город Омск |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А75-5882/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10325/2021) общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.08.2021 по делу N А75-5882/2021 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" (ОГРН 1158603002865, ИНН 8603215554, адрес: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Маршала Жукова, д. 6) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, 72), при участии в деле в качестве третьего лица - Прокуратуры города Нижневартовска, о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении от 21.04.2021 N 82,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Айсберг" (далее - заявитель, ООО "Айсберг", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, Управление, Роспотребнадзор) о признании недействительным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.04.2021 N 82, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.08.2021 по делу N А75-5882/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, ООО "Айсберг" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что в ООО "Айсберг" периодически предоставляет пробы воды в организации, уполномоченной проводить исследования качества воды. Результаты данных исследований были предоставлены в суд первой инстанции, однако не были приняты во внимание. ООО "Айсберг" считает, что доказательством соответствия бутилированной воды "Александровская" требованиям технических регламентов служит предоставленная обществом в Управление декларация о соответствии ЕАЭС RU Д-RU.НА 81. В.03615/19 от 06.08.2019 до 05.08.2022. Лабораторные испытания пробы бутилированной воды показали её соответствие требованиям качества и безопасности. Судом первой инстанции не было установлено причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Роспотребнадзор отзыв на жалобу не представил.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя прокурора г. Нижневартовска от 03.02.2021 N 63 по заданию Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведена проверка исполнения законодательства при добыче, производстве, транспортировке и реализации упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду в деятельности ООО "Айсберг".
В территориальный отдел в г. Нижневартовске, Нижневартовском районе и г. Мегионе Управления Роспотребнадзора поступили материалы Прокуратуры (вх. от 02.03.2021 N 360), по результатам рассмотрения которых выявлено, что при осуществлении деятельности в цехе по производству бутилированной воды, принадлежащем ООО "Айсберг", расположенном по адресу: г. Нижневартовск, ул. Осенняя, д. 50, общество нарушило обязательные требования Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), Технического регламента Евразийского экономического союза TP ЕАЭС 044/2017 "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную питьевую воду" (далее - ТР ЕАЭС 044/2017), СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества" (далее - СанПиН 2.1.4.1116-02).
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для вынесения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в отношении ООО "Айсберг" постановления от 21.04.2021 по делу об административном правонарушении N 82, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что постановление от 21.04.2021 по делу об административном правонарушении N 82 является недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
11.08.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с данным судебным актом.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанными с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали, в том числе, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом рассматриваемого состава правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Согласно пункту 3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" 021/2011 (ТР ТС 021/2011) вступает в силу с 1 июля 2013 года, за исключением требований к рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту (пункт 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011).
Пунктом 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 предусматривается, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
В силу статьи 4 ТР ТС 021/2011 для целей применения настоящего технического регламента под выпуском в обращение пищевой продукции понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера. Изготовитель пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Статьей 10 ТР ТС 021/2011 на изготовителей, продавцов и лиц, выполняющих функции иностранных изготовителей пищевой продукции, возложена обязанность осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В части 2 и 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 указано, что при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points).
ХАССП является системой анализа опасных факторов и критических точек контроля (HACCP), предусматривает систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
Данная система содержит 7 принципов, составляющих основу по применению ХАССП, а именно изготовитель должен провести анализ опасных факторов, определить критические точки контроля (CCPs), установить критический(-ие) предел(ы), установить систему мониторинга контроля CCP, установить корректирующие действия, которые должны быть предприняты, если мониторинг показывает, что CCP не находятся под контролем, установить порядок верификации для подтверждения эффективного функционирования системы ХАССП, предусмотреть документацию относительно всех процедур и записи, соответствующие указанным принципам и их применению.
Судебная коллегия отмечает, что система ХАССП применяется на любом этапе пищевой цепи от первичного производства до конечного потребления.
В силу положений части 3 статьи 10 указанного выше Технического регламента для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции;
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
Статьей 11 ТР ТС 021/2011 предусмотрены требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления).
Так, для целей обеспечения соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции изготовитель пищевой продукции обязан внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) такой пищевой продукции.
Организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей стороны.
Частью 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011 определено, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
Изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации (часть 4 статьи 11 ТР ТС 021/2011).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" утвержден технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (ТР ЕАЭС 044/2017) (далее - ТР ЕАЭС 044/2017), который вступил в силу с 01.01.2019, за исключением:
- позиции 5 приложения N 1 к техническому регламенту, позиции 1 таблицы 2 и таблицы 4 приложения N 2 к техническому регламенту, позиции 17 раздела VI таблицы 1, позиции 1 раздела I и раздела II таблицы 2, а также таблицы 4 приложения N 3 к техническому регламенту, которые вступают в силу после разработки соответствующих межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения указанных требований, а также методик исследований (испытаний) и измерений, аттестованных (валидированных) и утвержденных в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, и включения их в перечень стандартов, определенный пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года);
- позиции 1 приложения 1 к техническому регламенту, которая вступает в силу с даты вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии по значению массовой концентрации биологически активного компонента "бор (в пересчете на ортоборную кислоту)" в природной минеральной воде "Борная" для отнесения ее к лечебно-столовой природной минеральной воде или лечебной природной минеральной воде.
