город Томск |
|
6 апреля 2022 г. |
Дело N А45-26514/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (N 07АП-2001/2022) на решение от 20.01.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26514/2021 (судья Наумова Т.А.), по заявлению публичного акционерного общества "Мобильные Телесистемы", г. Москва к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск о признании недействительным предписания от 12.07.2021 NП-54/2/40-нд/-/1/12,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Старинчикова М. Н. по дов. от 17.09.2021, диплом,
От заинтересованного лица: без участия (представитель Тернова Е. Б. не обеспечила подключение к заседанию в режиме веб-конференции (ходатайство ободрено протокольным определением от 04.04.2022),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Мобильные Телесистемы" (далее - заявитель, общество, оператор связи, ПАО "Мобильные Телесистемы") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление, заинтересованное лицо, Роскомнадзор по СФО) о признании недействительным предписания от 12.07.2021 N П-54/2/40-нд/-/1/12.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2022 заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительным предписание от 12.07.2021 N П-54/2/40-нд/-/1/12, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу в адрес ПАО "Мобильные Телесистемы", а также обязал Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Мобильные Телесистемы".
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что наличие плана мероприятий по реализации технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий исключает наличие вменяемого нарушения; суд первой инстанции неверно истолковал обстоятельства относительно сроков проведения проверки; данная проверка проводилась на основании внутренних приказов Управления N 40-нд от 11.06.2021 и N 46-нд от 29.06.2021, и составила 19 рабочих дней/ 4 часа и 30 минут.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами Управления, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Управления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в соответствии с Приказом N 40-нд от 11.06.2021, с учетом внесенных изменений приказом N 46-нд от 29.06.2021, Управлением Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу в период с 16.06.2021 по 12.07.20214 была проведена внеплановая проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства филиалом ПАО "Мобильные Телесистемы" в Новосибирской области, целью которой являлось исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N ДЧ-П10-5738, от 25.06.2021 N ДЧ-П10-8340 и приказов Роскомнадзора от 20.05.2021 N88 и от 28.06.2021 N112.
Задачами проверки являлась проверка соблюдения обязательных требований при оказании услуг электросвязи.
Предметом проверки являлись:
- соблюдение обязательных требований к осуществлению лицензируемой деятельности в области связи при проведении в отношении лицензиатов лицензионного контроля в порядке установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности";
-соблюдение обязательных требований к оказанию услуг связи;
-соблюдение обязательных требований к управлению сетями связи;
-соблюдение обязательных требований к условиям установленных при выделении полосы радиочастот, либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;
-соблюдение обязательных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
-соблюдение обязательных требований к присоединению сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе к условиям присоединения.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 12.07.2021 N А-54/2/40-нд/39.
В ходе проверки административным органом было установлено следующее.
ПАО "Мобильные Телесистемы" оказывает на территории Новосибирской области услуги подвижной радиотелефонной связи в соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Лицензия) N N 101247, 142343, 167215, 167216 и услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с Лицензиями NN 101245, 142345, 170431, что подтверждается письмом ПАО "Мобильные Телесистемы" вх. от 22.06.2021 N 13016/54.
Сети связи ПАО "Мобильные Телесистемы", предназначенные для оказания им на территории Новосибирской области услуг подвижной радиотелефонной связи в соответствии с Лицензиями N N 101247, 142343, 167215, 167216 и услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с Лицензиями NN101245, 142345, 170431, в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 2 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть 1. Общие требования, утвержденных приказом Мининформсвязи РФ от 16.01.2008 N 6, не обеспечивают возможность передачи на пункт управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи, а также информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи), что подтверждается письмом Управления ФСБ России по Новосибирской области вх. от 25.06.2021 N 13260/54 (приложение N2 к Акту проверки от 12.07.2021 N А-54/2/40-нд/39).
До даты окончания проверки - 12.07.2021 ПАО "Мобильные Телесистемы" не представлено иных документов, подтверждающих реализацию требований к сетям и средствам связи, используемым для оказания ПАО "Мобильные Телесистемы" на территории Новосибирской области услуг подвижной радиотелефонной связи в соответствии с Лицензиями N N 101247, 142343, 167215, 167216 и услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с Лицензиями NN 101245, 142345, 170431, для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Управлением сделан вывод, что обществом при оказании на территории Новосибирской области услуг подвижной радиотелефонной связи в соответствии с Лицензиями N N 101247, 142343, 167215, 167216 и услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с Лицензиями NN 101245, 142345, 170431 не реализованы установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченным государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, что является нарушением пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункта 10 лицензионных требований, являющихся приложениями к Лицензиям NN101247, 142343, 167215, 101245, 142345, 170431, пункта 11 лицензионных требований, являющихся приложением к Лицензии N 167216.
По результатам проверки обществу выдано предписание N П-54/2/40-нд/-/1/12 от 12.07.2021 года об устранении нарушений в срок до 12.01.2022.
С вменяемыми нарушениями, и соответственно с выданным для их устранения предписанием общество не согласилось, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Из пункта 2 части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Периодичность и продолжительность проведения проверки установлены статьями 9 и 13 Федерального закона N 294-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 9 указанного закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 данной статьи (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Закона срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 данного закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят дней.
