г. Тюмень |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А45-2725/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вторнефтепродукт" на решение от 23.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 09.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Логачев К.Д.) по делу N А45-2725/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вторнефтепродукт" (633004, Новосибирская область, город Бердск, улица Химзаводская, дом 11/1, помещение 17, ОГРН 1045404730700, ИНН 5445118454) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Вторнефтепродукт" - Саполович О.В. по доверенности от 19.01.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вторнефтепродукт" (далее - общество, ООО "Вторнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 29.01.2020 N 37Н/02юл/20 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Решением от 23.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 09.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление изменено в части назначенного обществу наказания, административный штраф снижен до 200 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Вторнефтепродукт", ссылаясь на нарушение судами норм права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что для исполнения вынесенного управлением предписания обществом были приняты все зависящие от него меры, поэтому отсутствует вина в его неисполнении; суды не учли, что решением арбитражного суда по делу N А27-391/2020 установлен срок исполнения предписания от 24.12.2019 N 37Н-37А-19 до 25.03.2020.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.11.2019 N 03-37006/1650 с изменениями от 16.12.2019 N 03-37-06/1700 управлением в период с 18.12.2019 по 24.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Вторнефтепродукт" с целью выполнения ранее выданного предписания от 17.09.2019 N 37Н-25П-19 (далее - предписание) об устранении выявленных нарушений, срок для исполнения которых истек.
В ходе проверки установлены факты неисполнения обществом пунктов 6, 8, 27 предписания (акт проверки от 24.12.2019 N 37Н-37А-19), что послужило основанием для составления 22.01.2020 протокола об административном правонарушении и вынесения управлением постановления от 29.01.2019 N 37Н/02юл/20 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб., а также выдачи ему повторного предписания от 24.12.2019 N 37Н-37П-19 об устранении в срок до 25.03.2020 выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, при этом, руководствуясь положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ пришел к выводу о возможности снижения размера административного штрафа до 200 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы арбитражного суда.
Оставляя обжалуемые акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных указанным Законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 указанного Закона.
Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, при аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний, в том числе, общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах.
Пунктом 2.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 предусмотрено, что для опасных производственных объектов (далее - ОПО), на которых обращаются (перерабатываются, хранятся, транспортируются) нефть и нефтепродукты, при наличии риска распространения разливов нефти и нефтепродуктов за пределы блока (цеха, установки, производственного участка) ОПО должны разрабатываться, утверждаться и вводиться в действие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно пункту 2.8.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, для нагнетания легковоспламеняющихся (далее - ЛВЖ) и горючих жидкостей (далее - ГЖ) должны применяться центробежные насосы бессальниковые с торцовым уплотнением. Допускается применение поршневых насосов для нагнетания ЛВЖ и ГЖ при малых объемных скоростях подачи, в том числе в системах дозирования, при обосновании принятого технического решения в проектной документации.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности, суды двух инстанций установили, что обществом в срок до 17.12.2019 не исполнены требования ранее выданного предписания, а именно: не обеспечена аттестация по общим требованиям промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции Дремина Н.В. - директора общества (пункт 6);
не пересмотрен План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на ОПО ООО "Вторнефтепродукт", срок действия которого истек (пункт 8); для нагнетания ЛВЖ и ГЖ отсутствуют центробежные насосы бессальниковые с торцовым уплотнением, а именно, применяются шестеренчатые и оседиагональные насосы (пункт 27), в связи с чем было выдано повторное предписание от 24.12.2019 N 37Н-37П-19.
Судами верно указано, что факт выдачи нового предписания от 24.12.2019 N 37Н-37П-19 со сроком исполнения - 25.03.2020 не может являться основанием для освобождения общества от административной ответственности за невыполнение ранее выданного предписания.
При этом судами обоснованно принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2020 по делу N А27-391/2020 предписание от 24.12.2019 N 37Н-37П-19 также признано законным.
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения, отсутствия у него возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению выданного предписания, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели. В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При этом, признав избранную в отношении общества меру ответственности чрезмерной, суд первой инстанции обоснованно с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер административного штрафа до 200 000 рублей, приняв во внимание, что общество предпринимало определенные меры, направленные на исполнение предписания управления.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций. Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2725/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели. В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При этом, признав избранную в отношении общества меру ответственности чрезмерной, суд первой инстанции обоснованно с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер административного штрафа до 200 000 рублей, приняв во внимание, что общество предпринимало определенные меры, направленные на исполнение предписания управления."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2021 г. N Ф04-3204/21 по делу N А45-2725/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3204/2021
09.03.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2165/20
23.12.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-2725/20
03.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2165/20