г. Тюмень |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А81-6271/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального имущества администрации города Муравленко на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2020 (судья Беспалов М.Б.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-6271/2020 по иску акционерного общества "Россети Тюмень" (628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4, ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185; 629804, город Ноябрьск, улица Холмогорская, дом 25) к Управлению муниципального имущества администрации города Муравленко (629603, город Муравленко, улица 70 лет Октября, дом 30а, ОГРН 1028900766927, ИНН 8906004016), администрации города Муравленко (629603, город Муравленко, улица Ленина, дом 80, ОГРН 1028900766179, ИНН 8906003365) о признании незаконным отказа в установлении соответствия разрешенного использования земельного участка виду разрешенного использования, обязании совершить действия.
В заседании приняла участие представитель акционерного общества "Россети Тюмень" - Емельянова Н.Н. по доверенности от 10.12.2020.
Суд установил:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - АО "Россети Тюмень", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению муниципального имущества администрации города Муравленко (далее - управление), администрации города Муравленко (далее - администрация) о признании незаконным выраженного в письме управления от 17.06.2020 N 11-01-11/4403 отказа в установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 89:13:010204:3 площадью 21 634 кв. м, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, промышленная зона, панель 4, ул. Ямальская, виду разрешенного использования согласно коду 3.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор) - коммунальное обслуживание. Заявитель также просил обязать управление принять решение об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка виду разрешенного использования, указанному в Классификаторе (код 3.1 - коммунальное обслуживание).
По поступлении 10.09.2020 в материалы от заинтересованного лица во исполнение определения суда первой инстанции от 20.08.2020 от администрации в материалы дела распоряжения Администрации города Муравленко N 1575 от 09.10.2019 "О применении вида разрешенного использования", АО "Россети Тюмень" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявленные требования, просило:
- признать недействительным распоряжение администрации от 09.10.2019 N 1575 "О применении вида разрешенного использования" в части применения вида разрешенного использования "склады" к земельному участку с кадастровым номером 89:13:010204:3 площадью 21 634 кв. м, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Муравленко, промышленная зона, панель 4, улица Ямальская;
- признать незаконным выраженный в письме управления от 17.06.2020 N 11-01-11/4403 отказ в установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка виду разрешенного использования согласно коду 3.1 Классификатора;
- обязать управление принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием спорного земельного участка виду разрешенного использования, указанному в Классификаторе "коммунальное обслуживание" (код 3.1 классификатора).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021, заявленные требования удовлетворены частично, распоряжение администрации от 09.10.2019 N 1575 "О применении вида разрешенного использования" в части применения вида разрешенного использования "склады" к спорному земельному участку признано недействительным; отказ управления в установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка виду разрешенного использования согласно коду 3.1 Классификатора - "коммунальное обслуживание", содержащийся в ответе от 17.06.2020 N 11-01-11/4403, признан незаконным.
Суд обязал управление повторно рассмотреть заявление АО "Россети Тюмень" от 16.04.2020 N Т5/10/1497 об установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка Классификатору. В удовлетворении остальной части требований общества отказано. С управления и администрации в пользу АО "Россети Тюмень" взыскано по 1 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: выводы судов об отсутствии у заинтересованных лиц правовых оснований на изменение в одностороннем порядке вида разрешенного использования арендуемого АО "Россети Тюмень" земельного участка ошибочны, поскольку не учтено, что распоряжением администрации от 09.10.2019 N 1575 вид разрешенного использования спорного земельного участка приведен в соответствие с действующим Классификатором; так как на спорном земельном участке расположены производственные объекты, которые непосредственно не обеспечивают поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости, а также не связаны с приемом физических и юридических лиц в связи с предоставлением коммунальных услуг, то примененный заинтересованным лицом вид разрешенного использования земельного участка соответствует коду 6.9 Классификатора "склады", предусматривающему размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады; обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок для обращения с заявлением об оспаривании распоряжения администрации от 09.10.2019 N 1575.
Администрация в представленном отзыве на кассационную жалобу управления просит обжалуемые управлением судебные отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц, неявившихся в судебное заседание, о времени и месте его проведения, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Муравленко (арендодатель) и акционерным обществом энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (в настоящее время - АО "Россети Тюмень") заключен договор аренды, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору за плату в пользование сроком на 49 лет на период с 01.01.2005 по 01.01.2030 земельный участок с кадастровым номером 89:13:010204:3 площадью 21 634 кв. м, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Муравленко, промышленная зона, панель 4, улица Ямальская (пункты 1.1, 2.1, 2.2).
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что земельный участок предоставлен для содержания и эксплуатации ремонтно-производственной базы Муравленковского района электрических сетей (МРЭС).
