г. Тюмень |
|
19 июля 2024 г. |
Дело N А81-10597/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Донцовой А.Ю.,
Рахматуллина И.И.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Земля надежды" на решение от 16.02.2024 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 08.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-10597/2023 по заявлению Некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Земля надежды" (629003, город Салехард, улица Маяковского, дом 44, ОГРН 1168901051043, ИНН 8901033221) к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (629007, город Салехард, улица Свердлова, дом 48, ОГРН 1088901002332, ИНН 8901022170) о признании незаконным отказа в согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории.
В заседании принял участие представитель Некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Земля надежды" - Гуськова А.г. по доверенности от 11.03.2024, диплом, паспорт.
Суд установил:
некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Земля надежды" (далее - НТСН "Земля надежды", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (далее - Департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании изложенного в уведомлении от 06.10.2023 N 171-14/01-08/1061 отказа в согласовании представленной НТСН "Земля надежды" от 29.09.2023 исх. N 4 схемы земельного участка на кадастровом плане территории и об обязании Департамента согласовать представленную НТСН "Земля надежды" от 29.09.2023 исх. N 4 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения договора о безвозмездном пользовании земельным участком сроком не более 5 лет в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс).
Решением от 16.02.2024 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 08.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, товарищество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: на момент подачи заявления (29.09.2023) НТСН "Земля надежды" решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое полностью или частично совпадает с утвержденной ранее схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, срок действия которого не истек, не существует, в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ, пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с частью 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ для ведения садоводства и огородничества НТСН "Земля надежды" является не законным.
В судебном заседании представитель кассатора поддержал ранее изложенную правовую позицию, просил судебные акты отменить.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29.09.2023 НТСН "Земля надежды" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ в безвозмездное пользование, сроком не более 5 лет, для ведения садоводства и огородничества членами НТСН "Земля надежды" и утверждении представленной товариществом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В заявлении НТСН "Земля надежды" также указало, что согласно данным публичной кадастровой карты Российской Федерации данная территория свободна, органами местного самоуправления в соответствии пунктами 13, 14, 20 статьи 11.10 ЗК РФ решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для каких-либо претендентов не принималось.
Департамент в письме от 06.10.2023 N 171-14/01-08/1061 отказал товариществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обосновав свой отказ тем, что формируемый земельный участок по приложенной к заявлению схеме расположен на территории, которая постановлением Администрации города Салехарда от 04.05.2023 N 1163 определена для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Полагая, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 11.3, 11.9, 11.10, 39.1, 39.5, 39.10, 39.15 ЗК РФ, статьей 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", установив, что Администрация города Салехарда своим постановлением от 04.05.2023 приняла решение об установлении территории (земельных участков) для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, что не противоречит действующему законодательству и позволяет распространить на эти земельные участки правовой режим, аналогичный действующему применительно к земельным участкам, в отношении которых ранее уже дано предварительное согласование предоставления, пришли к выводу о том, поскольку решение об определении территории с целью образования земельных участков для ведения садоводства (код 13.2), для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей принято до обращения товарищества (сентябрь 2023), до подачи товариществом заявления ранее уже дано предварительное согласование предоставления, признали отказ обоснованным, а требования - не подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом и настоящим Федеральным законом
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подробным образом регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и состоит из нескольких последовательных стадий, включая: подготовку схемы образуемого земельного участка; процедуру получения предварительного согласования предоставления земельного участка; выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка и оформление правоустанавливающих документов.
Процедура получения заинтересованным лицом предварительного согласования предоставления земельного участка определена статьей 39.15 ЗК РФ.
Порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 11.3 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
На основании части 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае: предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, или огородничества по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, указанное в части 2 статьи 7-1 настоящего Закона.
