г. Тюмень |
|
8 октября 2021 г. |
Дело N А45-4123/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клен и Н" на решение от 11.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Бутенко Е.И.) и постановление от 31.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-4123/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клен и Н" (630073, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, д. 11, оф. 9102, ИНН 5404250453, ОГРН 1055404093887) к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33а, ИНН 5406300861, ОГРН 1055406001815) о признании незаконным отказа в продлении срока действия постановления от 30.05.2013 N 2694-па, выраженного в письме от 26.11.2020 N 12600/01- 16/88, обязании устранить допущенные нарушения.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Клен и Н" (далее - ООО "Клен и Н", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в продлении срока действия постановления от 30.05.2013 N 2694-па "О предварительном согласовании и утверждении акта выбора земельного участка под строительство", выраженного в письме от 26.11.2020 N 12600/01-16/88, обязании устранить допущенные нарушения путем продления срока действия постановления от 30.05.2013 N 2694-па на 3 календарных года, для дальнейшего получения земельного участка заявителем в аренду, после включения земельного участка в границы населенного пункта Тулинский Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и приведения данного земельного участка в соответствие с Правилами землепользования и застройки Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с установлением соответствующей категории земель и разрешенного использования.
Решением от 11.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 31.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, передать дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: общество имеет право на получение земельного участка в аренду согласно утвержденному плану при продлении действия постановления Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 30.05.20213 N 2694-па; доводы Администрации об истечении срока действия указанного постановления и об отказе в продлении срока его действия являются незаконными и необоснованными; трехлетний срок, в течение которого действует решение о предварительном согласовании места размещения объекта не является пресекательным; заявитель пропустил срок по вине должностных лиц государственных органов, судами не учтена невозможность перевода земельного участка из одной категории в другую из-за противоречий в градостроительной зоне в генеральном плане; судами не учтено внесение обществом платы за пользование земельным участком в период с 2018 по 2021 годы, фактические арендные отношения.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация ссылается на предельный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка без торгов продолжительностью в 3 года с даты принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; полагает, что судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2011 году комиссией Администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области принято положительное решение о согласовании возможности формирования земельного участка государственной неразграниченной собственности для строительства автомобильного предприятия и складских помещений ООО "Клен и Н" площадью 4 700 кв. м на территории сельсовета вблизи поселка Тулинский.
Постановлением Администрации от 30.05.2013 N 2694-па (далее - постановление N 2694-па) утвержден акт от 27.02.2013 о выборе земельного участка из земель государственной неразграниченной собственности для строительства автомобильного предприятия и складских помещений ООО "Клен и Н" на территории муниципального образования Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с предварительным согласованием места размещения автомобильного предприятия и складских помещений на земельном участке площадью 4 700 кв. м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для строительства автомобильного предприятия и складских помещений; на основании постановления N 2694-па образован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 54:19:062303:434.
При постановке на кадастровый учет выяснилось, что ООО "Клен и Н" не может поставить на учет земельный участок с указанным видом разрешенного использования - для строительства автомобильного предприятия и складских помещений, поскольку на этом участке разрешено только сельскохозяйственное использование с учетом категории земли.
Вступившим в законную силу решением от 17.10.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-28450/2018 признан незаконным отказ Администрации от 09.04.2018 N 1742/01-16-О в продлении срока действия постановления N 2694-па, и в предоставлении ООО "Клен и Н" в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:434, площадью 3 453 кв. м, расположенного в Верх-Тулинском сельсовете Новосибирского района Новосибирской области, под строительство автомобильного предприятия и складских помещений с последующей эксплуатацией; суд обязал Администрацию продлить срок действия постановления N 2694-па на 2 (два) календарных года, для дальнейшего получения данного земельного участка заявителем в аренду, после приведения данного земельного участка в соответствие с нынешними правилами землепользования и застройки Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с установлением в отношении данного земельного участка соответствующей категории земель и разрешенного использования.
Во исполнение решения от 17.10.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-28450/2018 постановлением от 05.12.2018 N 1333-па Администрация продлила срок действия постановления N 2694-па со дня вступления решения суда в силу сроком на два года.
В ответ на обращения заявителя Администрация письмами от 24.01.2019 исх. N 20/88-ПГ, от 04.02.2019 исх. N 94/88-ПГ, от 26.06.2019 N 898/88-ПГ-2 сообщала, что выдача согласия на перевод земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:434 из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли населенных пунктов Администрацией не представляется возможным в связи с тем, что земельный участок расположен за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственных угодий.
Администрация не возражала в отношении включении земельного участка в границы населенного пункта села Верх-Тула и о внесении изменений в генеральный план Верх-Тулинского сельсовета в части включения земельного участка в границы населенного пункта поселка Тулинский и установлении функциональной зоны в границах данного земельного участка "Коммунально-складская зона", дополнительно сообщив, что позиция Администрации был направлена в Министерство строительства Новосибирской области.
Письмами от 06.02.2019 исх. N 836/45, от 28.06.2019 исх. N 5675/45, от 20.11.2019 исх. N 10274/45, от 26.05.2020 исх. N 3931/45, от 21.10.2020 исх. N 8560/45 Министерство строительства Новосибирской области сообщило заявителю, что проведение работ по подготовке и утверждению проекта генерального плана Верх-Тулинского сельсовета осуществляется за счет бюджетных средств Новосибирской области на основании государственного задания государственным бюджетным учреждением Новосибирской области "Фонд пространственных данных Новосибирской области", а утверждение генерального плана планируется осуществить в июне - августе 2021 года. Предложение общества о включении земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:434 в границы населенного пункта поселка Тулинский Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области направлено разработчику проекта генерального плана.
