г. Тюмень |
|
28 июня 2022 г. |
Дело N А70-18121/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение от 21.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 14.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-18121/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меркурий Транс групп" (628404, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Индустриальная, дом 34, ОГРН 1168617056211, ИНН 8602266700) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, 58/А, ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное казенное учреждение "Тюменьгортранс" (625027, Тюменская область, город Тюмень, улица Киевская, дом 60/А, ОГРН 1047200599995, ИНН 7203149841), муниципальное казенное учреждение "Муниципальные закупки города Тюмени" (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Малыгина, дом 5, корпус А, ОГРН 1107232001458, ИНН 7202203479).
В заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Назаров И.Г. по доверенности от 11.01.2022;
от муниципального казенного учреждения "Тюменьгортранс" - Мишин П.Ю. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Меркурий Транс групп" (далее - ООО "Меркурий Транс групп", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 17.06.2021 N РНП-72-82/21.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Тюменьгортранс" (далее - МКУ "Тюменьгортранс", заказчик), муниципальное казенное учреждение "Муниципальные закупки города Тюмени" (далее - учреждение).
Решением от 21.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 14.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование ООО "Меркурий Транс групп" удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, участник закупки, выразив согласие на поставку товара с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, подтвердил соответствие подлежащего поставке товара описанию объекта закупки, следовательно, ему не требовалось представлять в составе заявки информацию о конкретных показателях товара; выводы судов о том, что заказчик неправомерно допустил заявку общества к участию в аукционе являются ошибочными.
Участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 АПК РФ, не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) учреждением размещена информация о проведении электронного аукциона на поставку дорожных знаков; начальная (максимальная) цена контракта 233 140,23 руб. (извещение N 0167300000521000693).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 25.05.2021 N 1/АЭ-0616/21 ООО "Меркурий Транс групп" допущено до участия в аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 27.05.2021 N 3/АЭ-0616/21 победителем признано ООО "Меркурий Транс групп", предложившее цену контракта 220 317,53 руб.
Заказчик 28.05.2021 разместил в ЕИС проект муниципального контракта (срок подписания проекта контракта победителем электронного аукциона установлен до 23:59 02.06.2021 включительно).
Обществом 02.06.2021 сформирован протокол разногласий к проекту муниципального контракта, в котором заказчику указано на необходимость внесения изменений в приложение N 1 к проекту муниципального контракта (спецификация) и изложения его в редакции согласно заявке общества (по всем пунктам спецификации обществом исключена часть показателей относительно материалов, используемых для изготовления основы дорожных знаков, а также комплектности поставки дорожных знаков).
Заказчик, рассмотрев протокол разногласий, направил в адрес общества проект муниципального контракта в первоначальной редакции (срок подписания обществом проекта муниципального контракта с учетом протокола разногласий установлен до 23:59 07.06.2021).
Поскольку ООО "Меркурий Транс групп" в установленный срок не подписало проект контракта и не представило обеспечение исполнения контракта, заказчиком 08.06.2021 составлен протокол о признании общества уклонившимся от заключения контракта и 02.07.2021 направлена соответствующая информация в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения поступившего обращения управлением принято решение от 17.06.2021 N РНП-72-82/21 о включении сведений об ООО "Меркурий Транс групп", его директоре (учредителе) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения, поскольку в материалы дела не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ООО "Меркурий Транс групп" признаков недобросовестного поведения.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к числу которых относятся аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион).
На основании части 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг наименование страны происхождения товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе; наименование страны происхождения товара.
Как следует из части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 1.5.1.1.1 аукционной документации участник электронного аукциона должен указать конкретные значения по показателям товара, которые изменяются. Показатели товара, которые изменяются, установлены приложением к документации об электронном аукционе и отмечены символом "**". В случае, если показатель товара не отмечен символом "**", то такой показатель товара не изменяется (т.е. является неизменным (конкретным)).
Пунктом 21 раздела 2 аукционной документации установлено, что характеристики поставляемого товара указаны в приложении N 2 к документации. Данные показатели товара не отмечены символом "**", следовательно, характеристики поставляемого товара, установленные заказчиком в приложении N 2 к документации не подлежали изменению.
Пунктом 41 Раздела 2 аукционной документации определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
2) наименование страны происхождения товара.
ООО "Меркурий Транс групп" в составе первой части заявки на участие в аукционе предоставило согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Однако прикрепило к своей заявке файл-приложение, содержащий дополнительные характеристики предлагаемого к поставке товара и изображение элементов крепления, отличные от требуемых заказчику.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных названным Законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 названной статьи.
По общему правилу победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 данной статьи. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт (часть 13 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 названного Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с названным Законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, пунктам 11, 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (действовали в спорный период) уполномоченный орган осуществляет проверку поступивших к нему информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе).
Исходя из взаимосвязанных положений названных норм включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств.
Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, основанием для включения сведений об обществе, его директоре и единственном учредителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) послужил факт неподписания в установленный срок проекта контракта и непредставления обеспечения исполнения контракта.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе документацию об электронном аукционе на поставку дорожных знаков, суды признали факт нарушения обществом требований и аукционной документации и порядка заключения контракта, предусмотренного статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ, вместе с тем пришли к выводу, что незаключение контракта на поставку дорожных знаков на предложенных заказчиком условиях не было обусловлено недобросовестным поведением участника аукциона, а связано с заблуждением относительно возможности подписания контракта на условиях, предложенных им в составе заявки, допущенной к участию в аукционе.
При таких обстоятельствах, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, от 24.06.2009 N 11-П, суды признали, что привлечение общества к ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков будет носить чрезмерно карательный характер и признали недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа.
Приведенные антимонопольным органом в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 14.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-18121/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе документацию об электронном аукционе на поставку дорожных знаков, суды признали факт нарушения обществом требований и аукционной документации и порядка заключения контракта, предусмотренного статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ, вместе с тем пришли к выводу, что незаключение контракта на поставку дорожных знаков на предложенных заказчиком условиях не было обусловлено недобросовестным поведением участника аукциона, а связано с заблуждением относительно возможности подписания контракта на условиях, предложенных им в составе заявки, допущенной к участию в аукционе.
При таких обстоятельствах, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, от 24.06.2009 N 11-П, суды признали, что привлечение общества к ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков будет носить чрезмерно карательный характер и признали недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2022 г. N Ф04-2724/22 по делу N А70-18121/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6177/2023
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2724/2022
14.04.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1302/2022
21.12.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18121/2021