г. Тюмень |
|
2 июня 2023 г. |
Дело N А45-6350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Сириной В.В.,
Щанкиной А.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Берсенёвой М.С., рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" на постановление от 21.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6350/2021, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" и акционерному обществу "Сибирская энергетическая компания" о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 128 124 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 06.05.2021 в сумме 3 377 руб. 68 коп., с дальнейшим начислением с 07.05.2021 по день фактической уплаты задолженности.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции приняли участие представители: акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" - Комкова М.Е. по доверенности от 27.12.2021; открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Позднякова И.А. по доверенности от 23.11.2022.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - общество "СПЖТ", ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Жеребцово в сумме 128 124 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 06.05.2021 в сумме 3 377, 68 руб. с последующим начислением с 07.05.2021 по день фактической уплаты задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекалось акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - общество "Сибэко").
Определением от 13.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области общество "Сибэко" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
постановлением от 21.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования в отношении общества "СПЖТ" удовлетворены, в удовлетворении иска к обществу "Сибэко" отказано.
Общество "Сибэко" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление изменить, исключив из мотивировочных частей судебных актов указание на виновность общества "Сибэко" в нахождении вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает, что поскольку общество "СПЖТ" оказывает в рамках заключенного с обществом "Сибэко" договора полный комплекс транспортных услуг по подаче вагонов с грузом, а именно общество "СПЖТ" должно корректировать установленные параметры оборота вагонов (пропускную способность, технологическое время оборота вагонов). Заявитель обращает внимание, что общество "СПЖТ", получая информацию о планируемом в предстоящем месяце объеме поставок, не предъявляло возражений относительно простоя вагонов, сократить объемы поставок не предлагало, выставляя счета на оплату и фактически подтверждало возможность исполнения обязательства. Общество "Сибэко" считает, что выводы судов о неурегулированности поставщиком вопроса о планомерности поставок угля материалами дела не подтвержден, обществом "Сибэко" были приняты все необходимые меры для исключения превышения перерабатывающей способности и простоя вагонов, его действия соответствовали стандарту добросовестного поведения участника перевозочного процесса, обязанность по контролю объемов поступающих грузов с учетом перерабатывающей способности лежала именно на обществе "СПЖТ".
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит оставить без изменения судебные акты.
Определением от 19.05.2023 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в связи с назначением судьи Дерхо Д.С. Указом Президента Российской Федерации от 10.05.2023 N 332 "О назначении судей федеральных судов" председателем Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в составе суда по рассмотрению кассационной жалобы произведена замена председательствующего судьи Дерхо Д.С. на судью Демидову Е.Ю.
В судебном заседании представители обществ "Сибэко" и "РЖД" позиции, выраженные в кассационной жалобе и отзыве на нее поддержали в полном объеме.
Учитывая надлежащее извещение общества "СПЖТ" о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществами "СПЖТ" (владелец железнодорожного пути необщего пользования, владелец) и "Сибэко" (контрагент) заключен договор транспортного обслуживания от 05.11.2012 N О/СЭ-39-С (далее - договор транспортного обслуживания), по условиям которого владелец обязался оказывать транспортные услуги: осуществляет своим локомотивом круглосуточную подачу вагонов с грузом, прибывших в адрес контрагента от железнодорожных выставочных путей общего/необщего пользования железнодорожной станции Жеребцово через вагонные весы контрагента до места выгрузки контрагента; осуществляет по заявке контрагента своим локомотивом круглосуточно дополнительную маневровую работу.
Между обществами "РЖД" (перевозчик) и "СПЖТ" (владелец) заключен договор от 01.07.2019 N 11/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги (далее - договор на эксплуатацию пути).
Согласно подпункту "в" пункта 19 договора на эксплуатацию пути владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, прибывающего в адрес владельца и его контрагентов в случаях, установленных статьей 39 УЖТ РФ и пунктом 12 договора, по ставкам Тарифного руководства, установленного ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Согласно пункту 7.1 договора на эксплуатацию пути в случаях, когда с приемо-отправочных (выставочных) путей станции Жеребцово на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны забираются локомотивом владельца в количестве меньше, чем предъявлено к сдаче, то по памятке приемосдатчика зачисляются вагоны, фактически забранные на железнодорожный путь необщего пользования. Все оставшиеся на приемо-отправочных (выставочных) путях станции Жеребцово вагоны зачисляются по акту общей формы. С учетом технологии работы станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги и технологии обслуживания железнодорожного пути необщего пользования после уборки первой группы, от предъявленного к сдаче состава, владелец обеспечивает уборку с путей станции Жеребцово вагонов, оставшихся от предъявленного к сдаче состава, на приемо-отправочном пути не позднее, чем по истечении 3,81 часа с момента передачи приемосдатчиком груза и багажа станции Жеребцово уведомления о передаче (подаче) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования. Оплачиваемое время нахождения на путях общего пользования исчисляется:
- для вагонов первой группы, убираемой с путей станции Жеребцово локомотивом владельца от предъявленного к сдаче состава по истечении двух часов с момента передачи приемосдатчиком перевозчика уведомления о передаче (подаче) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца;
- для группы вагонов, оставшейся от предъявленного к сдаче состава, по истечении 3,81 часа с момента передачи приемосдатчиком груза и багажа станции Жеребцово уведомления о передаче (подаче) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца.
Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Жеребцово первой и второй групп каждого следующего прибывшего состава исчисляется вышеуказанным порядком, но не ранее, чем через 1,81 часа, с момента наступления оплачиваемого времени предыдущей группы ранее прибывшего состава либо данного состава.
Согласно пункту 12.1 договора на эксплуатацию пути представители перевозчика совместно с представителями владельца, уполномоченными на подписание актов общей формы, проводят совместные совещания не реже одного раза в неделю по спорным вопросам.
Пунктами 17 и 17.1 договора на эксплуатацию пути на железнодорожном пути необщего пользования установлены: технологический срок оборота вагона - 17,34 часа, среднесуточная перерабатывающая способность угля - 196 вагонов в сутки.
Согласно подписанным обществами "РЖД" и "СПЖТ" актам общей формы в период с 07.05.2020 по 19.07.2020 владелец не принимал с выставочных путей станции Жеребцово вагоны для своего контрагента - общество "Сибэко", что вызвало их простой на железнодорожных путях общего пользования.
Изложенное послужило основанием начисления обществом "РЖД" обществу "СПЖТ" платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 128 124 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку требования об оплате задолженности, выраженные обществом "РЖД" в претензии, в добровольном порядке не исполнены, оно обратилось в арбитражный суд с иском.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 322, 323, 393, 401, 783, 784, 797, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), статьи 36, 39, 55, 56, 58, 60, 64, 119, 126, 127 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), пунктами 2.3, 3.4, 3.5, 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), пунктом 2.4 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации России 29.09.2003 N 67, пунктом 10 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 06.09.2010 N 192 "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов", пунктом 27 Методики определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.07.2018 N 266, разъяснениями, данными в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств", правовой позицией, выраженной в пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 306-ЭС14-7853.
Принимая во внимание, что факт простоя вагонов подтвержден материалами дела и сторонами не оспорен, исходя из того, что общества "СПЖТ" и "Сибэко", совместно осуществляя деятельность в рамках перевозочного процесса, используя единую инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, не приняли мер по использованию пути с учетом его перерабатывающей способности, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с соответчиков задолженности в солидарном порядке.
Вместе с тем, рассмотрев заявление общества "Сибэко" о пропуске срока исковой давности, установив, что таковой пропущен, суд отказал в удовлетворении иска к данному лицу.
Суд округа, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, с учетом итогового судебного акта в части требований к обществу "Сибэко" об отказе в иске по мотиву пропуска специального срока исковой давности, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пункта 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются Уставом железнодорожного транспорта, который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений (статья 1 УЖТ).
В соответствии со статьей 55 УЖТ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно статье 56 УЖТ подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
По правилу статьи 58 УЖТ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором (статья 60 УЖТ).
В соответствии со статьей 64 УЖТ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Частью 1 статьи 39 УЖТ предусмотрено, что за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 39 УЖТ).
Частью 10 статьи 39 УЖТ предусмотрены основания для освобождения грузоотправителей грузополучателей, владельцев железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие:
обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
На основании части 12 статьи 39 УЖТ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях (в частности при нахождении на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности в ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров), вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано, что частью 12 статьи 39 УЖТ установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность, вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности. Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ).
В рассматриваемом случае отношения между обществами "РЖД" и "СПЖТ" по вопросу эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования общества "СПЖТ" на станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги урегулированы договором на эксплуатацию пути, а отношения между обществами "СПЖТ" (владелец пути необщего пользования) и "Сибэко" (контрагент) по вопросу подачи вагонов, прибывающих в адрес общества "Сибэко" от железнодорожных выставочных путей общего/необщего пользования железнодорожной станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги, включая подачу вагонов до мест их выгрузки, а также уборку порожних вагонов на выставочные пути общего/необщего пользования указанной железнодорожной станции определены договором транспортного обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26 при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования.