ТР ЕАЭС 044/2017 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду), выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза и предназначенной для реализации потребителям, требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке питьевой воды для обеспечения ее свободного обращения на таможенной территории Союза (пункт 2).
В силу пункта 4 ТР ЕАЭС 044/2017 распространяется на:
а) упакованную питьевую воду, относящуюся к пищевой продукции, выпускаемую в обращение на таможенной территории Союза и предназначенную для реализации потребителям, включая:
природную минеральную воду (в том числе столовую природную минеральную воду, лечебно-столовую природную минеральную воду и лечебную природную минеральную воду);
купажированную питьевую воду;
обработанную питьевую воду;
природную питьевую воду;
питьевую воду для детского питания;
искусственно минерализованную питьевую воду;
б) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации упакованной питьевой воды.
Согласно пункту 14 ТР ЕАЭС 044/2017 упакованная питьевая вода, выпущенная в обращение на таможенной территории Союза, при использовании по назначению в течение срока ее годности и при соблюдении условий хранения не должна причинять вред жизни или здоровью человека.
Процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации упакованной питьевой воды должны осуществляться в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011, а также с требованиями к процессам производства, установленными пунктами 20 - 32 ТР ЕАЭС 044/2017, и требованиями иных технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на них распространяется (пункт 19).
В нарушение положений ТР ТС 021/2011, ТР ЕАЭС 044/2017 и системы ХАССП, в ходе проверке административным орган установлено, что ООО "Айсберг" при осуществлении деятельности в цехе по производству бутилированной воды, принадлежащем обществу, нарушены положения:
- статьи 10 TP ТС 021/2011 - нарушение организации производственного контроля, не разработаны и не внедрены процедуры, основанные на принципах ХАССП;
- пункта 10 статьи 3 TP ЕАЭС 044/2017 - не представлены протоколы лабораторных исследований на следующих этапах производства: вода водоисточника, вода на этапах водоподготовки, вода перед розливом, емкостей и укупорочные средства, готовая продукция.
Оспаривая указанные нарушения, ООО "Айсберг" в апелляционной жалобе ссылается на представленные в материалы дела результаты лабораторных исследований (протоколы испытаний), подтверждающие соответствие продукции требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, полагает, что они неправомерно не были приняты судом во внимание.
Судебная коллегия отклоняет доводы Общества исходя из следующего.
Вопреки доводам заявителя, судом первой инстанции были учтены, проанализированы и оценены представленные ООО "Айсберг" результаты лабораторных исследований (протоколы испытаний).
Так, суд первой инстанции указал, что по представленным протоколам лабораторных исследований (протоколы испытаний) не прослеживается соблюдение полноты и кратности проведения лабораторных исследований на этапах производства. Обществом представлены результаты лабораторных исследований (протоколы испытаний) проб питьевой воды и бутилированной воды, проведенных в лаборатории ООО "Инвитро" г. Нижневартовск (отсутствует информация об аттестате аккредитации лаборатории на данный вид исследований), не соответствующих установленным требованиям, а именно, по представленным протоколам испытаний невозможно идентифицировать пробы питьевой воды и бутилированной воды поступивших на исследование:
- пробы питьевой воды - в протоколе отсутствует информация о производственном объекте отбора, дата и время отбора пробы, условия доставки проб в лабораторию, местонахождение лаборатории, заключение (отчет об испытании);
- пробы бутилированной воды - в протоколе не указаны наименование дата изготовления продукции, изготовитель, производственный объект отбора, дата и время отбора пробы, условия доставки проб в лабораторию, местонахождение лаборатории, заключение (отчет об испытании).
