г. Тюмень |
|
5 июня 2024 г. |
Дело N А03-11501/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Донцовой А.Ю.,
судей Севастьяновой М.А.,
Щанкиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Авериной Я.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края на решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Захарова Я.В.) и постановление от 01.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А03-11501/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первая строительная компания" (ОГРН 1185476063453, ИНН 5407971301, адрес: 656049, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Социалистический, д. 59, кабинет 2) к министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231, адрес: 656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 230) о признании незаконным отказа министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в выдаче разрешения на использование лесного участка для размещения скважин; об обязании министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края выдать разрешение на использование лесных участков, расположенных по адресу: Барнаульское лесничество, Власихинское лесничество, часть кадастрового квартала 22:61:030101:749, квартал N 59 части выделов N 12,16,17,19 общая площадь участка 1,3463 га; Барнаульское лесничество, Власихинское лесничество, часть кадастрового квартала 22:61:030101:749, квартал N 59 части выдела N 17. Общая площадь участка 0,9091 га.
В судебном заседании посредством системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "Первая строительная компания" - Печатнова Ю.В. по доверенности от 25.05.2023, от министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - Полховская Л.С. по доверенности от 01.02.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Первая строительная компания" (далее - ООО "ПСК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Минприроды, Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Министерства в выдаче разрешения на использование лесного участка для размещения скважин; об обязании выдать разрешение на использование лесных участков, расположенных по адресу: - Барнаульское лесничество, Власихинское лесничество, часть кадастрового квартала 22:61:030101:749, квартал N 59 части выделов N 12, 16, 17, 19. Общая площадь участка 1,3463 га; - Барнаульское лесничество, Власихинское лесничество, часть кадастрового квартала 22:61:030101:749, квартал N 59 части выдела N 17. Общая площадь участка 0,9091 га.
Решением от 10.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Министерства в выдаче разрешения на использование лесного участка для размещения скважин; на Министерство возложена обязанность выдать разрешение на использование указанных лесных участков.
Минприроды, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Министерство указывает на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неприменение к спорным правоотношениям норм, подлежащих применению; испрашиваемые заявителем земли лесного фонда находятся в границах лесничества, включены в лесопарковую зону, являются участками, на которых не допускается добыча полезных ископаемых способом, не предполагающим сохранение лесных ресурсов в неизменном состоянии, в том числе, при наличии лицензии на право пользование недрами; полагает, что судами необоснованно сделан вывод о возможности размещения скважин в лесопарковой зоне Барнаульского лесничества, ввиду того, что у заявителя оформлены лицензии на геологическое изучение недр; скважины не являются гидротехническими сооружениями, в связи с чем не могут размещаться на территории лесопарковой зоны; выводы, содержащиеся в заключении специалиста от 28.06.2023 N 87-23-06-01, о соответствии водозаборной скважины признакам гидротехнического сооружения, считает неприменимыми к рассматриваемому спору ввиду проведения экспертизы по инициативе заявителя, в досудебном порядке, без участия заинтересованного лица.
От Министерства поступили дополнительные пояснения к кассационной жалобе, от ООО "ПСК" - письменные возражения на кассационную жалобу и на дополнительные пояснения к кассационной жалобе, в которых общество указывает на необоснованность доводов жалобы, просит в ее удовлетворении отказать, оставив судебные акты без изменения.
Определением от 08.05.2024 для представления дополнительных пояснений участвующими в деле лицами судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы было отложено на 30.05.2024.
Ко дню судебного заседания от Министерства и общества поступили дополнительные пояснения.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с приказом Министерства от 05.05.2022 N 482 заявителю предоставлено право пользования участками недр местного значения для разведки и добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенными в поселке Борзовая Заимка города Барнаула Алтайского края: Барнаульсколесным-2, Барноульсколесным-3.
На основании вышеуказанного приказа заявителю выданы лицензии на пользование недрами БАР 003156 ВЭ, БАР 003155 ВЭ.
Во исполнение принятых на себя по лицензиям обязательств заявителем предприняты меры по получению права пользования лесными участками в целях выполнения работ по добыче подземных вод.
Испрашиваемые участки расположены на территории Барнаульского лесничества, Власихинского участкового лесничества, целевое назначение лесов - защитные леса, лесопарковая зона. Часть кадастрового квартала 22:61:030101:749, квартал N 59 части выделов N 12, 16, 17, 19, общая площадь участка 1,3463 га. - первый участок; квартал N 59 части выдела N 17, общая площадь участка 0,9091 га. - второй участок.