Согласно пунктам 3.4 и 3.5 Правил N 26 подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.
О времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов.
Пунктом 4.6 Правил N 26 определено, что при задержке вагонов независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. В акте указываются причина задержки в подаче вагонов; количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; время начала и окончания задержки вагонов; другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 17-ФЗ железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (пункт 2 статьи 1 Закона N 17-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 17-ФЗ определены принципы функционирования железнодорожного транспорта:
устойчивость работы железнодорожного транспорта;
доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;
развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Статьей 2 Закона N 17-ФЗ определено понятие перевозочного процесса как совокупности организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Из совокупного толкования вышеприведенных норм права следует, что перевозочный процесс железнодорожным транспортом представляет собой сложный, многоуровневый механизм, предполагающий безусловное и добросовестное взаимодействие всех его участников в целях обеспечения слаженности перевозки от начального его этапа и до окончания перевозочного цикла.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает необходимость принятия, в том числе и грузополучателем, осведомленным о параметрах перерабатывающей способности конкретного пути, которым в настоящем случае выступает общество "Сибэко", в сфере контроля которого находится объем поставок, что влияет на количество подаваемых вагонов, мер, направленных на осуществление деятельности с учетом перерабатывающей способности средств и механизмов погрузки/выгрузки железнодорожного пути необщего пользования.
По общему правилу положений частей 1, 11, 12 статьи 39 УЖТ ответственность за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, относится на указанных лиц.
Указанную ответственность данные лица несут в связи с наличием у них гражданско-правовых отношений с перевозчиком, в частности по перевозке грузов, эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования.
Произведя исследование и оценку представленных в материалы дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормативными положениями, регулирующими взаимоотношения между сторонами спора, являющимися участниками перевозочного процесса (перевозчик, владелец пути необщего пользования, грузополучатель) установив, что в спорном периоде владельцем железнодорожного пути необщего пользования прием вагонов, поступающих в адрес общества "Сибэко", осуществлялся с нарушением нормативного срока, при этом простой вагонов вызван ограниченностью перерабатывающей способности средств и механизмов части принадлежащего ему пути необщего пользования, посредством которых осуществляются необходимые действия по приему, погрузке, разгрузке поступающих в адрес общества "Сибэко" железнодорожных вагонов с углем, исходя из того, все участники перевозочного процесса железнодорожным транспортом в силу положений УЖТ задействованы в процессе использования единой инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что предполагает возложение обязанности учитывать в своей деятельности фактор ограниченности перерабатывающей способности пути как на владельца пути, определяющего в договоре нормы предельной выгрузки вагонов (219 вагонов в сутки), превышающие нормы, установленные для спорных путей (196 вагонов в сутки), так и на грузополучателя, осуществляющего контроль за объемами поставок и формирующего заявки на доставку вагонов, суды первой и апелляционной инстанции признали обоснованным начисление истцом платы за сверхнормативный простой вагонов, а также пришли к выводу о возможности применения в рассматриваемом случае солидарной ответственности обществ "СПЖТ" и "СИБЭКО" по правилам статей 322, 1080 ГК РФ.
Вместе с тем, с учетом даты привлечения в качестве соответчика (13.09.2022), признав обоснованным заявление общества "Сибэко" о пропуске истцом срока исковой давности, по требованиям за период с 07.05.2020 по 19.07.2020 (статья 126 УЖТ), суды пришли к правильному выводу об отказе в иске к обществу "Сибэко".
В отношении приведенных в кассационной жалобе общества "Сибэко" доводов об отсутствии его вины и принятия со своей стороны всех мер во избежание ситуации простоя вагонов на пути суд округа отмечает следующее.
Суд округа учитывает, что в рамках ранее рассмотренного дела N А45-17223/2020 (по иску между теми же сторонами, по тому же предмету, в отношении тех же правоотношений, только за иной период - за 2019 год) правомерность взыскания с привлеченного к участию в деле в качестве ответчика при повторном рассмотрении дела грузополучателя присужденной суммы была определена также и с учетом исследованного и установленного судами факта того, что договор поставки угля, в котором общество "Сибэко" является покупателем, определяет к поставке в 2019 году в сутки 219 вагонов с углем, что больше перерабатывающей способности (196 вагонов).
Между тем спорным периодом по настоящему иску является следующий, за ранее исследованным периодом, а именно период с 07.05.2020 по 19.07.2020.