Кроме того, в ходе проверки и осмотра производственных помещений ООО "Айсберг" установлено, что Обществом нарушены следующие требования технических регламентов:
- подпункта 4 пункта 1 статьи 14 TP ТС 021/2011, пункта 19 статьи 6 ЕАЭС 044/2017 - санитарное состояние производственных помещений и оборудования неудовлетворительное: стены, батареи грязные; аппарат для мойки и дезинфекции оборотной тары, краны для розлива, капроновые жалюзи при входе в производственные помещения грязные;
- пункта 4 статьи TP ТС 021/2011, пункта 19 статьи 6 ЕАЭС 044/2017 - производственные помещения захламлены посторонними предметами, что затрудняет санитарную обработку помещений (коробки с оборудованием, тележки, картонные коробки, пустые емкости и т.д.);
- подпункта 4 пункта 2 статьи 14 TP ТС 021/2011 - не созданы условия для обработки рук персонала (в производственных помещениях раковины отсутствуют);
- подпункта 7 пункта 1 статьи 14 TP ТС 021/2011, пункта 19 статьи 6 ЕАЭС 044/2017 - не упорядочено хранение оборотной тары - навалом на полу хранится грязная тара, в непосредственной близости от нее хранится уже обработанная тара;
- пункта 4 статьи 13 TP ТС 021/2011, пункта 19 статьи 6 ЕАЭС 044/2017 - не упорядочено хранение компонентов, используемых в производстве - на полу и в цехе подготовки тары без соблюдения условий хранения;
- пунктов 7, 8 статьи 17 TP ТС 021/2011, пункта 19 статьи 6 ЕАЭС 044/2017 - готовая продукция хранится на полу;
- подпункта 1 пункта 1 статьи 14 TP ТС 021/2011, пункта 19 статьи 6 ЕАЭС 044/2017 - нарушение поточности технологических процессов: производственный процесс осуществляется в 2-х помещениях хаотично, процесс технологических операций не упорядочен. Так, например, розлив и упаковка в емкости 18,9 л осуществляется в цехе подготовки тары, а не в цехе розлива; отгрузка готовой продукции осуществляется из цеха розлива, экспедиция отсутствует - из цеха розлива дверь прямо на улицу;
- пункта 6 статьи 11 TP ТС 021/2011 - не представлены медицинские книжки на производственный персонал (технолог Моргун Александр Дмитриевич, оператор Носков Алексей Викторович).
Кроме того, установлено, что на производстве отсутствуют дезинфицирующие средства, в том числе для дезинфицирующей обработки тары и укупорочных средств.
Установленные в ходе проверки обстоятельства, подтвержденные, в том числе, изготовленными фотоматериалами, однозначно свидетельствуют о том, что программа ХАССП Общество не внедрена на производство, а представленная в материалы дела программа производственного контроля качестве на 2021-2023 годы фактически не реализуется, надлежащий контроль не проводится и не осуществляется.
Доводы подателя жалобы о том, что доказательством соответствия бутилированной воды "Александровская" требованиям технических регламентов служит предоставленная Обществом в Управление декларация о соответствии ЕАЭС RU Д-RU.НА 81. В.03615/19 от 06.08.2019 до 05.08.2022, являются несостоятельными, так как материалами проверки подтверждается, что программа ХАССП Общество не внедрена на производство, производственный контроль должным образом не осуществляется, что свидетельствует о нарушений требований TP ТС 021/2011, ТР ЕАЭС 044/2017.
Ссылки ООО "Айсберг" на то, что судом не было установлено причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Предприятием не соблюдается обязанность по разработке, выбору, внедрению и поддерживанию последовательности и поточности технологических операций производства пищевой продукции с целью исключения загрязнения пищевой продукции, а именно: не представлены блок-схема технологических процессов, схема расположения производственных помещений с расположением оборудования, схемы маршрутов движения потоков, инструкция по управлению перекрестными загрязнениями, результаты осмотра.
Допущенные Обществом нарушения само по себе создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, в силу чего вменяемое правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина ООО "Айсберг" выразилась в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением обязательных требований к продукции.
По убеждению суда, права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота (производство, хранение, транспортировка, реализация (поставка и розничная купля-продажа).
Заявитель, как профессиональный участник рынка, оказывающий услуги потребителям, обязан был принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, реализуемая потребителю, соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность, обязано принимать меры, направленные на недопущение совершения рассматриваемого правонарушения, что в данном случае сделано не было.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, возразив против выводов Роспотребнадзора в части вины в установленном правонарушении, Общество не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные Управлением нарушения требований к качеству и безопасности пищевой продукции возникли не ввиду ненадлежащего осуществлении Обществом производственного контроля.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о доказанности материалами дела виновности ООО "Айсберг" в совершении вменяемого правонарушения.
Доказательств, опровергающих вину Общества, не добыто и в деле не имеется.
Процессуальных нарушений при административном производстве, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание изложенные положения, оценив обстоятельства по делу, учитывая характер совершенного нарушения, принципы справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, а также обстоятельства снижения административным органом штрафа с 300 000 руб. до 150 000 руб. (ниже низшего предела) полагает, что означенный размер наказания является адекватным и соразмерным допущенному заявителем правонарушению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.08.2021 по делу N А75-5882/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5882/2021
Истец: ООО "АЙСБЕРГ"
Ответчик: ТО Управления Федераольной службы по надзору всфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО Югре в г.Нижевартовске, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Третье лицо: Прокуратура г. Нижневартовска, ПРОКУРАТУРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА