г. Тюмень |
|
16 августа 2022 г. |
Дело N А75-16328/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" на решение от 19.01.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 05.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-16328/2021 по заявлению акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" (628183, город Нягань, улица Сибирская, дом 10, корпус 1, ИНН 8610010727, ОГРН 1028601496725) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789) об оспаривании постановления о назначении административного наказания и решения по жалобе на постановление.
Суд установил:
акционерное общество "РН-Няганьнефтегаз" (далее - АО "РН-Няганьнефтегаз", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, управление) о признании незаконными постановления от 31.08.2021 N 265-ГН, а также решения от 23.09.2021 N 3-ГН, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление.
Решением от 19.01.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 05.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды, деля вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, не указали в чем именно состоит объективная сторона допущенного правонарушения; в отношении оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности подлежит применению часть 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, АО "РН-Няганьнефтегаз" осуществляет пользование недрами на Ем-Еговском и Пальяновском (западная часть) лицензионном участке Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании лицензии ХМН 16002 НЭ, срок действия до 31.12.2120. Целевое назначение лицензии - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с условиями пользования недрами геологическая информация о недрах подлежит представлению в федеральный и территориальные фонды геологической информации в установленном порядке (пункт 9.1); пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами (статья 10).
На основании приказа от 16.06.2021 N 1064 управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка, в ходе которой, в том числе выявлен факт осуществления АО "РН-Няганьнефтегаз" пользования недрами с нарушением пункта 9.1 статьи 9, статьи 10 условий пользования недрами (не сданы на хранение в территориальный фонд геологической информации и не зарегистрированы в кадастре подземных вод учетные карточки буровых скважин на воду по 3 поглощающим скважинам и по 14 водозаборным скважинам).
Указанные обстоятельства, зафиксированные в акте от 20.07.2021 N 124, послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 18.08.2021 N 386-ГН и вынесения постановление от 31.08.2021 N 265-ГН, которым АО "РН-Няганьнефтегаз" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением управления от 23.09.2021 N 3-ГН постановление о привлечении к административной ответственности оставлено без изменения, жалоба общества, поданная в административном (внесудебном) порядке, - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением и решением административного органа, АО "РН-Няганьнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствии существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (до 20.03.2021 ответственность наступала за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта).
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Частью второй статьи 22 Закона N 2395-1 предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр (пункт 1); представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 названного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды (пункт 4); выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10).
Под геологической информацией о недрах в соответствии со статьей 27 Закона N 2395-1 понимаются информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных Законом N 2395-1 видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
Геологическая информация о недрах подразделяется на первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах.
Под первичной геологической информацией о недрах понимается геофизическая, геохимическая и иная информация о недрах, полученная непосредственно в процессе осуществления предусмотренных Законом N 2395-1 видов пользования недрами, а также видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, осуществляемых в соответствии с другими федеральными законами.
Под интерпретированной геологической информацией о недрах понимаются результаты обработки первичной геологической информации о недрах, включая геологические отчеты, карты, планы, эскизы.
Геологическая документация горнопроходческих и буровых работ (учетная карточка скважины) включена в Перечень первичной геологической информации о недрах, предоставляемой пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.10.2016 N 555.
Порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.05.2017 N 216 (далее - Порядок N 216).
Согласно абзацу третьему пункта 9 Порядка N 216 интерпретированная геологическая информация о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующая ей первичная геологическая информация, представляется пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и территориальные фонды геологической информации по субъектам Российской Федерации не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона N 2395-1, или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 19.1 Закона N 2395-1 пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с названным Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод, а также размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Согласно пункту 4 Положения о порядке размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 997, пользователь недр лично, почтовым отправлением или с использованием Портала недропользователей и геологических организаций "Личный кабинет недропользователя" на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" направляет уведомление о размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, в границах предоставленного ему участка недр на основании утвержденного технического проекта (далее - уведомление) в территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр. Уведомление направляется пользователем недр не позднее 15 рабочих дней до дня осуществления размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, в границах предоставленных ему участка недр на основании утвержденного технического проекта.
Пункт 5 Положения о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 996, устанавливает, что пользователь недр лично, почтовым отправлением или с использованием Портала недропользователей и геологических организаций "Личный кабинет недропользователя" на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" направляет учетную карточку буровой скважины на воду в территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр. Учетная карточка буровой скважины на воду направляется пользователем недр не позднее 15 рабочих дней до дня осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом не исполнены требования статьи 19.1, пунктов 1, 4, 10 части второй статьи 22 Закона N 2395-1, абзаца третьего пункта 9 Порядка N 216, а именно не сданы на хранение в территориальный фонд геологической информации и не зарегистрированы в кадастре подземных вод учетные карточки буровых скважин на воду по 3 поглощающим скважинам и по 14 водозаборным скважинам.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о нарушении обществом пункта 9.1 статьи 9 и статьи 10 условий пользования недрами.
Поскольку обществом не представлены доказательства отсутствия у него возможности выполнения условий пользования недрами, принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными и отмене оспариваемых постановления и решения административного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судами первой и апелляционной инстанций.
Вместе с тем суд кассационной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ) статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Общество указывает, что по результатам одной и той же плановой проверки в 2021 году (акт от 20.07.2021) административным органом в отношении общества вынесено несколько постановлений о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в том числе постановление от 31.08.2021 N 268-ГН, по которому административный штраф уплачен платежным поручением от 13.05.2022 N 312294 (дело N А75-16325/2021).
В соответствии с общим принципом, закрепленным статьей 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Внесенные Законом N 70-ФЗ изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение общества.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 N 4-П и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.
При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
Как следует из кассационной жалобы, общество до настоящего времени не уплатило назначенный ему оспариваемым постановлением от 31.08.2021 N 265-ГН административный штраф.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", постановление управления от 31.08.2021 N 265-ГН следует признать не подлежащим исполнению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 05.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-16328/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о назначении административного наказания от 31.08.2021 N 265-ГН признать не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 N 4-П и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.
При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
Как следует из кассационной жалобы, общество до настоящего времени не уплатило назначенный ему оспариваемым постановлением от 31.08.2021 N 265-ГН административный штраф.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", постановление управления от 31.08.2021 N 265-ГН следует признать не подлежащим исполнению."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2022 г. N Ф04-3734/22 по делу N А75-16328/2021