г. Тюмень |
|
27 июля 2023 г. |
Дело N А67-7529/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А. рассмотрел кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области на решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 07.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А67-7529/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДомСтрой" (634015, город Томск, улица Александра Угрюмова, дом 1, строение 1, ИНН 7017128932, ОГРН 1057002635909) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Томской области (634050, город Томск, улица Гагарина, дом 56, ИНН 7017108742, ОГРН 1047000309938) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДомСтрой" (далее - ООО "ДомСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области (далее - административный орган) от 24.08.2022 N 150 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением 08.02.2023 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 07.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, обществу определена мера ответственности в виде административного предупреждения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, по факту непредставления ООО "ДомСтрой" в установленный срок (до 02.07.2022) первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N 4-запасы "Сведения о запасах топлива" за июнь 2022 года административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 18.08.2022 и вынесено постановление от 24.08.2022 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ДомСтрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование частично, суд первой инстанции исходил из наличия в деянии общества состава вменяемого правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности, при этом счел возможным применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из следующего.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4); первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
На основании пункта 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (пункт 4 Положения N 620).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 N 458 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 4-запасы "Сведения о запасах топлива", в соответствии с которой юридические лица, (кроме микропредприятий), являющиеся потребителями топлива, а также осуществляющие реализацию топлива населению и объектам социальной сферы предоставляют Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу ежемесячные сведения по форме N 4-запасы с 28-го числа отчетного периода по 2-е число после отчетного периода (начало действия формы с отчета за январь 2022 года).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили и лицами, участвующим в деле, по существу не оспаривается, что в установленный срок (до 02.07.2022) общество не предоставило в административный орган первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 4-запасы "Сведения о запасах топлива" за июнь 2022 года.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по надлежащему соблюдению требований законодательства в области официального статистического учета, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены. Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении общества от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, вместе с тем сочли возможным применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменить назначенный оспариваемым постановлением штраф на предупреждение.
Доводы подателя кассационной жалобы о необоснованном применении судами положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отклоняются судом округа ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
В ряде актов Верховного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 05.09.2018 N 303-АД18-5207 и N 303-АД18-5141) разъяснены особенности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. В том числе, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Статья 4.6 КоАП РФ (часть 1) предусматривает, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. Кроме того, статья 4.6 КоАП РФ (часть 2) устанавливает, что лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
Как установлено судами и не опровергнуто административным органом, общество не считалось подвергнутым административному наказанию на основании постановлений от 13.04.2021 N 29, от 27.05.2021 N 92, от 24.08.2022 N 151, что исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
При этом судами учтено, что постановлениями от 13.04.2021 N 29, от 27.05.2021 N 92 производство по делам об административных правонарушениях прекращены по причине признания административных правонарушений малозначительными, постановлением от 24.08.2022 N 151 общество привлечено к ответственности за не предоставление статистических данных за июль 2022 года (более поздний период по отношению к июню 2022).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств того, что вменяемое правонарушение повлекло за собой причинение вреда и создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинило имущественный ущерб, а также, того, что общество ранее было привлечено к административной ответственности (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о возможности в рассматриваемом случае применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Суд округа не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Томской области и постановление от 07.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7529/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и не опровергнуто административным органом, общество не считалось подвергнутым административному наказанию на основании постановлений от 13.04.2021 N 29, от 27.05.2021 N 92, от 24.08.2022 N 151, что исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
При этом судами учтено, что постановлениями от 13.04.2021 N 29, от 27.05.2021 N 92 производство по делам об административных правонарушениях прекращены по причине признания административных правонарушений малозначительными, постановлением от 24.08.2022 N 151 общество привлечено к ответственности за не предоставление статистических данных за июль 2022 года (более поздний период по отношению к июню 2022).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств того, что вменяемое правонарушение повлекло за собой причинение вреда и создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинило имущественный ущерб, а также, того, что общество ранее было привлечено к административной ответственности (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о возможности в рассматриваемом случае применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июля 2023 г. N Ф04-3551/23 по делу N А67-7529/2022