г. Тюмень |
|
13 января 2022 г. |
Дело N А81-5544/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение от 13.07.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Садретинова Н.М.) и постановление от 21.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-5544/2021 по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600, ОГРН 1118901002153, ИНН 8901025421) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Хохрякова, дом 10, ОГРН 1027200853316, ИНН 7202022112) об оспаривании постановления от 21.05.2021 N 54-57-10-2021 о назначении административного наказания.
В судебном заседании приняла участие представитель Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Гончарова Н.В. по доверенности от 22.02.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - общество, АО "Ямалкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.05.2021 N 54-57-10-2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решением от 13.07.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 21.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Ямалкоммунэнерго" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что переданные обществу в аренду склады горюче-смазочных материалов (далее - склады ГСМ) не соответствовали требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ); в обязанности общества не входят мероприятия по реконструкции (модернизации) арендованного имущества; средства на проведение технического перевооружения складов ГСМ не были предусмотрены в тарифах общества на 2021 год; суды необоснованно не применили часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках проведенной на основании распоряжения от 24.02.2021 N РП-322-901-о внеплановой документарной проверки управлением выявлены нарушения при эксплуатации являющихся опасными производственными объектами (далее - ОПО) Склада ГСМ N 1 с. Яр-Сале (рег. N А59-60598-0052): в сведения об ОПО не внесены резервуары вертикальные стальные цилиндрические РВС-1000 NN 10, 11, РГС N 9, насосное оборудование, трубопроводы (пункт 5 статьи 2 Закона N 116-ФЗ, подпункт "з" пункта 10 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371; подпункт 1.3 пункта 27 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471); резервуары вертикальные стальные цилиндрические РВС-1000 NN 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, РВС-750 N 4 не оснащены дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; приборами контроля и сигнализации; противопожарным оборудованием; резервуары вертикальные стальные цилиндрические РВС-1000 NN 10, 11 не оснащены устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; приборами контроля и сигнализации; противопожарным оборудованием; предохранительными клапанами; отсутствует заземление резервуаров вертикальных стальных цилиндрических РВС-1000 NN 1, 2, 3, 8, 10, 11, РВС-750 N 4; резервуары вертикальные стальные цилиндрические РВС-1000 NN 1, 2, 3, 8 не снабжены устройствами молниезащиты (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 81 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529 (далее - Правила); допускается эксплуатация технических устройств без выполнения соответствующих мероприятий (после проведения которых, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности), указанных в заключениях экспертиз промышленной безопасности (резервуары вертикальные стальные цилиндрические РВС-1000 NN 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, РВС -750 N 4, пункт 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ, подпункт 2 пункта 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420); на нагнетательном трубопроводе насосного агрегата (б/н, б/п), расположенного в районе РГС N 9, не установлен обратный клапан (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 157 Правил); отсутствует заземление насосного агрегата (б/н, б/п), расположенного в районе РГС N 9 (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 167 Правил); управление и контроль процессами перекачки по трубопроводам нефтепродуктов не осуществляется централизованно (отсутствует операторная, пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 177 Правил); отсутствует заземление трубопроводов, резервуаров вертикальных стальных цилиндрических РВС-1000 NN 1, 2, 3, 8, 10, 11, РВС-750 N 4 (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 197 Правил); отсутствует контур защитного заземления пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 157 Правил); на ОПО не предусмотрены производственная и дождевая системы канализации (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 226 Правил); на территории ОПО отсутствует прибор, определяющий направление и скорость ветра (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 157 Правил); контроль уровня нефтепродуктов в резервуарах вертикальных стальных цилиндрических РВС-1000 NN 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, РВС-750 N 4 не осуществляется контрольно-измерительными приборами (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 98 Правил); отсутствуют средства автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 99 Правил); Склада ГСМ N 2 с. Яр-Сале (рег. N А59-60598-0053): резервуары вертикальные стальные цилиндрические РВС-1000 NN 1, 2, РВС-750 N 3, РВС-200 N 4 не оснащены дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; приборами контроля и сигнализации; противопожарным оборудованием (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 81 Правил); контроль уровня нефтепродуктов в резервуарах вертикальных стальных цилиндрических РВС-1000 NN 1, 2, РВС-750 N 3, РВС-200 N 4 не осуществляется контрольно-измерительными приборами (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 98 Правил); отсутствуют средства автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 99 Правил); на нагнетательном трубопроводе насосного агрегата (б/н, б/п), расположенного рядом с РГС (б/н, б/п), не установлен обратный клапан (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 157 Правил); отсутствует заземление насосного агрегата (б/н, б/п), расположенного рядом с РГС (б/н, б/п) (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 167 Правил); управление и контроль процессами перекачки по трубопроводам нефтепродуктов не осуществляется централизованно (отсутствует операторная, пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 177 Правил); отсутствует контур защитного заземления (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 203 Правил); на ОПО не предусмотрены производственная и дождевая системы канализации (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 226 Правил); на территории ОПО отсутствует прибор, определяющий направление и скорость ветра (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 271 Правил).
