г. Тюмень |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А75-5882/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" на решение от 11.08.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С) и постановление от 22.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-5882/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" (628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Маршала Жукова, дом 6, ОГРН 1158603002865, ИНН 8603215554) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 72, ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 21.04.2021 N 82.
Другое лицо, участвующее в деле, - Прокуратура города Нижневартовска (628616, Ханты-Мансийский автономный округ, город Нижневартовск, улица Мусы Джалиля, дом 14).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Айсберг" (далее - ООО "Айсберг", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 21.04.2021 N 82 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура города Нижневартовска.
Решением от 11.08.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 22.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Айсберг" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения; обществом в суд первой инстанции были представлены результаты исследований проб воды, однако им не была надлежащая оценка; соответствие воды техническим регламентам подтверждается декларацией о соответствии ЕАЭС RU Д-RU.НА 81. В.03615/19 от 06.08.2019 со сроком действия до 05.08.2022; судами не было установлено причинение вреда жизни или здоровью граждан либо угрозы его причинения.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 03.02.2021 N 63 заместителя прокурора города Нижневартовска проведена проверка исполнения ООО "Айсберг" законодательства при добыче, производстве, транспортировке и реализации упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду.
По результатам проверки административным органом выявлены нарушения статьи 10 ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011, нарушена организация производственного контроля, не разработаны и не внедрены процедуры, основанные на принципах ХАССП); пункта 10 статьи 3 ТР ЕАЭС 044/2017 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45, (далее - ТР ЕАЭС 044/2017, не представлены протоколы лабораторных исследований на следующих этапах производства: вода водоисточника, вода на этапах водоподготовки, вода перед розливом, емкостей и укупорочные средства, готовая продукция; в представленных протоколах испытаний невозможно идентифицировать пробы питьевой воды и бутилированной воды).
Также были выявлены нарушения требований к организации производственных помещений и процессу производства, а именно подпункта 4 пункта 1 статьи 14 TP ТС 021/2011, пункта 19 ТР ЕАЭС 044/2017 (санитарное состояние производственных помещений и оборудования неудовлетворительное: стены, батареи грязные; аппарат для мойки и дезинфекции оборотной тары, краны для розлива, капроновые жалюзи при входе в производственные помещения грязные); пункта 4 статьи 14 TP ТС 021/2011, пункта 19 ТР ЕАЭС 044/2017 (производственные помещения захламлены посторонними предметами, что затрудняет санитарную обработку помещений (коробки с оборудованием, тележки, картонные коробки, пустые емкости); подпункта 4 пункта 2 статьи 14 TP ТС 021/2011 (не созданы условия для обработки рук персонала); пункта 2.5 СанПиН 2.1.4.1116-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утверждённого Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15.03.2002 (далее - СанПнН 2.1.4.1116-02, на производстве отсутствуют дезинфицирующие средства, в том числе для обработки тары и укупорочных средств, санитарная обработка (дезинфекция) разовой тары перед розливом и укупорочных средств не проводится. Проводится ополаскивание водой из грязного шланга в емкости под столом, где осуществляется розлив); подпункта 7 пункта 1 статьи 14 TP ТС 021/2011, пункта 19 ТР ЕАЭС 044/2017 (не упорядочено хранение оборотной тары - навалом на полу хранится грязная тара, в непосредственной близости от нее хранится уже обработанная тара); пункта 4 статьи 13 TP ТС 021/2011, пункта 19 ТР ЕАЭС 044/2017 (не упорядочено хранение компонентов, используемых в производстве - на полу и в цехе подготовки тары без соблюдения условий хранения); пунктов 7, 8 статьи 17 TP ТС 021/2011, пункта 19 ТР ЕАЭС 044/2017 (готовая продукция хранится на полу); подпункта 1 пункта 1 статьи 14 TP ТС 021/2011, пункта 19 ТР ЕАЭС 044/2017 (нарушение поточности технологических процессов: производственный процесс осуществляется в двух помещениях хаотично, процесс технологических операций не упорядочен); пункта 6 статьи 11 TP ТС 021/2011 (не представлены медицинские книжки на производственный персонал).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 21.04.2021 и вынесения постановления об административном правонарушении от 21.04.2021 N 82 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Айсберг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, соблюдении управлением процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
За действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) установлено, что под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (пункт 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии данному техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Пунктом 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 предусматривается, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Статьей 10 ТР ТС 021/2011 на изготовителей, продавцов и лиц, выполняющих функции иностранных изготовителей пищевой продукции, возложена обязанность осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.
В части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 указаны процедуры, которые должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), в том числе содержание производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции; соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции.
Частью 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011 установлено, что для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель, в том числе должен определить периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Статьями 13 и 14 ТР ТС 021/2011 предусмотрены требования безопасности к продовольственному (пищевому) сырью, используемому при производстве пищевых продуктов и организации производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции соответственно.
Пункт 2 ТР ЕАЭС 044/2017 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду), выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза и предназначенной для реализации потребителям, требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке питьевой воды для обеспечения ее свободного обращения на таможенной территории Союза.
В силу пункта 4 ТР ЕАЭС 044/2017 технический регламент распространяется на: а) упакованную питьевую воду, относящуюся к пищевой продукции, выпускаемую в обращение на таможенной территории Союза и предназначенную для реализации потребителям; б) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации упакованной питьевой воды.
Процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации упакованной питьевой воды должны осуществляться в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011, а также с требованиями к процессам производства, установленными пунктами 20 - 32 ТР ЕАЭС 044/2017, и требованиями иных технических регламентов Союза, действие которых на них распространяется (пункт 19 ТР ЕАЭС 044/2017).
В соответствии с пунктом 2.5 СанПнН 2.1.4.1116-02 изготовители расфасованных вод обязаны обеспечить обеззараживание емкостей для розлива и обеззараживание или консервирование воды, гарантирующие их безопасность в эпидемиологическом отношении и безвредность по химическому составу.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили факты нарушения обществом требований ТР ТС 021/2011, ТР ЕАЭС 044/2017, СанПиН 2.1.4.1116-02 при изготовлении и реализации пищевой продукции, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований технических регламентов и безопасности пищевой продукции, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального, установленного санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно отказали ООО "Айсберг" в удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого постановления управления.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается в связи с чем уплаченная обществом государственная пошлина в размере 1 500 руб. за рассмотрение кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.08.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 22.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5882/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Айсберг" 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 10.12.2021 N 217.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.