Письмом от 26.11.2020 исх. N 12600/01-16/88 в ответ на обращение заявителя от 27.10.2020 о продлении срока действия постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Администрация сообщила, что на сегодняшний день срок действия постановления N 2694-па, установленный решением Арбитражного суда Новосибирской области, истек; указала, что действующее законодательство, и законодательство, действовавшее на момент издания постановления, не содержит норм, позволяющих продлевать срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; у Администрации отсутствуют основания для продления срока действия постановления N 2694-па; уведомила заявителя о необходимости освобождения земельного участка.
Полагая, что отказ в продлении срока действия постановления N 2694-па является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением к Администрации о признании незаконным отказа в продлении срока действия постановления N 2694-па, выраженного в письме от 26.11.2020 N 12600/01-16/88, обязании устранить допущенные нарушения путем продления срока действия постановления N 2694-па на 3 календарных года, для дальнейшего получения земельного участка заявителем в аренду, после включения земельного участка в границы населенного пункта Тулинский Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и приведения данного земельного участка в соответствие с Правилами землепользования и застройки Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с установлением соответствующей категории земель и разрешенного использования.
Руководствуясь статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в редакции, действовавшей до 01.03.2015, пунктом 18 статьи 1, статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), установив, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято до 01.03.2015, и согласно подлежащему применению правовому регулированию спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду на основании заявления без проведения торгов до 01.03.2018, при этом еще в 2013 году обществу было известно, что предварительно согласованный для размещения автомобильного предприятия и складских помещений участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и использовать его по указанному назначению будет возможно только после процедуры перевода в иную категорию земель, соглашаясь на предоставление такого участка, заявитель должен был оценить все возможности и перспективы процедур, необходимых в соответствии с законодательством для получения земельного участка в аренду, суды первой и апелляционной инстанции не установили оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворения заявления общества.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
На момент возникновения спорных правоотношений, связанных с предоставлением земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под строительство, порядок предоставления таких участков регулировался статьями 30, 31, 32 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015), предусматривавшими возможность предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов на торгах или с предварительным согласованием места размещения объекта в аренду.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта был урегулирован статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ.
При этом нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 ЗК РФ была детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ);
информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ);
оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ);
принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ);
в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
Лицу, которому согласовано место размещения объекта, необходимо выполнить мероприятия, связанные с подготовкой документации для предоставления участка под строительство, в том числе осуществить межевание его границ и поставить на кадастровый учет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Законом N 171-ФЗ внесены изменения в ЗК РФ, в соответствии с которыми изменен порядок предоставления земельных участков.
Действующие с 01.03.2015 нормы ЗК РФ предусматривают предоставление в аренду земельных участков для строительства на торгах и без проведения торгов. При этом случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Кроме того, соответствующее предоставление (на торгах, без торгов) осуществляется только в отношении образованного в установленном порядке земельного участка.
В то же время Закон N 171-ФЗ содержит переходные положения.
До 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Названное законоположение, принятое в рамках законодательных изменений порядка предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости, обеспечивает - на основании баланса частных и публичных интересов - необходимую в таких случаях разумную преемственность ранее возникших отношений по предоставлению земельных участков, основанных на принятии уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 580-О, от 24.11.2016 N 2465-О, от 25.01.2018 N 99-О).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность завершить процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и после 01.03.2015.
При этом процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должна быть завершена до 01.03.2018.
При этом положения статьи 34 Закона N 171-ФЗ, устанавливая предельный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка без торгов продолжительностью в три года с даты принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не предусматривает каких-либо исключений из этого правила и оснований для продления данного срока.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, установив, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято до 01.03.2015 и согласно подлежащему применению правовому регулированию спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду на основании заявления без проведения торгов до 01.03.2018, при этом на дату предварительного согласования места размещения объекта в 2013 году обществу было известно, что использовать участок по указанному назначению будет возможно только после процедуры перевода в иную категорию земель, при этом, соглашаясь на предоставление такого участка, заявитель должен был оценить все возможности и перспективы процедур, необходимых в соответствии с законодательством для получения земельного участка в аренду, и действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, осознавать, что земельный участок без проведения торгов по ранее действовавшему земельному законодательству мог быть предоставлен в течение срока действия переходного периода до 01.03.2018, суды пришли к обоснованным выводам об утрате обществом права на предоставление спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
Исходя из того, что положения статьи 34 Закона N 171-ФЗ, устанавливая предельный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка без торгов продолжительностью в три года с даты принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не предусматривает каких-либо исключений из этого правила и оснований для продления данного срока, при этом какой-либо иной альтернативный порядок предоставления спорного земельного участка в аренду без торгов применительно к рассматриваемой ситуации действующим законодательством не установлен, выводы судов первой и апелляционной инстанций являются законными, оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, о том, что доводы Администрации об истечении срока действия указанного постановления и об отказе в продлении срока его действия являются незаконными и необоснованными, о том, что трехлетний срок, в течение которого действует решение о предварительном согласовании места размещения объекта не является пресекательным, подлежат отклонению судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
Ссылки заявителя на пропуск срока по вине должностных лиц государственных органов, на невозможность перевода земельного участка из одной категории в другую из-за противоречий в градостроительной зоне и генеральном плане, отклоняются окружным судом как не подтвержденные надлежащими доказательствами (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы о внесении обществом платы за пользование земельным участком в период с 2018 по 2021 годы и фактических арендных отношениях отклоняются судом округа как не имеющие правового значения для настоящего спора и не свидетельствующие о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Доводам, приведенным в кассационной жалобе, была дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют (статьи 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в связи с отсутствием оснований для ее удовлетворения относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 31.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-4123/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.