г. Тюмень |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А27-21646/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Тепло" на решение от 21.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Логачев К.Д.) по делу N А27-21646/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Тепло" (652877, Кемеровская область - Кузбасс, город Междуреченск, улица Юности, дом 3А, ИНН 4214033508, ОГРН 1114214001681) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525) об оспаривании постановления от 28.09.2020 N 22-11-067.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Тепло" (далее - ПАО "Тепло", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление) о признании незаконным постановления от 28.09.2020 N 22-11-067.
Решением от 21.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и возражениях на отзыв управления, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "Тепло" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о том, что общество является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку ПАО "Тепло" не является лицом, эксплуатирующим спорный опасный производственный объект.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и возражениях на отзыв, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведения мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте: "Участок транспортный", регистрационный номер свидетельства о регистрации А68-02684-0003, дата регистрации: 30.10.2013, IV класса опасности, на котором эксплуатируется подъемное сооружение, принадлежащее (находящееся в эксплуатации) ПАО "Тепло", административным органом выявлено нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263), выразившееся в непредставлении до 01 апреля соответствующего календарного года сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ПАО "Тепло" протокола об административном правонарушении от 18.08.2020 N 22-11-067 и вынесения постановления от 28.09.2020 N 22-11-067, которым общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Возражая против указанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования. суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности наличия в деянии общества состава вменяемого правонарушения и об отсутствии нарушений порядка его привлечения к административной ответственности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, которые содержатся в данном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункты 1, 2 статьи 3 Закона N 116-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 и частью 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 11 Закона N 116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы. Такие сведения представляются ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты в период спорных правоотношений были урегулированы Правилами N 263.
В пункте 4 Правил N 263 предусмотрено, что производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов;
на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 263 эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 14.1 Правил N 263 сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства общество, являясь собственником и лицом, за которым зарегистрирован спорный опасный производственный объект, не представило в установленный срок сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
При этом доводы подателя кассационной жалобы о том, что общество не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения отклоняется судом в силу следующего.
Частью 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ установлено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила N 1371).
Согласно пункту 2 Правил N 1371 в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.
В силу пункта 5 Правил N 1371 для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.
Судами установлено и обществом в кассационной жалобе по существу не оспаривается, что опасный производственный объект "Участок транспортный", рег. N А68-02684-0003, в состав которого входит подъемное сооружение кран КАТО КR-10Н, зарегистрирован за ПАО "Тепло".
Таким образом, вопреки позиции подателя кассационной жалобы, судами сделан обоснованный вывод о том, что действующее законодательство возлагает обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на лицо, зарегистрировавшее за собой опасный производственный объект.
Поскольку ПАО "Тепло" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения, каких-либо препятствий для соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии вменяемого ему состава административного правонарушения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного ПАО "Тепло" требования о признании незаконным оспариваемого постановления административного орган.
Доводы подателя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в его деянии состава вменяемого административного правонарушения, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из определенных в статье 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-21646/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила N 1371).
Согласно пункту 2 Правил N 1371 в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.
В силу пункта 5 Правил N 1371 для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
...
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2021 г. N Ф04-2986/21 по делу N А27-21646/2020