город Омск |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А46-21435/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва секретарём Плехановой Е.В., после перерыва секретарём Омаровой Б.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2798/2021) территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2021 по делу N А46-21435/2020 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, адрес: 350002, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185) к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Омской области (ОГРН 1025500737129, ИНН 5503001377, адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 3) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа от 10.11.2020 N 155,
при участии в судебном заседании представителей:
от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области - до перерыва к участию в судебном заседании Кучер Юлия Петровна не допущена, поскольку в обоснование полномочий не представлен документ о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности; после перерыва - Банникова М.Л. по доверенности от 26.04.2021 N 57/30-ДВ сроком действия 28.05.2021, Кучер Л.П., по доверенности от 15.04.2021 N 57/29-ДВ сроком действия 28.05.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа от 10.11.2020 N 155.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.03.2021 по делу N А46-21435/2020 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что АО "Тандер" в 2020 году имело 3 обособленных подразделения в городе Омске: филиал АО "Тандер" в г. Омске (ОКПО 67373101), ОП Магазин Магнит АО "Тандер" в г. Омске (идентификационный номер 41351125520008) и распределительный центр АО "Тандер" в г. Омске (идентификационный номер 41351125520025), в связи с чем общество обязано было предоставлять в 2020 году форму N П-4 за каждое обособленное подразделение, с января 2020 года АО "Тандер" представляло статистическую отчетность о деятельности обособленных подразделений по форме N П-4 только по кодам 41351125520025 и 41351125520008; по филиалу статистическая отчетность АО "Тандер" предоставлялась не в соответствии с перечнем форм, необходимых для предоставления в Омскстат в 2020 году, а выборочно. Кроме того, податель жалобы полагает, что настоящее дело подлежало рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку рассматриваемые правонарушения не связаны с предпринимательской и экономической деятельностью заявителя.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства.
В письменном отзыве АО "Тандер" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Омскстата поступили возражения на отзыв, в которых заинтересованное лицо настаивает на том, что филиал общества является отдельным обособленным структурным подразделением, в связи с чем обязан представлять статистическую информацию. К возражениям приложены дополнительные доказательства.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании, открытом 20.04.2021, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 27.04.2021.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Омскстата не пояснили уважительность непредставления приложенных к апелляционной жалобе и возражениям на отзыв документов суду первой инстанции.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по тем доказательствам и исходя из тех обстоятельств, которые имели место на момент рассмотрения судом первой инстанции спора по существу (статья 268 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
В нарушение положений части 2 статьи 268 АПК РФ податель жалобы не доказал уважительных причин невозможности представления дополнительных документов суду первой инстанции, в связи с чем суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных документов, проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах. Приложенные к апелляционной жалобе и возражениям на отзыв дополнительные доказательства возвращены представителям Омскстата в судебном заседании.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражения на отзыв, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Омскстатом установлено, что АО "Тандер" нарушены требования законодательства о предоставлении первичных статистических данных субъектам официального статистического учета, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, а именно: не представлены в установленный срок (не позднее 15.09.2020) первичные статистические данные по форме статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за август 2020 года о деятельности филиала общества (ОКПО 67373101).
На основании этого начальником отдела государственной статистики в городе Омске Омскстата Гейнц Жанной Ивановной в отношении АО "Тандер" (в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного лица) составлен протокол об административном правонарушении по статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) от 27.10.2020, по результатам рассмотрения которого заместителем руководителя Омскстата Олейник Еленой Николаевной вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 10.11.2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Указав на то, что общество в отношении его подразделений на территории города Омска на протяжении 2020 года представляло отчетность в Омскстат с указанием идентификационного номера 41351125520008, что соответствовало содержанию письма от 15.10.2020 N ЕШ-5708/1262-ДР, АО "Тандер" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
04.03.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются нормами Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
На основании пункта 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 названного Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Приказом Росстата от 15.07.2019 N 404 утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" (далее также - Приказ N 404).
Согласно пункту 2 Приложения 15 к Приказу N 404 юридические лица предоставляют форму в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в сроки и адреса, указанные на бланке формы. При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
АО "Тандер" обязано предоставлять территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации спорную отчётность не позднее 15 числа после отчетного месяца.
Внутренние структурные подразделения (например, операционные офисы банков, салоны связи, торговые объекты и тому подобное), расположенные в границах одного муниципального района, городского округа, одной внутригородской территории городов федерального значения (по разным почтовым адресам на небольшом расстоянии друг от друга), могут отражаться как одно обособленное подразделение.
Приказом Росстата от 27.11.2019 N 711 утверждены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (далее - Указания N 711).
Согласно пункту 2 Указаний N 711 юридические лица предоставляют указанные формы федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений формы N П-1, N П-2, N П-4, N П-5(м) (далее - формы) заполняются как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу.
Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.
Обособленные подразделения организации, расположенные в границах одного муниципального района или городского округа, могут отражаться как одно территориально обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Торговые объекты юридического лица (магазины, палатки, киоски и прочее), расположенные в границах одного муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения могут отражаться как одно обособленное подразделение. Обособленные подразделения организации, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.
Форма П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за август 2020 года (магазин АО "Тандер", идентификационный номер 41351125520008) направлена АО "Тандер" 11.09.2020, принята Омскстатом - 14.09.2020, то есть в пределах установленного срока, что не оспаривается заинтересованным лицом.
С учетом изложенных выше Указаний доводы подателя жалобы о том, что общество обязано было предоставлять в 2020 году форму N П-4 за каждое обособленное подразделение (филиал - ОКПО 67373101, магазин - идентификационный номер 41351125520008, распределительный центр - идентификационный номер 41351125520025), а обществом предоставлялась отчетность выборочно, филиал общества является отдельным обособленным структурным подразделением, в связи с чем обязан представлять статистическую информацию, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные. В Указаниях N 711 положения о том, что если имеются отдельные отчетные номера, нужно представлять разные отчетности, отсутствуют, напротив, предоставлена возможность отражения торговых объектов юридического лица, расположенных в границах одного муниципального образования, как одно обособленное подразделение.
Приведенное подтверждается письмом Омскстата от 15.10.2020 N ЕШ-5708/1262-ДР (л.д. 20), в котором сообщается, что обособленное подразделение Распределительный центр АО "Тандер" в городе Омске (идентификационный номер 41351125520025) из Системы сбора отчетности исключено. Филиал АО "Тандер" в г. Омске (ОКПО 67373101) из Системы сбора отчетности не может быть исключен, так как сведения о нем содержатся в Едином государственной реестре юридических лиц. В 2021 году, начиная с отчетов за январь, указанный код ОКПО следует использоваться при заполнении форм федерального статистического наблюдения в разрезе территориально-обособленных структурных подразделений для отражения сведений о деятельности подразделений АО "Тандер", распложенных на территории г. Омска. При заполнении форм федерального статистического наблюдения (месячные, квартальные, годовые) о деятельности подразделений АО "Тандер" на территории Омска в 2020 году используется идентификационный номер 41351125520008, который в январе 2021 года будет удален из Системы сбора отчетности.
Основания возникновения обязанности в августе 2020 года по представлению статистической информации в отношении отдельно филиала (ОКПО 67373101) из числа объектов, находящихся на территории города Омска, административным органоном не приведены.
Таким образом, исходя из Указаний N 711, как таковых нарушений по представлению обществом отчетности не усматривается. Сдача отчетности по одному обособленному подразделению соответствует Указаниям N 711.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным и отмене постановления Омскстата от 10.11.2020 N 155.
Довод подателя жалобы о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку рассматриваемые правонарушения не связаны с предпринимательской и экономической деятельностью заявителя, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Исходя из содержания положений части 7 статьи 268 АПК РФ, пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", доводы подателя апелляционной жалобы относительно нарушения правил подсудности, относительно того, что дело не подлежит рассмотрению арбитражным судом, могут предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции только в случае установления невозможности своевременного заявления данного ходатайства в связи с неизвещением такого лица о времени и месте судебного заседания или непривлечением его к участию в деле.
Заинтересованное лицо о рассмотрении дела было извещено, о том, что дело не подлежит рассмотрению арбитражным судом, в суде первой инстанции не заявило, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы не подлежат рассмотрению и не могут являться основанием для отмены решения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как административный орган освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2021 по делу N А46-21435/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21435/2020
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