город Томск |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А45-6350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Молокшонова Д.В.,
судей Афанасьевой Е.А.,
Сорокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Касьян В.Ф. рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" (N 07АП-354/2023 (1)), акционерного общества "Сибпромжелдортранс" (N 07АП-354/2023 (2)) на решение от 28.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6350/2021 (судья Чернова О.В.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) к ответчикам акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (ОГРН 1025402457123), акционерному обществу "Сибирская энергетическая компания" (ОГРН 1045401912401) о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 128 124 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 06.05.2021 в сумме 3 377 рублей 68 копеек, с дальнейшим начислением с 07.05.2021 по день фактической уплаты задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца "онлайн": Позднякова И.А. по доверенности от 23.11.2020;
от ответчика АО "Сибирская энергетическая компания": Берсенев А.А. по доверенности от 18.10.2022;
от иных лиц: без участия (извещены).
Суд
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - АО "СПЖТ", ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Жеребцово в сумме 128 124 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 06.05.2021 в сумме 3 377 руб. 68 коп. с дальнейшим начислением с 07.05.2021 по день фактической уплаты задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекалось акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - АО "Сибэко").
Рассмотрение дела приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17223/2020.
После возобновления производства по делу АО "Сибэко" привлечено к участию в деле в качестве соответчика на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.11.2022 с АО "СПЖТ" в пользу ОАО "РЖД" взыскана плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 128 124 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 06.05.2021 в сумме 3 377 руб. 68 коп. с дальнейшим начислением с 07.05.2021 по день фактической уплаты задолженности, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 945 руб.
В удовлетворении исковых требований к АО "Сибэко" отказано в связи с пропуском срока исковой давности.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Сибэко" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части признания АО "Сибэко" виновным в нахождении вагонов на железнодорожных путях общего пользования и указать в мотивировочной части об отсутствии вины АО "Сибэко".
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что АО "СПЖТ", ежемесячно заблаговременно имея информацию о планируемых объемах поставок угля и оценивая возможности инфраструктуры путей необщего пользования, как добросовестный участник перевозочного процесса должно было информировать АО "Сибэко" о возможных трудностях в соблюдении перерабатывающей способности при подобных объемах поставки. АО "Сибэко" были предприняты все меры для исключения ситуации превышения перерабатывающей способности и простоя вагонов, а действия АО "Сибэко" соответствовали стандарту добросовестного поведения.
АО "СПЖТ" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворения исковых требований к АО "СПЖТ", указав на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о простое вагонов по вине АО "СПЖТ".
В отзыве на апелляционные жалобы, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, ОАО "РЖД" с доводами апеллянтов не согласилось, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От иных лиц отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
АО "СПЖТ", извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, ходатайств об отложении заседания не поступало.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие АО "СПЖТ".
В судебном заседании представители истца и АО "Сибэко" настаивали на доводах апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва, заслушав представителей истца и ответчика, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между АО "СПЖТ" (владелец железнодорожного пути необщего пользования, владелец) и АО "Сибэко" (контрагент) заключен договор транспортного обслуживания от 05.11.2012 N О/СЭ-39-С, по условиям которого владелец оказывает АО "Сибэко" транспортные услуги: осуществляет своим локомотивом круглосуточную подачу вагонов с грузом, прибывших в адрес контрагента от железнодорожных выставочных путей общего/необщего пользования железнодорожной станции Жеребцово через вагонные весы контрагента до места выгрузки контрагента; осуществляет по заявке контрагента своим локомотивом круглосуточно дополнительную маневровую работу.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "СПЖТ" (владелец) заключен договор от 01.07.2019 N 11/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги (далее - договор, договор на эксплуатацию пути).
