г. Тюмень |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А46-21435/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области на решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 05.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-21435/2020 по заявлению акционерного общества "Тандер" (350002, Краснодарский край, город Краснодар, улица им. Леваневского, дом 185, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 3, ОГРН 1025500737129, ИНН 5503001377) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020 N 155.
Суд установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат, административный орган) от 10.11.2020 N 155 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением от 04.03.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 05.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное обществом требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения; общество в 2020 году обязано было представлять статистическую отчетность по филиалу АО "Тандер" в городе Омске (ОКПО 67373101); оснований для включения сведений по филиалу за август 2020 года в сводную статистическую информацию по обособленному подразделению - магазин Магнит АО "Тандер" в городе Омске (идентификационный номер 41351125520008) у общества не имелось.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
В силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, по факту непредоставления АО "Тандер" в установленный срок (до 15.09.2020) первичных статистических данных по форме статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за август 2020 года о деятельности филиала общества (ОКПО 67373101), необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, должностным лицом Омскстата 27.10.2020 был составлен протокол об административном правонарушении и 10.11.2020 вынесено постановление N 155 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций сочли, что административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, поэтому удовлетворили заявленное им требование.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 13.19. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются нормами Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
Респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ).
На основании пункта 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620) первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 указанного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.07.2019 N 404 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы" утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", в соответствии с которой юридические лица предоставляют форму в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в сроки и адреса, указанные на бланке формы. При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Общество обязано предоставлять территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации спорную отчетность не позднее 15 числа после отчетного месяца.
Согласно пункту 2 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.11.2019 N 711 (далее - Указания N 711), при наличии у юридического лица обособленных подразделений формы NN П-1, П-2, П-4, П-5 (м) (далее - формы) заполняются как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу.
Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.
Обособленные подразделения организации, расположенные в границах одного муниципального района или городского округа, могут отражаться как одно территориально обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Торговые объекты юридического лица (магазины, палатки, киоски и прочее), расположенные в границах одного муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения могут отражаться как одно обособленное подразделение. Обособленные подразделения организации, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что первичные статистические данные по форме статистического наблюдения N П-4 за август 2020 года (магазин АО "Тандер", идентификационный номер 41351125520008) были направлены обществом 11.09.2020 и приняты Омскстатом - 14.09.2020, то есть в пределах установленного законом срока, что не противоречит Указаниям N 711, устанавливающим возможность юридическим лицам при предоставлении формы статистического наблюдения N П-4 отражать обособленные подразделения организации, расположенные в границах одного городского округа, как одно обособленное подразделение.
Суды обоснованно приняли во внимание письмо Омскстата от 15.10.2020 N ЕШ-5708/1262-ДР, адресованное обществу, согласно которому обособленное подразделение Распределительный центр АО "Тандер" в городе Омске (идентификационный номер 41351125520025) из Системы сбора отчетности исключено; начиная с отчетов за январь 2021 года код ОКПО 67373101 (Филиал АО "Тандер" в городе Омске) следует использовать при заполнении форм федерального статистического наблюдения в разрезе территориально-обособленных структурных подразделений для отражения сведений о деятельности подразделений АО "Тандер", расположенных на территории города Омска; при заполнении форм федерального статистического наблюдения о деятельности подразделений АО "Тандер" на территории города Омска в 2020 году используется идентификационный номер 41351125520008, который в январе 2021 года будет удален из Системы сбора отчетности, в связи с чем правильно указали, что административным органом не приведены основания возникновения у общества обязанности по представлению статистической информации за август 2020 года в отношении отдельно филиала (ОКПО 67373101) из числа объектов, находящихся на территории города Омска.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу о недоказанности административным органом наличия в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и обоснованно удовлетворили заявленное им требование, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление от 27.10.2020 N 155.
Доводы подателя кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 5.1 статьи 211, пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.05.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 05.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-21435/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.11.2019 N 711 (далее - Указания N 711), при наличии у юридического лица обособленных подразделений формы NN П-1, П-2, П-4, П-5 (м) (далее - формы) заполняются как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу.
Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2021 г. N Ф04-3319/21 по делу N А46-21435/2020