При этом часть 4 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ, ограничивающая общий срок проведения проверки нескольких структурных подразделений юридического лица, не исключает общее правило о том, что такая проверка проводится именно в отношении самого юридического лица, а не его филиалов или представительств, непосредственно включенных в ежегодные планы проведения плановых проверок, а также не отменяет действие части 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ, в силу которой проведение в отношении юридического лица плановых проверок допускается не чаще одного раза в три года.
Таким образом, предельный период проверки для юридического лица с филиалами - шестьдесят рабочих дней. Ограничение в шестьдесят рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения. Основанием для проведения плановой проверки соблюдения юридическим лицом требований действующего законодательства является, в том числе истечение трех лет со дня окончания проведения в отношении него последней плановой проверки.
Следовательно, установленный законом срок между плановыми проверками юридического лица должен исчисляться с даты проведения последней плановой проверки в отношении каждого из филиалов, представительств такого юридического лица.
Судом установлено, что органами Роскомнадзора были проверены все филиалы общества на всей территории РФ (по количеству субъектов). Для каждого филиала был установлен отдельный срок проверки, при этом общий срок проверки был существенно превышен, как в рабочих днях, так и в часах.
Вопреки доводам апеллянта, в деле N А40-168350/2021 установлено, что сроки проверок по регионам составили 377 рабочих дней проверки и 1440 часов проверки (решение по указанному делу вступило в законную силу, при этом основания для проведения проверок были едиными, как и в настоящем случае - исполнение Поручения Правительства 28.04.2021 N ДЧ-П10-5738, от 25.06.2021 N ДЧ-П10-8340 и приказов Роскомнадзора от 20.05.2021 N88 и от 28.06.2021 N 112.
Согласно представленным в настоящее дело актам проверок по Орловской области, Хабаровскому краю, Магаданской области, Свердловской области, Новосибирской области длительность проверок составила 103 дня/87 часов 35 минут.
Как верно отметил суд первой инстанции, ограничение в 60 рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица.
Таким образом, поскольку в основу оспариваемого предписания положен акт проверки от 12.07.2021 N А54/2/40-нд/39, проведенной с грубыми нарушениями закона, он не может в силу статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ являться доказательством нарушения юридическим лицом каких-либо требований.
Признавая обоснованными доводы заявителя в части недоказанности Управлением события вменяемых нарушений, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-187406/2021, в котором рассмотрен вопрос о наличии основания для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом судом не только сделан вывод об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, но и об отсутствии события нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
В силу части 2 статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
Согласно п. 10 Лицензионных требований лицензиат обязан реализовать устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Пунктом 2 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 предусмотрено, что уполномоченными органами, осуществляющими взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе, в интересах других уполномоченных органов, являются органы Федеральной службы безопасности.
В силу пункта 4 названных Правил предусмотрено, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Так, из Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами следует, что руководителем органа федеральной службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи. Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
В целях реализации требований п. 8 Правил, Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 5, Федеральной службы безопасности Российской Федерации N 8 от 15.01.2008 утверждены типовые Требования к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - Требования).
Согласно пунктам 2, 3, 4, 5 Требований план мероприятий разрабатывается для Сети связи оператора связи, с использованием которой осуществляется оказание услуг связи в соответствии с лицензией (лицензиями) на деятельность в области оказания услуг связи. В плане мероприятий указывается, в том числе, номер лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. К плану мероприятий прилагается, в том числе, копия лицензии (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию услуг связи. План мероприятий утверждается руководителем взаимодействующего с оператором связи подразделения уполномоченного органа и руководителем оператора связи.
Пунктом 10 Условий осуществления деятельности, являющихся приложением к лицензии, установлено, что лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд первой инстанции верно отметил, что одним из способов реализации мероприятий по внедрению технических средств для проведения ОРМ является согласование плана мероприятий по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи оператора. При этом на момент проведения проверки, указанный план должен быть согласован ФСБ и сроки его реализации должны быть действительными и не истекшими. Действующее законодательство не исключает и возможности продления срока реализации мероприятий, установленных Планом.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что у общества имеется План мероприятий по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи оператора, используемой при оказании услуг связи в соответствии с лицензией, со сроком исполнения в целом июнь 2022 г., при этом обществом были согласованы сроки продления до 30.06.2022 пунктов Плана мероприятий по внедрению ТС ОРС на сети подвижной радиотелефонной связи, Плана мероприятий по внедрению ТС ОРМ на сети местной и внутризоновой связи, а также в части по внедрению ТС ОРМ на сети передачи данных подвижной и фиксированной. Новые сроки реализации планов внедрения ТС ОРМ отражены в письме УФСБ России от 23.06.2021 N 9/2-2500. Из представленного акта проверки и оспариваемого предписания не следует, какие конкретно пункты Плана и в какие сроки не были исполнены с учетом срока реализации плана в целом в 2022 году.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с точки зрения соблюдения требований, изложенных в Правилах N 538, со стороны общества соблюдаются требования в части внедрения мероприятий по реализации технических средств для проведения ОРМ и сроки реализации пунктов плана (этапов) с учетом из продления по согласованию с уполномоченным органом и иное Управлением не доказано.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недействительности предписания от 12.07.2021 N П-54/2/40-нд/-/1/12, вынесенного Управлением.
Руководствуясь ч. 5 ст. 2021 АПК РФ с целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества, суд первой инстанции обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Мобильные телесистемы".
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20.01.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26514/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26514/2021
Истец: ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд