город Тюмень |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А70-18743/2023 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Крюковой Л.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение от 14.11.2023 (резолютивная часть от 27.10.2023) Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) и постановление от 01.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Воронов Т.А.) по делу N А70-18743/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Харьковская, дом 75, корпус 1, офис 301, ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) к индивидуальному предпринимателю Черепановой Оксане Николаевне (ОГРНИП 311723235500040, ИНН 550201005808) о взыскании задолженности и неустойки.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к индивидуальному предпринимателю Черепановой Оксане Николаевне (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании 22 251,42 руб. основного долга за оказанные с декабря 2022 года по май 2023 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), 2 395,73 руб. пени за период с 11.01.2023 по 21.08.2023, с продолжением их взыскания по день фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено судами в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 14.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель, возражая против вывода судов о недоказанности обществом факта оказания предпринимателю услуг в спорном периоде, указывает, что отсутствие в реестре мест (площадок) накопления ТКО в Тюменской области сведений о контейнерной площадке, с которой осуществлялся вывоз ТКО региональным оператором, ее удаленность от объекта предпринимателя не опровергает факт оказания услуг обществом и не освобождает потребителя от их оплаты, поскольку ответчиком не доказана самостоятельная утилизация отходов, при том, что истцом подтвержден факт обслуживания общедоступной контейнерной площадки представленными в дело универсальными передаточными документами (далее - УПД) и выписками из системы ГЛОНАСС; региональный оператор не несет ответственность за отсутствие у предпринимателя контейнерной площадки, поскольку в обязанности общества не входит создание мест накопления ТКО.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
На основании части 1 статьи 288.2 АПК РФ, пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 АПК РФ).
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа не находит оснований для их отмены.
Судами установлено, что общество в соответствии с соглашением от 27.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области, заключенным с департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности - Тюменская область.
Предложение о заключении договора для всех потребителей размещено 07.12.2018 на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/.
Транспортирование ТКО на территории города Тюмени и Тюменской области осуществляется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами в Тюменской области, утвержденной распоряжением департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.12.2019 N 45-РД (далее - Территориальная схема).
Предпринимателю по договору аренды помещений от 09.06.2022 N 132-1/22-А (далее - договор аренды), заключенному с обществом с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "Фундаментстройаркос" (арендодатель), во временное владение и пользование с 09.06.2022 на срок 11 месяцев переданы нежилые помещения площадью 1 474,80 кв. м, расположенные по адресу: город Тюмень, улица Республики, дом 208 (далее - спорный объект).
В пункте 1.1 договора аренды предусмотрено, что сбор и вывоз бытовых отходов и любого другого мусора, образовавшегося в результате деятельности (в помещениях и на прилегающей к ним территории), арендатор производит самостоятельно.
В целях урегулирования отношений по вывозу ТКО предприниматель обратился к обществу с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с указанием наличия у него собственной контейнерной площадки, расположенной по адресу здания: город Тюмени, улица Республики, дом 208 (далее - собственная контейнерная площадка).
На основании поступившей от предпринимателя заявки 15.09.2022 региональным оператором осуществлена выездная проверка на объект потребителя, в ходе которой установлено осуществление последним хозяйственной деятельности, а также наличие собственной контейнерной площадки с установленным на ней 1 контейнером объемом 1,1 куб. м.
После этого региональным оператором подготовлен проект договора от 28.09.2022 N ТО02КО0101007478 (далее - договор от 28.09.2022) на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта арендатора - офис и шиномонтажная мастерская, с указанным в нем способом учета ТКО - по нормативу, места накопления ТКО - контейнерная площадка по адресу: город Тюмень, улица Строителей, дом 11 (далее - близлежащая контейнерная площадка), который со стороны предпринимателя не подписан.
Обращаясь с иском, общество указало, что в период с декабря 2022 года по май 2023 года в отсутствие заключенного договора оказало предпринимателю услуги по обращению с ТКО, складируемыми потребителем на близлежащей контейнерной площадке, являющейся общедоступной, выставило ему УПД на сумму 22 251,42 руб., которые не оплачены.
В подтверждение факта оказания предпринимателю услуг общество представило в дело сведения из системы ГЛОНАСС в отношении близлежащей контейнерной площадки, обслуживаемой региональным оператором в исковом периоде.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная коллегия, руководствовался статьями 702, 711, 753, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 13.3, 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, пунктами 8(5) - 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктами 5, 23 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, правовой позицией, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944.
Установив факт передачи во временное владение и пользование спорного объекта предпринимателю и осуществления им коммерческой деятельности в нем, создание собственной контейнерной площадки по месту нахождения объекта, исходя из непредсавления доказательств ее обслуживания региональным оператором, при том что арендатор как источник образования ТКО и заявленная истцом близлежащая контейнерная площадка в Территориальную схему не включены, факт использования ответчиком спорной близлежащей контейнерной площадки, расположенной на значительном удалении от объекта последнего, не подтвержден, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав недоказанным факт оказания услуг.
Спор по существу разрешен судами правильно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание таких услуг является публичным для регионального оператора.
В подпункте "в" пункта 8(1) Правил N 1156 говорится о том, что в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений региональный оператор заключает договор с лицами, владеющими такими зданиями (строениями, сооружениями) и помещениями на законных основаниях.
