г. Тюмень |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А81-2579/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" на решение от 26.05.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 15.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-2579/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" (141700, Московская область, город Долгопрудный, Новый бульвар, дом 7, квартира 345, ИНН 8603213148, ОГРН 1158603000060; 141701, Московская область, город Долгопрудный, Лихачевский проезд, дом 8, помещение XLII, офис 316/1) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8900000174, ОГРН 1028900511529; Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 28; город Муравленко, улица Губкина, дом 51а) об оспаривании предписания.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" Напольский А.А. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление) от 26.12.2019 N 100/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание) в части пунктов 1, 4 - 8, 13 (общежитие N 3 согласно плану эвакуации), пунктов 1, 4 - 8 (общежитие для проживания руководящего состава).
Решением от 06.07.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 17.09.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 09.02.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением от 26.05.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 15.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, спорные объекты защиты являются нежилыми помещениями (складские здания), в связи с чем на них не распространяются предъявляемые к жилым помещениям требования пожарной безопасности; управлением не доказан факт изменения функционального назначения указанных объектов недвижимого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество является собственником производственной базы, расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Муравленко, промышленная зона, панель N 2 (несколько зданий и площадок); в соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 01.01.2017 и дополнительными соглашениями к нему от 04.09.2019, от 04.11.2019, от 05.11.2019 объекты производственной базы переданы в аренду обществу с ограниченной ответственностью "НефтеСервис".
Согласно рапорту должностного лица управления от 10.12.2019 на одном из объектов вышеуказанной производственной базы 04.12.2019 произошел пожар. На основании распоряжения заместителя начальника управления от 12.12.2019 N 100 в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора уполномоченными должностными лицами управления в период с 18.12.2019 по 23.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой выявлены факты несоблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе фактическое использование двух зданий для проживания людей (общежитие N 3 и общежитие для руководящего состава) в нарушение статей 4, 6, 52, 54, 83, 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент N 123-ФЗ), пунктов 8, 9, 10, 61, 89 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), приложения А, пункта А4, А10, таблицы А1, позиции 6.1 Свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009), главы 7 таблицы 2 позиции 4 Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009).
По результатам проверки управлением 26.12.2019 составлен акт проверки N 100 и выдано предписание N 100/1/1 об устранении обществом нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до 15.04.2020.
Не согласившись с пунктами 1, 4-8, 13 (по зданию: общежитие N 3), пунктами 1, 4-8 (по зданию: общежитие для проживания руководящего состава) предписания управления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку обществом не соблюдены обязательные требования пожарной безопасности при эксплуатации объектов защиты в качестве зданий для проживания людей.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Технический регламент N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 6 Технического регламента N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Техническим регламентом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Технического регламента (часть 3 статьи 4 Технического регламента N 123-ФЗ).
Исходя из положений пунктов 3, 10 статьи 52 статьи 54 Технического регламента N 123-ФЗ устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения являются способами защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения последствий их воздействия.
Статьями 83, 84 Технического регламента N 123-ФЗ установлены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей в зданиях и сооружениях.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.06.2019 N 1317, действовавшим в спорный период, утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента N 123-ФЗ.
Согласно пункту 44 названного Перечня соблюдение требований к установкам пожаротушения, а также общих требований, связанных с противопожарной защитой, обеспечивается применением положений нормативных документов, в том числе СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009.
В соответствии с пунктами 8, 9 Правил противопожарного режима на объекте защиты с ночным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала; обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного.
Руководитель организации обеспечивает (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время) (пункт 10 Правил противопожарного режима).
В силу пункта 61 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
Руководитель организации обеспечивает ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, мотели, общежития и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с правилами пожарной безопасности. В номерах гостиниц, кемпингов, мотелей и общежитий вывешиваются планы эвакуации на случай пожара (пункт 89 Правил противопожарного режима).
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт невыполнения вышеназванных требований пожарной безопасности в отношении спорных объектов защиты. Вместе с тем общество полагает, что указанные требования пожарной безопасности не распространяются на спорные здания (складские здания), не являющиеся жилыми помещениями.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе протокол осмотра места происшествия, фототаблицу, объяснения сотрудников полиции, работников организации, судебные акты по делу N А81-2579/2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого округа, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент осуществления управлением проверки и выдачи оспариваемого предписания указанные задания фактически использовались в качестве общежитий для временного проживания людей.
При таких обстоятельствах управление, выявив в ходе проверки нарушения требований статей 4, 6, 52, 54, 83, 84, пунктов 8, 9, 10, 61, 89 Правил противопожарного режима, СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009 при эксплуатации указанных объектов защиты, правомерно выдало обществу (собственнику объектов) предписание об устранении обязательных требований пожарной безопасности.
Предписание управления от 26.12.2019 N 100/1/1 (в обжалуемой части) содержит информацию о выявленных нарушениях со ссылкой на нормативные акты, положения которых не соблюдены обществом, сроки устранения данных нарушений. Вопреки позиции общества указание в оспариваемом предписании на конкретные действия, которые ему надлежит совершить в целях его исполнения, не препятствуют ему выбрать иной способ устранения нарушений, в том числе отказаться от осуществления деятельности, с ведением которой связано нарушение и привести фактическое использование спорных объектов в соответствие с их функциональным назначением.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительным оспариваемого предписания.
Доводы подателя кассационной жалобы выводы судов нижестоящих инстанций не опровергают, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление иных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.05.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 15.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2579/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Руководитель организации обеспечивает ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, мотели, общежития и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с правилами пожарной безопасности. В номерах гостиниц, кемпингов, мотелей и общежитий вывешиваются планы эвакуации на случай пожара (пункт 89 Правил противопожарного режима).
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе протокол осмотра места происшествия, фототаблицу, объяснения сотрудников полиции, работников организации, судебные акты по делу N А81-2579/2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого округа, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент осуществления управлением проверки и выдачи оспариваемого предписания указанные задания фактически использовались в качестве общежитий для временного проживания людей.
При таких обстоятельствах управление, выявив в ходе проверки нарушения требований статей 4, 6, 52, 54, 83, 84, пунктов 8, 9, 10, 61, 89 Правил противопожарного режима, СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009 при эксплуатации указанных объектов защиты, правомерно выдало обществу (собственнику объектов) предписание об устранении обязательных требований пожарной безопасности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2022 г. N Ф04-6531/20 по делу N А81-2579/2020
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6531/20
15.09.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8330/2021
26.05.2021 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2579/20
09.02.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6531/20
17.09.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8783/20
06.07.2020 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2579/20