г. Тюмень |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А67-136/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн - заседания) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирское зерно" на решение от 13.04.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 26.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-136/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирское зерно" (634535, Томская область, Томский район, с. Новорождественское, ул. Советская, дом 65; ИНН 7014038342, ОГРН 1027000761149) к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, 16/1, ОГРН 1027000882820, ИНН 7020014244) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии.
В судебном заседании в онлайн - режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" присутствовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Сибирское зерно" - Семикина Е.А. по доверенности от 10.03.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирское зерно" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (далее - Департамент) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии от 29.09.2020 N 55-01-05-138, от 30.10.2020 N 55-01-05-143 и от 24.11.2020 N 55-01-05-158.
Решением от 13.04.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 26.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Департамент возражает против доводов Общества согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Заслушав представителя Общества, исследовав доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на кассационную жалобу, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществом (покупатель) с ООО "Техпромторг" (продавец) заключен договор купли-продажи сельскохозяйственной техники от 07.07.2020 N 70/20007/А/02 (далее - договор N 70/20007/А/02).
Согласно пункту 1.1 договора N 70/20007/А/02 продавец обязуется передать в собственность покупателя сельскохозяйственную технику согласно Приложению N 1, подготовить товар к эксплуатации, обучить персонал покупателя правилам эксплуатации товара в срок и на условиях, определенных договором, а покупатель обязуется оплатить и принять товар.
В Приложении N 1 к договору N 70/20007/А/02 в разделе "Наименование и комплектация техники и/или оборудования" указано: "Жатка CERIO 770. SW 007 Доп.оборудование жатки 0250. Отражающий щиток, SW 014. Вид отгрузки 0200. Жатка уложена на транспортную тележку. Устройство для транспортировки 7,7 м".
Аналогичное наименование техники указано в акте приема-передачи сельскохозяйственной техники по договору N 70/20007/А/02 и универсальном передаточном документе.
В счете на оплату N Н000003616 от 09.07.2020 в разделе "Товар" указано следующее: "Авансовый платеж по Договору N 70/20007/А/02 от 07.07.2020 за жатку зерновую CERIO 770".
28.09.2020 Общество обратилось в Департамент за предоставлением субсидии в размере 50% в целях возмещения затрат, понесенных при приобретении жатки зерновой CERIO 770.
Письмом от 29.09.2020 N 55-01-05-138 Департамент уведомил Общество об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что приложенные к заявлению документы не подтверждают приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, машин, указанных в пункте 4 Приложения N 1 к Порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, а именно приобретение в одном комплекте жатки и комбайна.
30.10.2020 и 03.11.2020 Общество повторно обратилось в Департамент с заявлениями для получения субсидии в размере 50% по возмещению затрат, понесенных при приобретении жатки зерновой CERIO 770.
По результатам рассмотрения данных заявлений Департаментом приняты решения от 30.10.2020 и от 24.11.2020 об отказе в предоставлении субсидии в связи с непредставлением доказательств приобретения техники, оборудования, машин согласно пункту 4 Приложения N 1 к Порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 454, 478, 479 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что решения Департамента об отказе в предоставлении субсидии были вынесены при наличии достаточных правовых и фактических оснований и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Отношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, урегулированы статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидий на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства осуществлялось на основании приказа Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области от 09.06.2020 N 42 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства" (далее - Порядок N 42).
Порядком N 42 предусматривается предоставление субсидий получателям субсидии в целях возмещения части затрат на приобретение и лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, по следующим направлениям: на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, машин по видам и ставкам согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, за исключением сельскохозяйственного оборудования, предусмотренного подпунктом "в" подпункта 1 настоящего пункта (подпункт "б" подпункта 1 пункта 3 Порядка N 42).
Согласно пункту 4 приложения N 1 к Порядку N 42 к видам сельскохозяйственной техники, оборудования, машин, при приобретении которых предоставляется субсидия на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, машин, относятся: зерноуборочные, кормоуборочные комбайны, жатки в комплектации к комбайну, картофеле- и овощеуборочные комбайны, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что представленные Обществом при подаче заявлений о предоставлении субсидии документы (договор купли-продажи, дополнительное соглашения к нему, акт приема-передачи, универсальный передаточный акт, счет на оплату) свидетельствуют о приобретении отдельного самостоятельного товара в виде жатки зерновой CERIO 770 и не подтверждают приобретение заявителем жатки в комплектации к комбайну, что свидетельствует о несоблюдении Обществом условий предоставления субсидии, пришли к выводу о наличии у Департамента правовых оснований для принятия решений об отказе в предоставлении субсидии.
Доводы Общества относительно возможности получения им субсидии на самостоятельное приобретение жатки к имеющемуся у него комбайну; неоднозначности изложения понятия "комплектация" в пункте 4 Приложения N 1 к Порядку N 42 были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Так, проанализировав положения статей 454, 478, 479 ГК РФ, суды установили, что под комплектностью следует понимать совокупность основного изделия и комплектующих его самостоятельных изделий, которые не входят в состав основного изделия, но образуют с ним единое целое, используемое по общему назначению; под комплектом понимается определенный набор товаров для использования его в целях, вытекающих из назначения объединяемых товаров; включаемые в комплект товары могут использоваться самостоятельно, отдельно от других товаров; комплект определяется соглашением сторон либо путем перечисления в договоре соответствующих изделий, либо путем указания документа по стандартизации, которым определен комплект, либо путем сочетания этих способов.
Таким образом, буквальное толкование приведенных выше положений Порядка N 42 с учетом положений статей 454, 478, 479 ГК РФ, как верно отмечено судами, свидетельствует о том, что субсидия на возмещение части затрат по ставке 50% от понесенных затрат на приобретение жатки может быть предоставлена организации агропромышленного комплекса только в случае приобретения жатки в комплектации к комбайну, а именно приобретения жатки совместно с комбайном как комплект сельскохозяйственной техники, состоящей из комбайна и жатки. Размер субсидии, установленный Порядком N 42 в размере 50% (но не более 4 млн. руб. на единицу техники), распространяется в данном случае именно на комплект из комбайна и жатки.
Само по себе иное толкование Обществом положений Порядка N 42 не является основанием для вывода о нарушении судами норм права, на совокупном применении которых, ими обоснованы выводы по делу.
Представленное Обществом заключение специалиста-лингвиста от 11.03.2021 N 0051/2021 оценено судами наряду с иными доказательствами по делу в соответствии с положениями статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ.
Вместе с тем изложенные в указанном заключение выводы, вопреки доводам Общества, выводы судов относительно трактовки спорного положения Порядка N 42 не опровергают.
Ссылка Общества на то обстоятельство, что жатка приобретена им по договору купли-продажи для комплектации приобретенного в рамках договора финансовой аренды (лизинга) комбайна, правомерно не принята судами обеих инстанций, поскольку на момент подачи заявления комбайн Обществом в собственность не приобретен, расходы на его приобретение не подтверждены.
При таких обстоятельствах суды, учитывая, что Порядком N 42 предусмотрено предоставление субсидии на возмещение затрат при приобретении жатки совместно с комбайном как комплекта сельскохозяйственной техники; вместе с тем из анализа представленных Обществом документов следует, что им приобретена только жатка зерновая CERIO 770; доказательств приобретения Обществом комбайна материалы дела не содержат, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, основанных на фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 26.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-136/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сибирское зерно" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 29.09.2021 N 1053.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Общества относительно возможности получения им субсидии на самостоятельное приобретение жатки к имеющемуся у него комбайну; неоднозначности изложения понятия "комплектация" в пункте 4 Приложения N 1 к Порядку N 42 были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Так, проанализировав положения статей 454, 478, 479 ГК РФ, суды установили, что под комплектностью следует понимать совокупность основного изделия и комплектующих его самостоятельных изделий, которые не входят в состав основного изделия, но образуют с ним единое целое, используемое по общему назначению; под комплектом понимается определенный набор товаров для использования его в целях, вытекающих из назначения объединяемых товаров; включаемые в комплект товары могут использоваться самостоятельно, отдельно от других товаров; комплект определяется соглашением сторон либо путем перечисления в договоре соответствующих изделий, либо путем указания документа по стандартизации, которым определен комплект, либо путем сочетания этих способов.
Таким образом, буквальное толкование приведенных выше положений Порядка N 42 с учетом положений статей 454, 478, 479 ГК РФ, как верно отмечено судами, свидетельствует о том, что субсидия на возмещение части затрат по ставке 50% от понесенных затрат на приобретение жатки может быть предоставлена организации агропромышленного комплекса только в случае приобретения жатки в комплектации к комбайну, а именно приобретения жатки совместно с комбайном как комплект сельскохозяйственной техники, состоящей из комбайна и жатки. Размер субсидии, установленный Порядком N 42 в размере 50% (но не более 4 млн. руб. на единицу техники), распространяется в данном случае именно на комплект из комбайна и жатки."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2021 г. N Ф04-6662/21 по делу N А67-136/2021