г. Тюмень |
|
21 января 2022 г. |
Дело N А75-16497/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" на постановление от 13.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-16497/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Красноармейская, дом 44а, ОГРН 1028600508859, ИНН 8601012220) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) об оспаривании решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" (628602, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, проезд Куропаткина, дом 1, помещение 1011, ОГРН 1168617062965, ИНН 8603223058).
Суд установил:
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" (далее - учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, управление) от 17.07.2020 N РНП-086/06/104-1168/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" (далее - общество).
Решением от 07.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 13.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в поведении общества имеются признаки уклонения от исполнения договора; у антимонопольного органа отсутствовали основания для отказа заказчику во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе.
В отзывах на кассационную жалобу управление и общество просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по итогам проведенного учреждением электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания Березовской центральной районной больницы (МБУЗ)" (фасад) (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, пгт. Березово, ул. Ленина, 56, корпус 2) с обществом как победителем аукциона был заключен договор от 19.03.2020 N 13-20/ЭА (далее - договор).
В связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных пунктами 2.1.4, 2.3.2, 2.3.3, 4.2 договора (приемка подрядчиком объекта для выполнения работ и начало выполнения работ в течение 30 дней после его подписания), заказчиком принято решение от 20.05.2020 об одностороннем отказе от исполнения договора.
Данное решение 22.05.2020 направлено обществу по почте заказным письмом, по электронной почте и размещено учреждением в единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет.
Сопроводительным письмом от 08.07.2020 информация о расторжении договора с обществом с обоснованием причин одностороннего отказа от исполнения договора была направлена заказчиком в управление для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением от 14.07.2020 N РНП-086/06/104-1168/2020 антимонопольный орган отказал учреждению во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе.
Не согласившись с указанным решением управления, заказчик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку подтвержден факт расторжения договора в установленном порядке ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с несоблюдением обществом условий договора.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, указал на обоснованность вывода антимонопольного органа об отсутствии недобросовестного поведения общества и уклонении его от исполнения договора.
Оставляя без изменения обжалуемое постановление апелляционного суда, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).
Ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) осуществляется Федеральной антимонопольной службой (пункт 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, далее - Правила N 1062).
Согласно пунктам 11, 12 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку поступивших к нему информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе).
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В то же время включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила N 1062 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим о намерении участника отказаться от заключения контракта, направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что при вынесении оспариваемого решения управлением выполнены данные требования: выяснены обстоятельства, связанные с несоблюдением обществом условий договора, в том числе выявлена просрочка исполнения обязательств со стороны заказчика; указаны мотивы, по которым антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности общества, его уклонении от исполнения договора.
Судом также отмечено, что учреждением в нарушение требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе был сокращен десятидневный срок, предназначенный для устранения нарушений условий договора, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора.
Кроме того, указанное решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора было оспорено обществом в судебном порядке; постановлением от 23.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-435/2021 признан недействительным отказ учреждения от исполнения обязательств по договору.
Таким образом, оснований для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции по настоящему делу и отказал в удовлетворении заявленного учреждением требования о признании недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы учреждения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 13.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-16497/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что при вынесении оспариваемого решения управлением выполнены данные требования: выяснены обстоятельства, связанные с несоблюдением обществом условий договора, в том числе выявлена просрочка исполнения обязательств со стороны заказчика; указаны мотивы, по которым антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности общества, его уклонении от исполнения договора.
Судом также отмечено, что учреждением в нарушение требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе был сокращен десятидневный срок, предназначенный для устранения нарушений условий договора, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора.
Кроме того, указанное решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора было оспорено обществом в судебном порядке; постановлением от 23.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-435/2021 признан недействительным отказ учреждения от исполнения обязательств по договору."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2022 г. N Ф04-6173/21 по делу N А75-16497/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6173/2021
06.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3766/2022
21.01.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6173/2021
13.07.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5763/2021
07.04.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-16497/20
20.01.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14913/20