г. Тюмень |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А81-3676/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" на решение от 04.07.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 18.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Брежнева О.Ю., Лотов А.Н.) по делу N А81-3676/2023 по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" (629400, город Лабытнанги, улица Дзержинского, дом 27, ИНН 8902002635, ОГРН 1028900555276) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, город Салехард, улица Губкина, дом 13, ИНН 8901003347, ОГРН 1028900511420) об оспаривании решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир-24" (660006, город Красноярск, улица Свердловская, дом 141, помещение 182, ИНН 2461029990, ОГРН 1152468050680).
Суд установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" (далее - учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление) от 07.03.2023 N 089/06/104-128/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир-24" (далее - общество).
Решением от 04.07.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 18.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что в поведении общества имеются признаки уклонения от исполнения контракта; при решении вопроса о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта, а лишь соблюдение соответствующей процедуры; заказчиком не нарушены требования части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку в учреждении установлена шестидневная рабочая неделя.
В отзывах на кассационную жалобу управление и общество просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по итогам проведенного заказчиком аукциона в электронной форме на оказание охранных услуг с обществом как с победителем аукциона был заключен государственный контракт от 20.12.2022 N 45А (далее - контракт).
В связи с нарушением обществом обязательств, предусмотренных пунктами 1.1, 1.2, 2.1.1 контракта (сроки оказания услуг - с 01.01.2023 по 31.12.2023; оказание услуг в соответствии с техническим заданием), учреждением было принято решение от 15.02.2023 об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение в тот же день направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением и размещено заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок.
Впоследствии учреждение направило в антимонопольный орган обращение о включении информации об обществе в РНП с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решением от 07.03.2023 N 089/06/104-128/2023 антимонопольный орган отказал заказчику во включении в РНП сведений об обществе и признал учреждение нарушившим часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с указанным решением управления, заказчик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа действующему законодательству, поскольку не доказан факт недобросовестного поведения общества при исполнении контракта и нарушен срок вступления в силу решения о расторжении контракта.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение РНП осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной названной статьей (часть 1).
В РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение РНП призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В то же время включение в РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному заказчику.
В рассматриваемом случае антимонопольный орган, принимая решение об отказе во включении в РНП информации об обществе, исходил из отсутствия недобросовестности в его поведении при исполнении контракта и нарушении заказчиком положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В силу статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9). Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13). Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (часть 14).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 01.01.2023 исполнитель приступил к оказанию охранных услуг, не получив от заказчика необходимые документы и информацию; невыполнение учреждением условий контракта послужило основанием для последующего приостановления обществом оказания услуг (с 16.01.2023) и неоднократного обращения к заказчику в целях урегулирования возникших разногласий; обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном уклонении общества от исполнения контракта, антимонопольным органом не выявлено; 15.02.2023 общество было уведомлено о принятии заказчиком решения о расторжении контракта; 27.02.2023 (последний день десятидневного срока с учетом положений статей 191, 192 ГК РФ, доводы учреждения об установлении шестидневной рабочей недели не были подтверждены надлежащими доказательствами) общество приняло меры к возобновлению оказания охранных услуг по контракту, однако заказчик отказал в допуске охранников на посты охраны.
С учетом изложенного суды обоснованно согласились с позицией управления об отсутствии в конкретной ситуации достаточных оснований для включения информации об обществе в РНП и наличии в действиях заказчика нарушения части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного учреждением требования о признании недействительным оспариваемого решения управления.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения и оценки судов нижестоящих инстанций, не свидетельствуют о неправильном применении норм права, не опровергают их выводы и по существу направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.07.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 18.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3676/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 01.01.2023 исполнитель приступил к оказанию охранных услуг, не получив от заказчика необходимые документы и информацию; невыполнение учреждением условий контракта послужило основанием для последующего приостановления обществом оказания услуг (с 16.01.2023) и неоднократного обращения к заказчику в целях урегулирования возникших разногласий; обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном уклонении общества от исполнения контракта, антимонопольным органом не выявлено; 15.02.2023 общество было уведомлено о принятии заказчиком решения о расторжении контракта; 27.02.2023 (последний день десятидневного срока с учетом положений статей 191, 192 ГК РФ, доводы учреждения об установлении шестидневной рабочей недели не были подтверждены надлежащими доказательствами) общество приняло меры к возобновлению оказания охранных услуг по контракту, однако заказчик отказал в допуске охранников на посты охраны.
С учетом изложенного суды обоснованно согласились с позицией управления об отсутствии в конкретной ситуации достаточных оснований для включения информации об обществе в РНП и наличии в действиях заказчика нарушения части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2024 г. N Ф04-7045/23 по делу N А81-3676/2023