Разрешенное использование спорного земельного участка до дня утверждения Классификатора - "под ремонтно-производственную базу" (выписка из государственного земельного кадастра от 02.11.2006).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости на предоставленном АО "Россети Тюмень" земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости: диспетчерская МРЭС (кадастровый номер 89:13:010204:17), ремонтно-механические мастерские (кадастровый номер 89:13:010204:5), административно-бытовой корпус (кадастровый номер 89:13:010204:21), бытовое помещение (кадастровый номер 89:13:010201:52).
09.10.2019 администрация, руководствуясь частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении Классификатора видов разрешенного использования земельных участков", письмом Минэкономразвития России от 26.05.2009 N Д23-1570 (действовал до издания Приказа Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"), приняла распоряжение N 1575 "О применении вида разрешенного использования", согласно которому для земельного участка с кадастровым номером 89:13:010204:3 утвержден вид разрешенного использования в соответствии с Классификатором - "склады".
16.04.2020 общество в рамках действующего на территории муниципального образования город Муравленко Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков на основании заявления правообладателя земельного участка", утвержденного постановлением администрации N 555 от 30.10.2017 (далее - административный регламент), направило в адрес управления заявление N Т5/10/1497 об установлении соответствия разрешенного вида использования спорного земельного участка коду 3.1 Классификатора - "коммунальное обслуживание".
Управление письмом от 17.06.2020 N 11-01-11/4403 отказало в предоставлении муниципальной услуги АО "Россети Тюмень" на основании подпункта 1 пункта 16 административного регламента в связи с отсутствием у заявителя права на получение муниципальной услуги в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Возражая по заявленным требованиям, администрация указала, что оспариваемым обществом распоряжением от 09.10.2019 N 1575 ею применен вид разрешенного использования к арендованному заявителем земельному участку по результату анализа выписок из ЕГРН о характеристиках объектов недвижимости, расположенных на земельном участке в целях приведения имеющегося вида разрешенного использования виду, предусмотренному Классификатором.
Признавая незаконным распоряжение администрации от 09.10.2019 N 1575 о применении к арендованному обществом земельному участку вида разрешенного использования - склады, и отказ управления в установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка, суд первой инстанции руководствовался пунктом 3 статьи 5, пунктом 2 статьи 7, пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ, частями 1, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), частями 11, 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), Классификатором и исходил из отсутствия правового и фактического обоснования заинтересованными лицами определению вида разрешенного использования арендованного истцом земельного участка, соответствующего коду Классификатора 6.9; того, что арендатор свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и также вправе инициировать приведение в соответствие Классификатору вида разрешенного использования находящегося в аренде земельного участка.
Отказывая в применении предложенного обществом способа защиты права, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований возлагать на управление обязанность по установлению в отношении спорного земельного участка вида разрешенного использования "коммунальное обслуживание" (код 3.1 Классификатора), поскольку в установленном административным регламентом порядке данный вопрос управлением рассмотрен не был, а арбитражный суд не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления. В связи с этим суд обязал управления повторно в установленном законом порядке рассмотреть заявление АО "Россети Тюмень" об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования участков.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом округа не установлено.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно части 11 статьи 34 Закона N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, исходя из того, что спорный земельный участок предоставлен обществу для содержания и эксплуатации ремонтно-производственной базы Муравленковского района электрических сетей, учитывая отсутствие доказательств размещения на арендованном обществом земельной участке сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (код 6.9 Классификатора), суды пришли к правильному выводу о незаконности принятого администрацией распоряжения об установлении указанного вида разрешенного использования и неправомерном отказе управления в рассмотрении заявления общества по существу.
Судами обоснованно отклонены доводы заинтересованных лиц о пропуске обществом срока на обращение с заявлением об оспаривании распоряжения администрации от 09.10.2019 N 1575.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 198 АПК РФ, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.12.2013 N 1908-О, начало течения срока на подачу заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, связано с моментом, когда заинтересованное лицо реально узнало о нарушении своих прав и законных интересов, определение которого должно производиться судом в каждом конкретном случае на основе совокупности фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Учитывая, что заинтересованными лицами не представлены доказательства направления АО "Россети Тюмень" оспариваемого распоряжения администрации от 09.10.2019 N 1575 или извещения его иным способом о том, что указанным ненормативным актом изменен вид разрешенного использования арендованного обществом земельного участка, а также не представлены доказательства опубликования указанного распоряжения, приходя к выводу о том, что обществом не пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование последнего, суды обоснованно исходили из того, что впервые с текстом распоряжения общество могло ознакомиться лишь после предоставления текста этого ненормативного правового акта в материалы настоящего дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию ответчика по существу спора и доводы апелляционной жалобы. Между тем эти доводы являлись предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанции. Само по себе несогласие кассатора с мотивированными выводами судов не опровергает последних.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2020 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А81-6271/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.