Согласно подпункту "в" пункта 19 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, прибывающего в адрес владельца и его контрагентов в случаях, установленных статьей 39 УЖТ РФ и пунктом 12 договора, по ставкам Тарифного руководства, установленного ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Согласно пункту 7.1 договора в случаях, когда с приемо-отправочных (выставочных) путей станции Жеребцово на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны забираются локомотивом владельца в количестве меньше, чем предъявлено к сдаче, то по памятке приемосдатчика зачисляются вагоны, фактически забранные на железнодорожный путь необщего пользования. Все оставшиеся на приемо-отправочных (выставочных) путях станции Жеребцово вагоны зачисляются по акту общей формы. С учетом технологии работы станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги и технологии обслуживания железнодорожного пути необщего пользования после уборки первой группы, от предъявленного к сдаче состава, владелец обеспечивает уборку с путей станции Жеребцово вагонов, оставшихся от предъявленного к сдаче состава, на приемо-отправочном пути не позднее, чем по истечении 3,81 часа с момента передачи приемосдатчиком груза и багажа станции Жеребцово уведомления о передаче (подаче) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования. Оплачиваемое время нахождения на путях общего пользования исчисляется:
- для вагонов первой группы, убираемой с путей станции Жеребцово локомотивом владельца от предъявленного к сдаче состава по истечении двух часов с момента передачи приемосдатчиком перевозчика уведомления о передаче (подаче) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца;
- для группы вагонов, оставшейся от предъявленного к сдаче состава, по истечении 3,81 часа с момента передачи приемосдатчиком груза и багажа станции Жеребцово уведомления о передаче (подаче) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца.
Оплачиваемое время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Жеребцово первой и второй групп каждого следующего прибывшего состава исчисляется вышеуказанным порядком, но не ранее, чем через 1,81 часа, с момента наступления оплачиваемого времени предыдущей группы ранее прибывшего состава либо данного состава.
Согласно пункту 12.1 договора представители перевозчика совместно с представителями владельца, уполномоченными на подписание актов общей формы, проводят совместные совещания не реже одного раза в неделю по спорным вопросам.
Пунктами 17 и 17.1 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлены: технологический срок оборота вагона - 17,34 часа, среднесуточная перерабатывающая способность угля - 196 вагонов в сутки.
Согласно подписанным ОАО "РЖД" и АО "СПЖТ" актам общей формы в период с 07.05.2020 по 19.07.2020 владелец не принимал с выставочных путей станции Жеребцово вагоны для своего контрагента АО "Сибэко", что вызвало их простой на железнодорожных путях общего пользования.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ОАО "РЖД" начислило владельцу плату за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 128 124 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами по дату 06.05.2020 в сумме 3 377,68 руб., с дальнейшим начислением по день фактической уплаты задолженности.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 322, 323, 395, 784, 793, 797, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), Порядком разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации России 29.09.2003 N 67, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.09.2010 N 192 "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов", Методикой определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.07.2018 N 266 (далее - Методика), разъяснениями, изложенными в пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проанализировав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о том, что факт задержки вагонов с выставочных путей станции Жеребцово в ожидании передачи (подачи) по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца, подтверждается материалами дела, отклонив доводы ответчика о нарушении перерабатывающей способности станции Жеребцово.
Учитывая, что все участники перевозочного процесса железнодорожным транспортом в силу положений УЖТ РФ задействованы в процессе использования единой инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, суд пришел к выводу о возможности применения солидарной ответственности АО "СПЖТ" и АО "Сибэко" по правилам статей 322, 1080 ГК РФ.
При этом в отношении АО "Сибэко" в удовлетворении иска отказано в связи с истечением срока исковой давности, о чем заявлено указанным ответчиком.
Спор разрешен арбитражным судом первой инстанции по существу правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пункта 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются Уставом железнодорожного транспорта, который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений (статья 1 УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно статье 56 УЖТ РФ подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
По правилу статьи 58 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором (статья 60 УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 64 УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Частью 1 статьи 39 УЖТ РФ предусмотрено, что за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 39 УЖТ РФ).
Частью 10 статьи 39 УЖТ РФ предусмотрены основания для освобождения грузоотправителей грузополучателей, владельцев железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие:
обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
На основании части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях (в частности при нахождении на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности в ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров), вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано, что частью 12 статьи 39 УЖТ РФ установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности. Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ РФ).
В соответствии с вышеприведенными нормативными положениями отношения между ОАО "РЖД" и АО "СПЖТ" по вопросу эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования АО "СПЖТ" на станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги урегулированы договором от 01.07.2019 N 11/н, а отношения между АО "СПЖТ" (владелец пути необщего пользования) и АО "Сибэко" (грузополучатель) по вопросу подачи вагонов, прибывающих в адрес АО "Сибэко" от железнодорожных выставочных путей общего/необщего пользования железнодорожной станции Жеребцово Западно- Сибирской железной дороги, включая подачу вагонов до мест их выгрузки АО "Сибэко", а также уборку порожних вагонов на выставочные пути общего/необщего пользования указанной железнодорожной станции определены договором транспортного обслуживания от 05.11.2012 N О/СЭ-39-С.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26 при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования.
Согласно пунктам 3.4 и 3.5 Правил N 26 подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов. О времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов.
Пунктом 4.6 Правил N 26 определено, что при задержке вагонов независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. В акте указываются причина задержки в подаче вагонов; количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; время начала и окончания задержки вагонов; другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Руководствуясь нормативными положениями, регулирующими взаимоотношения между ОАО "РЖД" - перевозчик и АО "СПЖТ" - владелец пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования станции Жеребцово, по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, и взаимоотношения грузополучателя - АО "Сибэко" и АО "СПЖТ" по транспортному обслуживанию, установив, что в спорном периоде владельцем железнодорожного пути необщего пользования прием вагонов, поступающих в адрес АО "Сибэко", осуществлялся с нарушением нормативного срока, простой вагонов на путях общего пользования надлежащим образом оформлен подписанными ОАО "РЖД" и АО "СПЖТ" актами общей формы либо с указанием об отказе от подписания актов с предъявлением их заинтересованному лицу, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным начисление истцом платы за сверхнормативный простой вагонов.
Факт простоя вагонов, по которым судом первой инстанции исковые требования удовлетворены, участвующими в деле лицами не опровергнут и не оспаривается.
Возражая против заявленных требований, АО "СПЖТ" указывало, что отсутствует его вина в скоплении вагонов на станции Жеребцово, прибывших в адрес АО "Сибэко", нарушение перерабатывающей способности станции Жеребцово не зависит от владельца железнодорожного пути необщего пользования, которым является АО "СПЖТ", количество прибывающих вагонов увеличено по вине АО "Сибэко", которые поступают на станцию без учета её перерабатывающей способности, в связи с увеличением поставок вагонов с углем с 2016 года.
Доводы АО "СПЖТ" о нарушении перерабатывающей способности станции Жеребцово мотивированно отклонены судом первой инстанции с указанием на то, что максимальная перерабатывающая способность станции Жеребцово, установленная договором N 11/Н от 01.07.2019, рассчитана исходя из количества и перерабатывающей способности погрузочно-разгрузочных механизмов и времени вынужденного простоя механизмов, связанного с подачей и уборкой вагонов. Перерабатывающая способность железнодорожной станции определяется для установления провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования исходя возможности расформирования и формирования грузовых поездов. Перерабатывающая способность по выгрузке угля и перерабатывающая способность железнодорожной станции разные значения по своему качеству и смыслу и не являются параметрами, установленными законодательством, определяющим возможность пути необщего пользования по количеству принятия вагонов.
Таким образом, согласно действующим нормативно-правовым актам, перерабатывающая способность - понятие, относящееся только к части пути, точнее, к работе средств механизации, по родам грузов, а не к пути необщего пользования в целом и не к его возможностям. Данное понятие применяется для расчета технологического времени и учитывается при приеме заявок грузоотправителей.
Возражения АО "СПЖТ" об отсутствии вины в скоплении вагонов на станции Жеребцово не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
В то же время пунктом 3 статьи 401 ГК РФ из данного правила установлено исключение в отношении лиц, действующих в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Указанные лица несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства при любых обстоятельствах, за исключением случаев, когда надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом в силу взаимосвязанных положений гражданского законодательства и статьи 65 АПК РФ бремя доказывания наличия непреодолимой силы возложено на лицо, которое подлежит привлечению к гражданско-правовой ответственности.
Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Приведенная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 306-ЭС14-7853.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно указал, что приведенные АО "СПЖТ" обстоятельства ограниченности перерабатывающей способности части принадлежащего ему пути необщего пользования, средств и механизмов, с использованием которых осуществляется процесс разгрузки/погрузки железнодорожных вагонов обоснованно не могут быть приняты во внимание, поскольку скопление вагонов вследствие данного обстоятельства на выставочных путях общего пользования не может рассматриваться в качестве непреодолимой силы, так как не обладает ни признаком чрезвычайности, ни признаком непредотвратимости, вызвано не объективными, а субъективными факторами.