Иными словами, собственником ТКО может выступать титульный владелец объекта вне зависимости от вещной или обязательственной природы своего титула, следовательно, им может являться как собственник (или субъект ограниченного вещного права - оперативного управления или хозяйственного ведения), так и арендатор (или ссудополучатель).
Региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного Единого государственного реестра недвижимости о собственнике имущества (по смыслу статьи 210 ГК РФ). Вместе тем указанная презумпция является опровержимой и может быть преодолена при заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО между арендатором помещения и региональным оператором. В таком случае обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на арендаторе помещения (пункт 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 1312.2023), определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2023 N 306-ЭС23-9063).
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО по общему правилу производится путем подписания сторонами одного документа в порядке, описанном в разделе I(1) Правил N 1156. Офертой выступает заявка потребителя на заключение такого договора или предложение регионального оператора (пункт 8(4) Правил N 1156).
Между тем, поскольку услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ), для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
(3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
В частности, заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
То есть заключение договора возможно как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в вышеуказанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Это соответствует генеральному принципу "загрязнитель платит", действующему, в частности, в отношениях по возмещению вреда, причиненного окружающей среде (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
При этом, поскольку из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13, подпункта "г" пункта 25 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в ситуации, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, а между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным и для взыскания платы региональный оператор обязан доказать фактическое оказание услуг потребителю (пункт 14 Обзора от 13.12.2023, определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944).
В общеисковом процессе с равными возможностями спорящих лиц по сбору доказательств, применим обычный стандарт доказывания, который может быть поименован как "разумная степень достоверности" или "баланс вероятностей" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС16-18600(5-8)), который предполагает вероятность удовлетворения требований истца при представлении им доказательств, с разумной степенью достоверности подтверждающих обстоятельства, положенные в основание иска, не скомпрометированных его процессуальным оппонентом.
На распределение между сторонами бремени доказывания факта оказания услуг по обращению с ТКО влияют две презумпции: осуществление деятельности субъектом гражданского оборота (мусорообразование); включение в территориальную схему сведений об объектах потребителя как источнике образования отходов и месте накопления отходов от их деятельности и схеме движения соответствующих отходов, предполагающее оказание услуг региональным оператором потребителю.
Соответственно, для получения с потребителя (собственника ТКО) стоимости услуг по обращению с ТКО региональному оператору достаточно подтвердить факт заключения договора между ним и потребителем (путем одного подписанного сторонами документа или путем фикции его заключения), а также факты продуцирования ТКО (осуществления деятельности потребителем) и включения объектов потребителя с местами накопления отходов для них в территориальную схему.
В случае подтверждения указанных обстоятельств услуга считается оказанной региональным оператором и подлежит оплате собственником ТКО, если последним в ходе состязательного процесса не будет прямо опровергнут любой из вышеуказанных фактов.
Однако, если потребитель в качестве источника образования ТКО применительно к конкретной контейнерной площадке в территориальной схеме не указан, но фактически пользуется такой площадкой, то региональный оператор, настаивающий на взыскании платы, обязан доказать данные обстоятельства любыми законными средствами доказывания.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (статьи 64, 65, 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суды двух инстанций установили, что истец имеет статус регионального оператора, которому утвержден тариф на услуги по обращению с ТКО, ответчик как источник образования отходов в Территориальную схему не включен, его собственная контейнерная площадка, которую региональный оператор не обслуживал в исковом периоде, как и заявленная последним близлежащая контейнерная, на возможность использования которой потребителем он настаивал, в Территориальной схеме отсутствуют, договор-документ сторонами не подписан и место накопления ТКО не согласовано, доказательств использования потребителем близлежащей контейнерной площадки не представлено, суды пришли к мотивированному выводу об отсутствии оснований для взимания истцом платы с ответчика за заявленный в иске период и отказали в удовлетворении требований.
Установление фактических обстоятельств дела является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Бремя доказывания юридически значимых обстоятельств распределено судами правильно.
Суд кассационной инстанции полагает, что при принятии решения и постановления судами обеспечены сторонам равные условия для реализации ими своих процессуальных прав, в том числе на представление доказательств, в состязательном процессе, не допущено нарушений норм материального и процессуального права, проведенная судами оценка доказательств соответствует положениям статьи 65 АПК РФ о распределении бремени доказывания, а также статьи 71 АПК РФ, устанавливающей стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения одному из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308), а также установленному в гражданском обороте стандарту поведения добросовестного его участника, определяемому по критерию ожидаемости действий субъекта оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (пункты 3, 4 статьи 1, статья 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В целом доводы заявителя, касающиеся правил оценки доказательств судами, сопряжены с обращением к суду округа с требованием об иной оценке доказательств и установлении обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, между тем суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 АПК РФ, о существенном нарушении норм процессуального права и о нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2016 N 305-ЭС16-7224).
Основания для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют. С учетом изложенного кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 01.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-18743/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2024.
Судья |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку истец не доказал факт оказания услуг в спорный период. Суд установил, что ответчик не был включен в территориальную схему, а его собственная контейнерная площадка не обслуживалась региональным оператором. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2024 г. N Ф04-1813/24 по делу N А70-18743/2023