Вместе с тем, актами натурного технического обследования вышеуказанных лесных участков установлено, что использование испрашиваемых лесных участков для заявленных целей в соответствии со статьей 43 и частью 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) невозможно.
20.03.2023 заявитель направил в адрес заинтересованного лица повторное заявление о предоставлении права пользования лесными участками с разъяснением правовых оснований для согласования недропользователю права пользования земельными участками.
Министерство в ответе от 31.03.2023 сообщило о возможности составления идентичных актов натурного технического обследования лесных участков.
В соответствии с актами натурного технического обследования лесного участка от 05.07.2023 N 9 и N 9/2 аналогично установлено, что использование испрашиваемых лесных участков для заявленных целей в соответствии со статьей 43 и частью 2 статьи 114 ЛК РФ невозможно.
Полагая, что предоставление лицензии на пользование недрами подразумевает согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр, в связи с чем выдавшее такую лицензию Министерство не вправе препятствовать в осуществлении указанной деятельности, ООО "ПСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 39.6, 39.14, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 11, 12. 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), статьями 43, 114 ЛК РФ, принимая во внимание, что общество обладает исключительном правом недропользователя, возникшим на основании предоставленных ему Министерством лицензий, пришел к выводу, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на использование лесного участка для размещения скважин не соответствует положениям действующего земельного и лесного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций не могут быть признаны судом округа законными и обоснованными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с положениями статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
В пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20).
Оценивая законность отказа Минприроды в предоставлении обществу земельного участка, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.6 лицензий на пользование недрами БАР 003156 ВЭ, БАР 003155 ВЭ, выданных обществу, пользователь недр обязуется оформить право пользования земельным участком на срок действия лицензии, а также в течение одного года с момента регистрации лицензии начать добычу подземных вод.
В соответствии с пунктом 6.1 условий пользования недрами к лицензии за недропользователем закреплена обязанность оформления права пользования земельным участком на срок действия лицензии в соответствии с действующий законодательством.
В соответствии с приложениями N 2 лицензий на пользование недрами БАР 003156 ВЭ, БАР 003155 ВЭ в пределах участка особо охраняемые природные территории, земли ограниченного пользования, природоохранные и другие возможные ограничения отсутствуют. В приложениях N 3 лицензий на пользование недрами БАР 003156 ВЭ, БАР 003155 ВЭ представлены схемы расположения участков недр и описание их пространственных границ.
ООО Проектно-инженерная компания "ГидроСибирь" подготовлены проекты на проведение работ по объектам: "Разведка запасов подземных вод на участке недр местного значения Барнаульсколесной-3 и Барнаульсколесной-2 для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО "ПСК" на территории п. Борзовая Заимка г. Барнаула Алтайского края" (лицензии БАР 003156 ВЭ, БАР 003155 ВЭ).
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 530 "Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод" добыча подземных вод на месторождении (участке) разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. В связи с чем указанные проекты получили положительные экспертные заключения N 054-02-08/2023 от 17.03.2023 и N 055-02-08/2023 от 20.03.2023.
Согласно выводам экспертных заключений проекты соответствуют условиям пользования недрами, закрепленным в лицензиях на пользование недрами. Принятая методика, техника, технология и комплекс проектируемых работ по геологическому изучению недр и разведки недр на объекте в целом соответствуют требованиям законодательства о недрах и документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и в сфере стандартизации, и обеспечивают рациональное комплексное использование и охрану недр.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
По смыслу статей 6 и 6.1 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на три вида: защитные, эксплуатационные и резервные леса. (статья 7, часть 1 статьи 8, часть 1 статьи 10 ЛК РФ).
Частями 1 и 2 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса и с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 111 ЛК РФ к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, а также изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (части 6 и 7 статьи 111 ЛК РФ).
Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств, которые обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в границах лесничества (статья 87 ЛК РФ).
Одной из категорий защитных лесов являются леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, к которым относятся, в том числе, леса, расположенные в лесопарковых зонах (пункт 4 части 1 статьи 114 ЛК РФ).
Для лесов этой категории установлен правовой режим, обусловленный их целевым назначением, а именно: организация отдыха населения, сохранение санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов.
Таким образом, с учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 ЛК РФ, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
Статья 27 ЛК РФ устанавливает, что использование лесов может ограничиваться в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 43 ЛК РФ порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Соответствующие правила утверждены Приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417 (далее - Правила N 417), согласно пункту 8 которых использование лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом лесничества.
Относительно строений и сооружений, не относящихся к объектам капитального строительства, необходимо иметь в виду следующее. Во исполнение части 10 статьи 21 ЛК РФ Правительство Российской Федерации распоряжением от 23.04.2022 N 999-р утвердило Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - распоряжение N 999-р).
Констатировав отнесение земельных участков с кадастровым номером 22:61:030101:749 (квартал N 59 части выделов N 12, 16, 17, 19), расположенных на территории Барнаульского лесничества, Власихинского участкового лесничества, к защитным лесам, суды, ограничившись сведениями актов натурного технического обследования лесного участка, не предприняли мер по проверке данных сведений для последующего решения вопроса о возможности предоставления земельных участков обществу.
Вместе с тем, документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах, об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий содержится в государственном лесном реестре (пункт 1, подпункты 1 - 4 пункта 2 статьи 91 ЛК РФ).
Информация из государственного лесного реестра предоставляется заинтересованному лицу в виде выписки из государственного лесного реестра, которая в материалах дела отсутствует.
Таким образом, судами не были установлены обстоятельства относительно правового режима спорных лесных участков, не установлено, к каким видам лесных участков они относятся, не установлена возможность отнесения планируемых к возведению скважин к объектам капитального строительства, либо к объектам некапитального строительства, указанным в перечне, утвержденном распоряжением N 999-р, в связи с чем вывод о наличии оснований для удовлетворения заявлений общества является преждевременным.
Содержащиеся в судебных актах выводы об осведомленности Министерства о планируемом расположении скважин на местности при выдаче лицензий на пользование недрами, в которых зафиксировано отсутствие каких-либо ограничений на использование участка для испрашиваемых целей, что, по мнению судов свидетельствует о том, что вид разрешенного использования земельного участка был учтен, суд округа находит ошибочными.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В свою очередь, земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 статьи 6 ЗК РФ).
Согласно приложению N 3 к лицензии на пользование недрами БАР 003155 ВЭ границы участка недр ограничены контуром прямых линий; сведения о границах зон округа санитарной охраны (зон строгого режима) и контурах размещения проектных водозаборных сооружений отсутствуют; верхняя граница - нижняя граница почвенного слоя, нижняя граница - ограничена глубиной 100 м, статус участка недр - горный отвод; площадь участка недр - 0,9 га. Аналогичное описание участка недр содержится в приложении N 3 к лицензии на пользование недрами БАР 003156 ВЭ
Соответственно, участок недр и земельный участок над ним - это самостоятельные объекты права, которые имеют разные правовые режимы, а также разные основания предоставления в пользование.
Поскольку предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами, а предоставление земельного участка, необходимого для осуществления пользования недрами, производится после получения лицензии на право пользования недрами в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах (статья 11, статьями 25.1, 25.2 Закона о недрах), оснований полагать, что процедура предоставления земельного участка является формальной и всегда влечет предоставление земельного участка, не имеется.
Вывод суда первой инстанции о невозможности ограничения деятельности по добыче полезных ископаемых установленными в отношении территории функциональными и территориальными зонами суд округа считает правильным, однако это не исключает необходимости определения правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
В свою очередь, градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (статья 30 ГрК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, в связи с чем выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, включить в предмет исследования вопрос о соблюдении обществом порядка обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с учетом характеристик планируемых к возведению скважин (установить, к объектам капитального либо некапитального строительства они относятся), необходимых мероприятий по строительству сооружений (установить, планируется ли рубка лесных насаждений), определить на основании данных государственного лесного реестра правовой режим земель исходя из их принадлежности к определенной категории и виду, а также правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины, связанных с подачей кассационной жалобы, суд округа не рассматривал, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 01.02.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11501/2023 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Донцова |
Судьи |
М.А.Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ в выдаче разрешения на использование лесного участка для размещения скважин, указав на нарушение прав заявителя, обладающего лицензиями на пользование недрами. Суд первой инстанции не учел правовой режим спорных участков и необходимость соблюдения законодательства о недрах и лесах, что привело к отмене предыдущих судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июня 2024 г. N Ф04-1746/24 по делу N А03-11501/2023