г. Томск |
|
7 апреля 2023 г. |
Дело N А67-7529/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Кривошеиной С.В.
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., c использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области (N 07АП-1771/2023) на решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7529/2022 (судья Сулимская Ю.М.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДомСтрой" (634015, г. Томск, ул. Александра Угрюмова, 1, 1, ОГРН 1057002635909, ИНН 7017128932) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Томской области (634050, Томская обл., г. Томск, ул. Гагарина, 56, ОГРН 1047000309938, ИНН 7017108742), о признании незаконным и отмене Постановления от 24.08.2022 N 150 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явился (извещен);
- от административного органа - Разина Е.В., доверенность, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Домстрой" (далее - ООО "Домстрой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Томской области (далее - Томскстат, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене Постановления от 24.08.2022 N 150.
Решением от 08.02.2023 постановление по делу об административном правонарушении N 150 о назначении административного наказания от 24.08.2022, вынесенное Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Томской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ДомСтрой", изменено в части назначения наказания. Суд определил меру наказание Обществу с ограниченной ответственностью "ДомСтрой" по Постановлению по делу об административном правонарушении N 150 о назначении административного наказания от 24.08.2022 в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором оставить без изменения оспариваемое постановление.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что основания для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ отсутствуют, поскольку непредставление формы официального статистического учета посягает на установленный порядок официального статистического учета, на формирование и предоставление государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам достоверной официальной статической информации об использовании информационных технологий. Кроме того, обществом дважды были нарушены сроки и не предоставлены статистические отчеты в 2021 году, однако оно вновь дважды в 2022 году допустило данное правонарушение. За непредоставление отчета за июль 2022 года постановлением Томскстата N 151 от 24.08.2022 юридическое лицо также было привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Решением Арбитражного суда Томской области от 01.12.2022 по делу N А67-7528/2022 в удовлетворении заявления Обществу было отказано.
В судебном заседании представитель административного органа поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, общество с ограниченной ответственностью "ДомСтрой" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1057002635909, ИНН 7017128932.
Из материалов дела следует, что заявителем в нарушение ст.8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете" не представлены сведения о запасах топлива за июнь 2022 года в установленный срок первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения N 4-запасы "Сведения о запасах топлива".
В связи с обнаружением факта нарушения заявителем законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности 18.08.2022 начальником отдела статистики рыночных услуг Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области Пышненко Т.К. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 13.19 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении врио руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области Дырко Н.П. вынесено Постановление от 24.08.2022 по делу об административном правонарушении N 150 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявленным требованием
Суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений, наличия оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ не предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ) основным принципом официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона N 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В силу пункта 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 N 458 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 4-запасы "Сведения о запасах топлива".
В соответствии п. 2 Приказа первичные статистические данные по формам федерального статистического наблюдения, утвержденным настоящим приказом, предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Ежемесячные сведения по форме N 4- запасы респондентами предоставляются с 28-го числа отчетного периода по 2-е число после отчетного периода, начало действия формы с отчета за январь 2022 года (приложение N 19 к приказу N 458).
Согласно п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 4-запасы "Сведения о запасах топлива" предоставляют юридические лица, (кроме микропредприятий), являющиеся потребителями топлива, а также осуществляющие реализацию топлива населению и объектам социальной сферы.
В силу пункта 7 Указаний в случае отсутствия наблюдаемого явления в отчетном периоде обязательно направление респондентом подписанного в установленном порядке отчета, не заполненного значениями показателей ("пустого" отчета по форме).
В соответствии с п. 14 Положения не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством РФ
Материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается неисполнение обществом возложенной на него обязанности по представлению первичных статистических данных за июнь 2022 год по форме федерального статистического наблюдения N 4-запасы "Сведения о запасах топлива".
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные, содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства об обязательном порядке предоставления первичных статистических данных в материалы дела не представлено. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В данном случае состав административного правонарушения, указанный в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Порядок оформления и содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 Кодекса, в том числе сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение и иные необходимые сведения.
Постановление о назначении административного наказания вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в размере санкции, установленной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, апелляционным судом не установлено.
В материалы дела заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих в рассматриваемом случае применить статью 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ) за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Доводы административного органа о том, что обществом дважды были нарушены сроки и не предоставлены статистические отчеты в 2021 году, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не представлено доказательств совершения правонарушения в указанный период. Кроме того, ежемесячные сведения по форме N 4- запасы обязательны к представлению начиная с отчета за январь 2022 года (приложение N 19 к приказу N 458). Таким образом, обстоятельства представления отчетности за 2021 год не имеют отношения к предмету настоящего спора.
Апелляционный суд отклоняет довод административного органа о том, что не имеется оснований для замены штрафа на предупреждение ввиду повторности совершения правонарушения, в связи с вынесением решения Арбитражного суда Томской области от 01.12.2022 по делу N А67-7528/2022 об обоснованности привлечения общества к административной ответственности в виде штрафа за непредоставление отчета за июль 2022 года постановлением Томскстата N 151 от 24.08.2022.
Так, по настоящему делу в соответствии с протоколом об административном правонарушении от 18.08.2022 (л.д. 51-53) общество привлекается к ответственности за не предоставление статистических данных за июнь 2022 года (более ранний период по отношению к июлю 2022). Таким образом, на момент совершения данного деяния общество не было подвергнуто административному наказанию, то есть совершило его впервые.
Суд первой инстанции принял во внимание конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, что обществом правонарушение совершено впервые (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, каких-либо доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба, административным органом в материалы дела не представлено, в связи с чем пришел к правильному выводу о возможности замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Назначение такого наказания позволяет достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, и обеспечить соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
Довод уполномоченного органа об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение, исходя из характера и степени общественной опасности правонарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции за необоснованностью
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7529/2022 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7529/2022
Истец: ООО "ДомСтрой"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области