г. Тюмень |
|
14 июля 2022 г. |
Дело N А45-26514/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу на решение от 20.01.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 06.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А45-26514/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Мобильные Телесистемы" (109147, город Москва, улица Марксистская, дом 4, ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124; 630112, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 57/2) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (630099, город Новосибирск, улица Советская, дом 33, ИНН 5407268385, ОГРН 1045403211369) об оспаривании предписания.
В заседании приняла участие представитель (в режиме онлайн) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу Иконникова М.Ю. по доверенности от 27.10.2021.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Мобильные Телесистемы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (далее - управление) от 12.07.2021 N П-54/2/40-нд/-/1/12.
Решением от 20.01.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 06.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, наличие у общества плана мероприятий по реализации технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий не свидетельствует об отсутствии нарушений, указанных в оспариваемом предписании; вывод судов о превышении сроков проведения проверки в отношении общества является ошибочным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на территории Новосибирской области осуществляет деятельность по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи и по оказанию услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 101245, N 101247, N 142343, N 142345, N 167215, N 167216, N 170431.
На основании приказов управления от 11.06.2021 N 40-нд и от 29.06.2021 N 46-нд в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области связи, лицензионного контроля уполномоченными должностными лицами управления в период с 16.06.2021 по 29.06.2021 (4 час. 30 мин.) проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества (филиал в Новосибирской области), в ходе которой выявлены нарушения пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пункта 10 лицензионных требований (приложение 1 к лицензиям N 101245, N 101247, N 142345, N 142433 N 167215, N 170431), пункта 11 лицензионных требований (приложение N 1 к лицензиям N 101245, N 101247, N 142345, N 142433, N 167215, N 167216, N 170431), подпунктов "а", "б" Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Общие требования, утвержденных Приказом Мининформсвязи России от 16.01.2008 N 6 (далее - Требования N 6).
По результатам проверки управлением 12.07.2021 составлен акт проверки N А-54/2/40-нд/39 и выдано предписание N П-54/2/40-нд/-/1/12, согласно которому обществу необходимо в срок до 12.01.2022 устранить выявленные нарушения требований по внедрению системы оперативно-разыскных мероприятий.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку обществом не допущены перечисленные в нем нарушения. Кроме того, суды указали на несоблюдение управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части превышения предельно допустимого срока проведения проверки.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 17 Закона N 294-ФЗ, статьи 27 Закона о связи, пунктов 9.1.3, 10.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 45, управление имеет право давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, приложением N 1 к которому является Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень N 1), приложением N 2 - Перечень лицензионных требований, обязательных для осуществления деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень N 2).
Услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации включены в Перечень N 1(пункты 11, 15).
Согласно пункту 11 раздела XI, пункту 10 раздела XV Перечня N 2 обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий относится к лицензионным требованиям, обязательным для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
В силу пункта 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Аналогичное положение закреплено в пунктах 10, 11 лицензионных требований (приложение N 1 к лицензиям общества)
В соответствии с пунктом 2 Требований N 6 сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность передачи на пункт управления (далее - пункт управления ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи (подпункт "а"); передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи (подпункт "б").
Пунктом 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила N 538), предусмотрено, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств (пункт 7 Правил N 538).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что у общества имеется согласованный с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области ( далее - управление ФСБ) план мероприятий по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи оператора, используемые при оказании услуг связи в соответствии с лицензиями, реализация которого должна быть завершена составлением совместного акта приемо-сдаточных испытаний технических средств не позднее 31.12.2022.
Обществом также представлено письмо управления ФСБ от 25.06.2021 о проведении тестирования технических средств, обеспечивающих проведение оперативно-разыскных мероприятий на сети связи общества, и приеме их в опытную эксплуатацию до 01.07.2022.
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ управление не представило доказательств невыполнения обществом предусмотренных данным планом мероприятий, в том числе нарушение установленных в нем сроков их проведения
Вступившим в законную силу решением от 11.10.2021 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-187406/2021 управлению отказано в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, за нарушение вышеназванных лицензионных требований по спорным лицензиям. При этом самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, помимо истечения срока давности, послужил вывод суда о соблюдении обществом лицензионных требований в части внедрения мероприятий по реализации технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Поскольку управлением не доказан факт совершения обществом нарушений, перечисленных в предписании от 12.07.2021, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными доводы общества о несоответствии оспариваемого акта действующему законодательству.
Кроме того, принимая во внимание, что в спорный период в отношении филиалов общества территориальными органами Роскомнадзора неоднократно проводились проверки соблюдения лицензионных требований, общий срок которых превысил 60 рабочих дней, суды указали на грубое нарушение управлением требований Закона N 294-ФЗ (в части превышения предельно допустимого срока проведения проверки), в связи с чем сочли недопустимым доказательством акт проверки от 12.07.2021, положенный в основу оспариваемого предписания.
Вместе с тем вопреки позиции судов первой и апелляционной инстанций Закон N 294-ФЗ не ограничивает количество и общий срок проводимых контролирующими органами в отношении одного юридического лица внеплановых проверок и не регламентирует их периодичность (в отличие от плановых), устанавливая лишь предельную продолжительность одной такой проверки; применение положений части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, а также указанного в части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ шестидесятидневного срока к совокупности внеплановых проверок неправомерно;
в рассматриваемом случае срок внеплановой проверки в отношении общества составил 19 рабочих дней.
Ошибочный вывод судов о недопустимости использования в качестве доказательства по делу акта проверки от 12.07.2021 не повлек принятие неправильного судебного акта, поскольку самостоятельным основанием для удовлетворения заявленного требования о признании оспариваемого предписания недействительным послужил вывод судов об отсутствии в действиях общества вменяемых ему нарушений лицензионных требований.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.01.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 06.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-26514/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку управлением не доказан факт совершения обществом нарушений, перечисленных в предписании от 12.07.2021, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными доводы общества о несоответствии оспариваемого акта действующему законодательству.
Кроме того, принимая во внимание, что в спорный период в отношении филиалов общества территориальными органами Роскомнадзора неоднократно проводились проверки соблюдения лицензионных требований, общий срок которых превысил 60 рабочих дней, суды указали на грубое нарушение управлением требований Закона N 294-ФЗ (в части превышения предельно допустимого срока проведения проверки), в связи с чем сочли недопустимым доказательством акт проверки от 12.07.2021, положенный в основу оспариваемого предписания.
Вместе с тем вопреки позиции судов первой и апелляционной инстанций Закон N 294-ФЗ не ограничивает количество и общий срок проводимых контролирующими органами в отношении одного юридического лица внеплановых проверок и не регламентирует их периодичность (в отличие от плановых), устанавливая лишь предельную продолжительность одной такой проверки; применение положений части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, а также указанного в части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ шестидесятидневного срока к совокупности внеплановых проверок неправомерно;"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2022 г. N Ф04-2701/22 по делу N А45-26514/2021