г. Тюмень |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А70-19005/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 25.02.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 24.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-19005/2020 по заявлению Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Карла Маркса, дом 30, ИНН 8601004325, ОГРН 1028600507968) к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (625023, город Тюмень, улица Энергетиков, дом 26, ИНН 7202130767, ОГРН 1047200660870) об оспаривании предписания в части.
В заседании приняли участие представители Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кармацких О.В. по доверенности от 31.05.2021, Чукомина Е.Е. по доверенности от 19.11.2021 (до перерыва), Березкина Т.П. по доверенности от 11.01.2021 (после перерыва).
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Здравнадзор Югры) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Росздравнадзор) от 21.08.2020 N И72-3313/2020 в части пункта 2 таблицы, пунктов 1, 2, 3 предписывающей части в табличной и текстовых частях (в части спорного нарушения).
Решением от 25.02.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 24.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Росздравнадзор просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, осуществлять виды работ/услуг "реализация наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" и "реализация психотропных веществ, внесенных в список Ш перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" могут лишь юридические лица, имеющие лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом их производства, изготовления, переработки и ввоза. Исходя из положений статей 3, 4, 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закона об обращении лекарственных средств), статей 1, 23, 31 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон о наркотических средствах) следует, что спорные виды работ вправе осуществлять организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовую торговлю).
В отзыве на кассационную жалобу Здравнадзор Югры просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие требованиям действующего законодательства.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей Здравнадзора Югры, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа руководителя Росздравнадзора от 14.07.2020 N П72-176/20 в рамках контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федераций переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения уполномоченными должностными лицами Росздравнадзора в период с 27.07.2020 по 21.08.2020 проведена плановая выездная проверка в отношении Здравнадзора Югры, в ходе которой выявлены факты формирования лицензионных дел с нарушением требований статьи 16 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), выдачи (в порядке переоформления) в 2019-2020 годах лицензий на осуществление деятельности по обороту наркотических, психотропных веществ и их перекурсоров, культивированию наркотических растений, содержащих в том числе виды работ "реализация наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" и "реализация психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", автономному учреждению "Региональный аптечный склад" (далее - учреждение) и акционерному обществу "Советская аптека" (далее - обществу) с нарушением требований пунктов 1 и 3 статьи 5, статьи 23 Закона о наркотических средствах, пунктов 10 и 18 Правил распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 558 (далее - Правила N 558).
По результатам проверки Росздравнадзором 21.08.2020 составлен акт проверки N 113 и выдано предписание N И723-3313/2020, в соответствии с которым Здравнадзору Югры необходимо в срок до 21.12.2020 устранить выявленные нарушения законодательства (пункты 1, 2 таблицы) (пункт 1), обеспечить должный контроль за соблюдением требований законодательства (пункт 2); рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований законодательства (пункт 3).
Не согласившись с нарушением, указанным в пункте 2 таблицы, и требованиями, изложенными в пунктах 1-3 предписания по его устранению, Здравнадзор Югры обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях Здравнадзора Югры нарушения, указанного в пункте 2 таблицы оспариваемого предписания, в связи с чем признали неправомерными изложенные в пунктах 1-3 данного предписания требования Росздравнадзора.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 18 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежит лицензированию.
Под оборотом наркотических средств, психотропных веществ понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3 Закона о наркотических средствах).
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 15 Закона об охране здоровья, пунктами 1, 4, 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, Росздравнадзор осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, указанных в части 1 статьи 15 Закона об охране здоровья, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом требования, изложенные в предписании должны быть исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения. Предписание не должно сводиться к формальному предъявлению определенных требований.
Как следует из содержания оспариваемых пунктов предписания Росздравнадзора от 21.08.2020, основанием для его выдачи послужили факты нарушения Здравнадзором Югры требований пунктов 1 и 3 статьи 5, статьи 23 Закона о наркотических средствах, пунктов 10 и 18 Правил N 558, устанавливающих государственную монополию на ряд видов деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
В силу статьи 5 Закона о наркотических средствах в Российской Федерации действует государственная монополия на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также на следующие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров:
разработка наркотических средств и психотропных веществ, а также прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I;
распределение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II;
уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II, прекурсоров, внесенных в список I, а также конфискованных или изъятых из незаконного оборота психотропных веществ, внесенных в список III;
производство наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в список I, в целях изготовления аналитических образцов, а также наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II;
изготовление аналитических образцов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в список I, а также наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II;
переработка наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I прекурсоров (за исключением осуществляемой юридическими лицами независимо от их форм собственности переработки психотропных веществ, внесенных в список III, в целях получения на их основе веществ, не являющихся психотропными веществами);
ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II (за исключением вывоза наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого в соответствии с пунктом 8.1 статьи 28 названного Закона);
ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в список I и таблицу I списка IV (пункт 1).
Виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и указанные в абзацах седьмом - девятом пункта 1 названной статьи, осуществляются государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3).
Согласно статье 23 Закона о наркотических средствах отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуск и реализация внесенных в список I прекурсоров осуществляются юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Пунктом 18 Правил N 558 установлено, что реализация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров производится юридическими лицами при наличии у них лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием работ (услуг) по реализации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Реализация произведенных, изготовленных, переработанных и (или) ввезенных на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами, указанными в пункте 10 названных Правил, уполномоченным организациям в соответствии с утвержденным планом распределения.
Пунктом 10 Правил N 558 закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих в установленном порядке производство, изготовление, переработку и ввоз на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ (за исключением юридических лиц - аптечных организаций, осуществляющих изготовление лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества), по формированию сведений о планируемых объемах производства, изготовления, переработки и ввоза на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ по установленной форме.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что выданные учреждению и обществу лицензии от 18.11.2019 N ЛО-86-03-000255-19, от 05.08.2020 N ЛО-86-03-000264-20 на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров не содержат виды работ, перечисленные в пункте 1 статьи 5 Закона о наркотических средствах; данные лицензиаты не занимаются производством, изготовлением, переработкой и ввозом на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ.
Вопреки позиции Росздравнадзора действующее законодательство не содержит запрета осуществления деятельности по реализации наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II и III перечня наркотических средств, психотворных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, юридическими лицами, не осуществляющими производство, изготовление, переработку и ввоз на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ.
Доводы Росздравнадзора со ссылкой на положения статей 3, 4, 33 Закона об обращении лекарственных средств, статей 1, 23, 31 Закона о наркотических средствах об отнесении такого вида работ как реализация наркотических средств и психотропных веществ к оптовой торговле и возможности выдачи лицензии на выполнении таких работ лишь организациям, имеющим лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля), обоснованно не приняты судами, поскольку данное нарушение не было отражено в оспариваемых пунктах предписания.
Принимая во внимание отсутствие в действиях Здравнадзора Югры нарушений положений пунктов 1 и 3 статьи 5, статьи 23 Закона о наркотических средствах, пунктов 10 и 18 Правил N 558 в части государственной монополии на ряд видов деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительными оспариваемые пункты предписания Росздравнадзора от 21.08.2020.
Доводы подателя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, по существу направлены на иную оценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами на основании представленных в дело доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.02.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 24.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-19005/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.