом Центральной комиссии Роснедр по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья от 13.12.2019 N 7818 (далее - технологический проект Зимнего месторождения), установлено, что процент использования попутного нефтяного газа на названном месторождении (лицензионный участок ХМН 14468 НР, ТЮМ 14345 НР) в 2019 году должен составлять не менее 98 % (таблицы 8, 8.1, 8.2).
При проведении проверки соблюдения обществом требований законодательства об охране и использовании недр (решение от 04.02.2020) Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что уровень утилизации попутного нефтяного газа за 12 месяцев 2019 года на Зимнем месторождении (лицензионный участок ТЮМ 14345 НЭ) обеспечен обществом в размере 88,2 % (использовано 11,661 млн. м). При этом нерационально использован (сожжен на факельных установках, произведено рассеивание газа) на Зимнем месторождении неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 1,559 млн. м
.
В ходе указанной проверки Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой также выявлено несоблюдение обществом пунктов 4.1.2, 4.1.7 условий пользования недрами (приложение N 11 к выданной Управлением по недропользованию по Тюменской области лицензии от 13.08.2007 N ТЮМ 01204 ВЭ на добычу пресных подземных вод для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой промышленных объектов на территории Зимнего лицензионного участка в Уватском районе Тюменской области), а именно: нарушение требований по охране подземных вод, выразившееся в отсутствии целостного ограждения 1 пояса зоны санитарной охраны водозабора на территории водозабора ДНС на Зимнем лицензионном участке Зимнего месторождения Уватского района Тюменской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором постановлений от 07.04.2020 о возбуждении в отношении общества дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ, которые вместе с материалами проверки были направлены в административный орган.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях управлением вынесены постановления от 02.07.2020 N 80Н о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб. и от 02.07.2020 N 81Н о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Общество, не согласившись с указанными постановлениями административного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании их незаконными и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 7.3 и частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, отсутствии нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.
Отменяя решение суда первой инстанции в части и признавая незаконным постановление управления от 02.07.2020 N 81Н, апелляционный суд счел, что в нарушение части 5 статьи 4.1 КоАП РФ общество повторно привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В силу части первой статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в Определении от 27.02.2020 N 497-О, одной из задач законодательства об административных правонарушениях является, как следует из КоАП РФ, предупреждение административных правонарушений (статья 1.2), а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1). Реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ).
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления о назначении административного наказания (пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Судом апелляционной инстанции установлено и не оспаривается административным органом, что общество по результатам проверки, проведенной 02.03.2020 Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой, уже привлечено постановлением управления от 02.07.2020 N 101-ГН/34 к административной ответственности по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ за нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых на Зимнем нефтяном месторождении; обществу вменено нарушение условий пользования недрами (приложение N 9 к лицензии ХМН 14468 НР) и технологического проекта Зимнего месторождения в части утилизации попутного нефтяного газа за 2019 год (уровень использования попутного нефтяного газа за 2019 год составил 88,2 % при заданном значении уровня 98 %).
Поскольку Зимнее нефтяное месторождение расположено на территории двух субъектов Российской Федерации, утвержден единый проектный документ (технологический проект) на его разработку (для двух лицензионных участков), общество постановлениями административного органа от 02.07.2020 N 81Н и от 02.07.2020 N 101-ГН/34 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ за несоблюдение требований одного и того же технологического проекта в части утилизации попутного нефтяного газа за 2019 год, суд апелляционной инстанции верно счел, что в рассматриваемом случае по одному и тому же факту совершения противоправных действий общество дважды привлечено к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 5 статьи 4.1 и пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление управления от 02.07.2020 N 81Н.
Данный подход соответствует предъявляемым к мерам административной ответственности требованиям соразмерности и справедливости.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 28.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-11853/2020 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.