По результатам проверки управлением составлены акт от 15.04.2021 N РП-322-901-о-А, протокол об административном правонарушении от 13.05.2021 N 54-57-10-2021 и вынесено постановление от 21.05.2021 N 54-57-10-2021 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в деянии АО "Ямалкоммунэнерго" состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка проведения проверки и привлечения его к административной ответственности. При этом суды не усмотрели оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ на организации, эксплуатирующие ОПО, возложена обязанность соблюдать положения данного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (пункты 1, 3 статьи 13 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 81 Правил стальные вертикальные резервуары в зависимости от их назначения должны быть оснащены: приемо-раздаточными патрубками с запорной арматурой; дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды; приборами контроля и сигнализации; устройствами для подогрева высоковязких и застывающих нефтей и нефтепродуктов; системами противопожарной защиты; вентиляционными патрубками; устройствами молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества. Полный комплект устанавливаемых на резервуаре устройств и оборудования, а также схема их расположения подлежат обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение).
Согласно пунктами 98, 99 Правил контроль уровня нефтепродуктов в резервуарах должен осуществляться контрольно-измерительными приборами. Резервуарные парки хранения нефти и светлых нефтепродуктов должны оснащаться средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров. Все случаи обнаружения утечек в обваловании резервуаров нефтепродуктов и (или) их паров должны регистрироваться приборами с выводом показаний в помещение управления (операторную) и документироваться. Технические решения, количество и порядок размещения приборов обнаружения в обваловании резервуаров нефтепродуктов и (или) их паров должны устанавливаться в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в зависимости от вида хранящихся нефтепродуктов, условий их хранения, объема единичных емкостей резервуаров и порядка их размещения в составе склада.
На нагнетательном трубопроводе должна быть предусмотрена установка обратного клапана для предотвращения перемещения транспортируемых веществ обратным ходом (пункт 157 Правил).
В соответствии с пунктом 167 Правил корпуса насосов, перекачивающих легковоспламеняющиеся (далее - ЛВЖ) и горючие жидкости (далее - ГЖ), должны быть заземлены независимо от заземления электродвигателей, находящихся на одной раме с насосами.
Согласно пункту 177 Правил управление и контроль процессами перекачки по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, а также слива и налива должны осуществляться централизованно из помещения управления (операторных и (или) диспетчерской).
Для защиты от проявлений статического электричества подлежат заземлению: наземные резервуары для ЛВЖ и ГЖ и других жидкостей, являющихся диэлектриками и способных при испарении создавать взрывоопасные смеси паров с воздухом; наземные трубопроводы через каждые 200 метров и дополнительно на каждом ответвлении с присоединением каждого ответвления к заземлителю; металлические оголовки и патрубки гибких шлангов для слива и налива нефти и нефтепродуктов; железнодорожные рельсы сливоналивных участков, электрически соединенные между собой, а также металлические конструкции сливоналивных эстакад с двух сторон по длине; металлические конструкции автоналивных устройств; все механизмы и оборудование насосных станций для перекачки нефтепродуктов; металлические воздуховоды и кожухи изоляции вентиляционных систем во взрывоопасных помещениях через каждые 40 - 50 метров (пункт 199 Правил).
В соответствии с пунктом 203 Правил защита от электростатической индукции должна обеспечиваться присоединением всего оборудования и аппаратов, находящихся в зданиях, сооружениях и установках, к контуру защитного заземления.
Согласно пункту 226 Правил на площадках опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов объединение систем производственной и дождевой канализации подлежит обоснованию в проектной документации исходя из состава и количества производственных и дождевых (ливневых) сточных вод.
На территории опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов должен быть установлен прибор, определяющий направление и скорость ветра. Выбор места установки прибора подлежит обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение) (пункт 271 Правил).
Факты нарушений вышеназванных требований промышленной безопасности при эксплуатации складов ГСМ установлены судами двух инстанций, подтверждаются материалами дела и по существу обществом не оспариваются.
Передача в аренду обществу складов ГСМ в состоянии, не отвечающем требованиям промышленной безопасности, а так же не включение в утвержденный обществу тариф затрат на эксплуатацию складов ГСМ не освобождают общество от их эксплуатации с соблюдением данных требований законодательства.
Поскольку АО "Ямалкоммунэнерго" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения, каких-либо препятствий для соблюдения законодательства о промышленной безопасности ОПО, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений положений КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении общества судами не выявлено, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, управлением соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ с учетом имеющихся отягчающих обстоятельств (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).
При этом суды двух инстанций не усмотрели оснований для уменьшения штрафа в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
Переоценка выводов арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о снижении санкции и возможности признания совершенного правонарушения малозначительным связана с установлением обстоятельств и оценкой доказательств по делу и не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали АО "Ямалкоммунэнерго" в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.07.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 21.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5544/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку АО "Ямалкоммунэнерго" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения, каких-либо препятствий для соблюдения законодательства о промышленной безопасности ОПО, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений положений КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении общества судами не выявлено, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, управлением соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ с учетом имеющихся отягчающих обстоятельств (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).
При этом суды двух инстанций не усмотрели оснований для уменьшения штрафа в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 января 2022 г. N Ф04-7877/21 по делу N А81-5544/2021