Постановлением Администрации города Салехарда от 04.05.2023 N 1163 "Об образовании земельных участков" в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 39-ЗАО определена территория с целью образования земельных участков для ведения садоводства (код 13.2), общей площадью 26 478 кв. м, согласно прилагаемой к постановлению схеме, для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи с учетом требований статьи 71 АПК РФ, установив, что НТСН "Земля надежды" 29.09.2023 обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ в безвозмездное пользование, сроком не более 5 лет, для ведения садоводства и огородничества членами НТСН "Земля надежды" и утверждении представленной товариществом с заявлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (согласно представленной схеме площадь испрашиваемого земельного участка составляет 18 945 кв. м), при этом отказ Департамента мотивирован вынесением постановления Администрации города Салехарда от 04.05.2023 N 1163 "Об образовании земельных участков" (далее - постановление), которым испрашиваемая территория была определена для ведения садоводства (код 13.2) общей площадью 26 478 кв. м для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей (в признании незаконным постановления отказано в рамках ранее рассмотренного дела N А81-4696/2023), суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что указанное определение территории позволяет распространить на спорные земельные участки правовой режим, аналогичный действующему применительно к земельным участкам, в отношении которых ранее уже дано предварительное согласование предоставления.
Выводы судов в указанной части соответствует предоставленным в материалы дела доказательствам и применённым нормам материального права, иного кассатором не доказано.
Ссылки и доводы кассатора в данной части о том, что указанное определение не является по аналогии схемой предварительного согласования, поскольку не содержит конкретных координат и характерных точек расположения на кадастровом плане территории, подлежат отклонению судом округа как не обоснованные. Указанная в приложении к постановлению территория схематически определена, обозначена ее площадь, расположение на кадастровом плане.
Кроме того, как пояснил сам кассатор в судебном заседании, в настоящее время спорный земельный участок уже поставлен на государственный кадастровый учет для целей предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей (льготная категория), что в силу действующего законодательства исключает его предоставление в виде предварительного согласования на иные цели.
Судами правомерно учтено, что согласно утвержденной ранее схеме территории для образования земельных участков для ведения садоводства с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, выбран земельный участок площадью 26 478 кв. м между НТСН "Север" и автомобильной дорогой к НТСН "Надежда", с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения в квартале 89:08:070101; при этом суды мотивированно отклонили доводы заявителя об отсутствии оснований для принятия Департаментом решения об отказе в согласовании схемы, указав, что действуя в пределах полномочий предоставленных законодателем органам местного самоуправления, Администрация города Салехарда своим постановлением приняла решение об установлении территории (земельных участков) для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, что не противоречит действующему законодательству и позволяет распространить на эти земельные участки правовой режим, аналогичный действующему применительно к земельным участкам, в отношении которых ранее уже дано предварительное согласование предоставления, иное заявителем жалобы не доказано.
Учитывая, что решение об определении территории с целью образования земельных участков для ведения садоводства (код 13.2), для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей принято до обращения товарищества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента в согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории не противоречит закону.
Выводы судов согласуются с судебными актами по делу N А46-11753/2018.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии утвержденной схемы на момент подачи товариществом заявления подлежат отклонению как противоречащие представленным доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам спора.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса.
Несогласие кассатора с произведенной судебными инстанциями оценкой обстоятельств дела не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2024 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 08.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-10597/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
А.Ю. Донцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи с учетом требований статьи 71 АПК РФ, установив, что НТСН "Земля надежды" 29.09.2023 обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ в безвозмездное пользование, сроком не более 5 лет, для ведения садоводства и огородничества членами НТСН "Земля надежды" и утверждении представленной товариществом с заявлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (согласно представленной схеме площадь испрашиваемого земельного участка составляет 18 945 кв. м), при этом отказ Департамента мотивирован вынесением постановления Администрации города Салехарда от 04.05.2023 N 1163 "Об образовании земельных участков" (далее - постановление), которым испрашиваемая территория была определена для ведения садоводства (код 13.2) общей площадью 26 478 кв. м для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей (в признании незаконным постановления отказано в рамках ранее рассмотренного дела N А81-4696/2023), суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что указанное определение территории позволяет распространить на спорные земельные участки правовой режим, аналогичный действующему применительно к земельным участкам, в отношении которых ранее уже дано предварительное согласование предоставления.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2024 г. N Ф04-2369/24 по делу N А81-10597/2023