В материалах дела имеются уточняющие заявки за спорный период (май-мюль 2020 года), в которых общество "Сибэко" просит соблюдать равномерность поставок и не допускать простоя вагонов, что соответствовало, по мнению заявителя, стандарту добросовестного поведения участника перевозочного процесса.
Указанные доводы общества "Сибэко" судами не были учтены при заключении выводов относительно недобросовестных действий грузополучателя в период с мая по июль 2020 (по аналогии с 2019 годом), также повлекших, по мнению судов, в 2020 году ненормативный простой вагонов и применение к грузополучателю солидарной ответственности по правилам статей 322, 1080 ГК РФ.
Безусловно, само по себе обстоятельство наличие договора транспортного обслуживания, не освобождает грузополучателя от принятия иных зависящих от него мер для осуществления перевозки с учетом перерабатывающей способности пути во избежание ситуации скопления вагонов на путях общего пользования, к которым отнесены, в частности, контроль объемов поставок.
Вместе с тем, вступая в договорные отношения по оказанию комплекса услуг по подаче вагонов, заказчик рассчитывает на профессионализм привлеченного им для выполнения всего объема работ по транспортировке прибывших в адрес общества "Сибэко", лица, что предполагает принятие также исполнителем в ходе исполнения договора мер, направленных на не допущение ситуации простоя вагонов, учитывая, что оказывая полный комплекс транспортных услуг по подаче вагонов с грузом, понимая особенности технологического процесса оборот вагонов, оценивая возможности инфраструктуры путей необщего пользования, общество "СПЖТ" обладало возможностью корректировать установленные параметры оборота - пропускную способность, технологическое время оборота вагонов, а также уведомлять контрагента о необходимости при риске возникновения ситуации простоя корректировки объема поставок.
С учетом изложенного, по обстоятельствам настоящего дела у судов не было правовых оснований для привлечения общества "Сибэко" как грузополучателя к солидарной ответственности в порядке статей 322, 1080 ГК РФ за сверхнормативный простой вагонов за спорный период времени: май - июль 2020 года.
Между тем ошибочные выводы судов в данной части не повлекли, по мнению суда округа, принятие незаконного и необоснованного судебного акта, поскольку в удовлетворении исковых требований к обществу "Сибэко" отказано по мотиву пропуска срока исковой давности, что являлось самостоятельным основанием для отказа в иске и, само по себе, не требовало у судов выяснения наличия или отсутствия оснований для привлечения общества "Сибэко" как грузополучателя к солидарной ответственности.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Таким образом, поскольку в удовлетворении исковых требований к обществу "Сибэко" судами отказано по мотиву пропуска срока исковой давности, что не требовало выяснения наличия или отсутствия оснований для его привлечения как грузополучателя к солидарной ответственности, ошибочные выводы судов в части возможности привлечения общества "Сибэко" к солидарной ответственности за ненормативный простой вагонов в период май-июль 2020 года по существу не нарушают права кассатора, в связи с чем суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы об изменении решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в части указания в мотивировочной части об отсутствии вины общества "Сибэко" в ненормативном простое вагонов.
На основании вышеизложенного обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 21.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6350/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Безусловно, само по себе обстоятельство наличие договора транспортного обслуживания, не освобождает грузополучателя от принятия иных зависящих от него мер для осуществления перевозки с учетом перерабатывающей способности пути во избежание ситуации скопления вагонов на путях общего пользования, к которым отнесены, в частности, контроль объемов поставок.
Вместе с тем, вступая в договорные отношения по оказанию комплекса услуг по подаче вагонов, заказчик рассчитывает на профессионализм привлеченного им для выполнения всего объема работ по транспортировке прибывших в адрес общества "Сибэко", лица, что предполагает принятие также исполнителем в ходе исполнения договора мер, направленных на не допущение ситуации простоя вагонов, учитывая, что оказывая полный комплекс транспортных услуг по подаче вагонов с грузом, понимая особенности технологического процесса оборот вагонов, оценивая возможности инфраструктуры путей необщего пользования, общество "СПЖТ" обладало возможностью корректировать установленные параметры оборота - пропускную способность, технологическое время оборота вагонов, а также уведомлять контрагента о необходимости при риске возникновения ситуации простоя корректировки объема поставок.
С учетом изложенного, по обстоятельствам настоящего дела у судов не было правовых оснований для привлечения общества "Сибэко" как грузополучателя к солидарной ответственности в порядке статей 322, 1080 ГК РФ за сверхнормативный простой вагонов за спорный период времени: май - июль 2020 года.
...
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июня 2023 г. N Ф04-1725/23 по делу N А45-6350/2021