г. Тюмень |
|
7 июня 2021 г. |
Дело N А67-5502/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "База временного хранения" на решение от 02.11.2020 Арбитражного суда Томской области (судья Панкратова Н.В.) и постановление от 29.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Логачев К.Д., Павлюк Т.В.) по делу N А67-5502/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "База временного хранения" (634041, город Томск, переулок Лесной, дом 4, помещение 45, ИНН 7017440740, ОГРН 1187031053461) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (634021, город Томск, проспект Фрунзе, дом 103А, ИНН 7017113608, ОГРН 1057000120100) об оспаривании ненормативного правового акта.
Иные лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель Шавлинская Людмила Петровна (ОГРНИП 311861032800017), общество с ограниченной ответственностью "Чистый мир" (634034, город Томск, переулок Лесной, дом 4, помещение 47, ОГРН 1137017024517, ИНН 7017342799).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "База временного хранения" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - управление) о признании недействительным санитарно-эпидемиологического заключения от 01.03.2019 N 70.ТС.03.000.М.000084.03.19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Шавлинская Людмила Петровна (далее - предприниматель, ИП Шавлинская Л.П.), общество с ограниченной ответственностью "Чистый мир" (далее - ООО "Чистый мир").
Решением от 02.11.2020 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 29.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и признать оспариваемое заключение управления недействительным.
По мнению подателя кассационной жалобы, осуществление деятельности по обращению с отходами на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0300095:2142 возможно; суды необоснованно применили нормы Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03); ссылка управления в заключении на сведения градостроительного атласа города Томска неправомерна; экспертное заключение предпринимателя соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Предпринимателем и ООО "Чистый мир" отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 11.02.2019 в управление поступило заявление общества о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности: сбор, транспортирование и обезвреживание отходов III-IV классов опасности, обработка отходов IV класса опасности с приложением экспертного заключения от 05.02.2019 N 2-1797 (далее - заключение от 05.02.2019), подготовленного ИП Шавлинской Л.П.
При рассмотрении представленных документов управлением установлено, что согласно заключению от 05.02.2019 производственная площадка, на которой осуществляется лицензируемый вид деятельности (сбор, транспортирование и обезвреживание отходов), расположена по адресу: Томская область, Томский район, окрестности села Батурино, земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:2142, принадлежит обществу на праве аренды на основании договора от 09.10.2018 N 01/18, заключенного с ООО "Чистый мир"; согласно данным градостроительного атласа города Томска на спорном земельном участке размещается свалка;
по информации публичной кадастровой карты свалка расположена на 3-х смежных земельных участках.
01.03.2019 управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 70.ТС.03.000.М.000084.03.19 о несоответствии заявленного вида деятельности пункту 1.2 СанПиН 2.1.7.1322-03.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренной частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемого акта управления недействительным.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств данного дела.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления, в том числе деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности (статья 40 Закона N 52-ФЗ).
При намерении соискателя лицензии (лицензиата) осуществлять деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности с использованием установки (мобильной и/или стационарной) для выполнения работ по утилизации или обезвреживанию на земельных участках, предназначенных для осуществления такой деятельности, соискателю лицензии (лицензиату) необходимо указывать конкретное место (адрес) осуществления лицензируемого вида деятельности с учетом положений пункта 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ.
В силу части 2 статьи 42 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические заключения даются главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.
В соответствии с пунктом 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775 (далее - Административный регламент), для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган): заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.
Согласно пункту 11 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 (далее - Приказ N 224), в случае выявления несоответствия фактора среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо продукции, либо работ и услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и его заместителем, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту и их заместителями выдаются санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии фактора среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо продукции, либо работ и услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам с указанием причины несоответствия.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).
Выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений (пункт 4.1 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что в соответствии с экспертным заключением от 05.02.219 производственная площадка, на которой общество планирует осуществлять лицензируемый вид деятельности (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание отходов), расположена на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0300095:2142; на указанном земельном участке находится свалка, которая вышла за границы земельного участка и дополнительно расположена на двух смежных участках: 70:14:0300095:3134 (категория - земли сельскохозяйственного назначения); 70:14:0300095:1307 (категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения).
Доводы общества о необоснованной ссылке управления на сведения, содержащиеся в градостроительном атласе города Томска и публичной кадастровой карте, подлежат отклонению, поскольку наличие на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0300095:2142 несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и занятие ими смежных участков на дату выдачи оспариваемого заключения подтверждаются и иными, представленными в материалы дела документами (паспорт проверки от 24.12.2018 N 701802374148, решение управления от 04.06.2020 о снятии с контроля предписания от 30.01.2019 N Т-002-в, акт проверки от 29.08.2019 N 211 Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области, заключение от 06.08.2020 N 10-03-а-31 администрации Спасского сельского поселения).
Суды установили, что оспариваемое заключение выдано управлением с соблюдением порядка, предусмотренного пунктами 15, 18, 25, 36, 56, 61, 62 Административного регламента, а также приняли во внимание, что проведенной Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено отсутствие в действиях должностных лиц управления нарушений закона при рассмотрении заявления общества (акт проверки от 24.04.2019).
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.2020 Арбитражного суда Томской области и постановление от 29.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5502/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.