Доказательств принятия каких-либо мер к изменению согласованного заключенным с ОАО "РЖД" договором нормативного времени на прием вагонов к разгрузке/погрузке с выставочных путей на пути необщего пользования, или технологии работы станции Жеребцово и технологии обслуживания железнодорожного пути необщего пользования, которые учитывались сторонами при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (пункт 7.1), АО "СПЖТ" не представило.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (пункт 2 статьи 1 Закона N 17-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 17-ФЗ определены принципы функционирования железнодорожного транспорта:
устойчивость работы железнодорожного транспорта;
доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;
развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Статьей 2 Закона N 17-ФЗ определено понятие перевозочного процесса как совокупности организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Таким образом, в соответствии с УЖТ РФ и Законом N 17-ФЗ перевозочный процесс железнодорожным транспортом представляет собой сложный, многоуровневый механизм, предполагающий безусловное и добросовестное взаимодействие всех его участников в целях обеспечения слаженности перевозки от начального его этапа и до окончания перевозочного цикла.
Полагая безосновательным возложение на АО "Сибэко" ответственности за создавшуюся ситуацию скопления на путях общего пользования железнодорожных вагонов с углем, поступающих в его адрес, и простаивающих в ожидании приема вагонов владельцем пути необщего пользования в целях их доставки до грузополучателя, АО "Сибэко" не приводит никаких доводов относительно того, какие необходимые и достаточные меры им со своей стороны были приняты в целях исключения такой ситуации.
Ограничиваясь лишь фактом подачи второму ответчику заявок на доставку вагонов и их принятием АО "СПЖТ", грузополучатель не представил доказательств того, что заявки им формировались с учетом реальной возможности их обработки владельцем пути необщего пользования исходя из имеющейся перерабатывающей способности его средств и механизмов, обеспечивающих в интересах АО "Сибэко" соответствующие виды работ, а также доказательств обращения к владельцу пути необщего пользования в целях определения наиболее оптимальных условий обработки поступающих вагонов.
Кроме того, не представлено грузополучателем доказательств урегулирования со своим поставщиком вопроса о планомерности поставок угля, обеспечивающей с учетом регламентированного процесса перевозки по путям общего пользования, поступление вагонов на станцию назначения таким образом, чтобы исключить их скопление.
Заявленные апеллянтом доводы сами по себе не освобождают его от платы, предусмотренной ч. 1, 12 ст. 39 УЖТ. Кроме того, следует признать, что ответчик
АО "СПЖТ", в свою очередь, не представлено доказательств совершения действий по необходимому взаимодействию с грузополучателем в целях урегулирования перевозочного процесса во избежание ситуаций скопления вагонов на путях общего пользования, тогда как, приняв на себя обязательства по своевременному принятию вагонов, он должен был наладить со своим контрагентом договорные отношения таким образом, чтобы стимулировать его к своевременному освобождению железнодорожных путей для отправки порожних вагонов.
Такое поведение ответчиков подтверждает правильность вывода суда первой инстанции о наличии правовых и фактических оснований для их солидарной ответственности перед истцом.
АО "Сибэко" заявлено об истечении срока исковой давности на взыскание платы на 13.09.2022, т.е. с момента привлечения в качестве соответчика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Истец заявил требования о взыскании платы за период с 07.05.2020 по 20.05.2020, 20.05.2020 по 13.07.2020, с 06.07.2020 по 19.07.2020.
АО "Сибэко" в качестве ответчика было привлечено по инициативе суда 13.09.2022.
Таким образом, в связи с истечением срока исковой давности по требованию, заявленному к АО "Сибэко", плата в сумме 128 124 руб. обоснованно взыскана с АО "СПЖТ".
Пропуск срока исковой давности в отношении АО "Сибэко" является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В части применения срока исковой давности, его расчета решение суда не обжалуется.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с пунктом 48 Постановления N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Истцом заявлено о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 06.05.2021 в сумме 3 377,68 руб. с дальнейшим начислением по день фактической уплаты задолженности.
Расчет процентов судом проверен, признан верным, ответчиком арифметически не оспорен.
Мотивированных возражений относительно взыскания процентов в апелляционной жалобе не содержится.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Несогласие ответчиков с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на подателей жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина АО "СПЖТ" не уплачена, 3 000 рублей подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6350/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Сибпромжелдортранс" (ОГРН 1025402457123) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.В. Молокшонов |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6350/2021
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: АО "СИБПРОМЖЕЛДОРТРАНС"
Третье лицо: АО "Сибирская энергетическая компания", Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд