город Омск |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А81-10597/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2535/2024) Некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Земля надежды" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.02.2024 по делу N А81-10597/2023 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Земля надежды" (ОГРН 1168901051043, ИНН 8901033221, адрес: 629003, город Салехард, улица Маяковского, дом 44) к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (ОГРН 1088901002332, ИНН 8901022170, адрес: 629007, город Салехард, улица Свердлова, дом 48) о признании незаконным изложенного в уведомлении от 06.10.2023 N 171-14/01-08/1061 отказа в согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Земля надежды" (далее - НТСН "Земля надежды", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (далее - Департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании изложенного в уведомлении от 06.10.2023 N 171-14/01-08/1061 отказа в согласовании представленной НТСН "Земля надежды" от 29.09.2023 исх. N4 схемы земельного участка на кадастровом плане территории и об обязании Департамента согласовать представленную НТСН "Земля надежды" от 29.09.2023 исх. N 4 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения договора о безвозмездном пользовании земельным участком сроком не более 5 лет в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.02.2024 по делу N А81-10597/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее заявителем указано, что в ходе судебного заседания основания для изложенного в письме от 06.10.2023 N 171-14/01-08/1061 отказа Департамента не нашли своего подтверждения. Постановление Администрации города Салехарда от 04.05.2023 N 1163 "Об образовании земельных участков" не содержит решения органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На момент рассмотрения заявления товарищества не существовало сформированных земельных участков, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых органами местного самоуправления принято решение о согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории, либо решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Заявитель полагает, что оспариваемый отказ нарушает права некоммерческого объединения граждан.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.09.2023 НТСН "Земля надежды" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ в безвозмездное пользование, сроком не более 5 лет, для ведения садоводства и огородничества членами НТСН "Земля надежды" и утверждении представленной товариществом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В заявлении НТСН "Земля надежды" также указало, что согласно данным публичной кадастровой карты Российской Федерации данная территория свободна, органами местного самоуправления в соответствии пунктами 13, 14, 20 статьи 11.10 ЗК РФ решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для каких либо претендентов не принималось.
Департамент в письме от 06.10.2023 N 171-14/01-08/1061 отказал товариществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обосновав свой отказ тем, что формируемый земельный участок по приложенной к заявлению схеме расположен на территории, которая постановлением Администрации города Салехарда от 04.05.2023 N 1163 определена для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Полагая, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое 16.02.2024 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом и настоящим Федеральным законом
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подробным образом регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и состоит из нескольких последовательных стадий, включая: подготовку схемы образуемого земельного участка; процедуру получения предварительного согласования предоставления земельного участка; выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка и оформление правоустанавливающих документов.
Процедура получения заинтересованным лицом предварительного согласования предоставления земельного участка определена статьей 39.15 ЗК РФ.
Порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 11.3 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
На основании части 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Одним из таких оснований является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Как усматривается из материалов дела, НТСН "Земля надежды" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ в безвозмездное пользование, сроком не более 5 лет, для ведения садоводства и огородничества членами НТСН "Земля надежды" и утверждении представленной товариществом с заявлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно представленной схеме площадь испрашиваемого земельного участка составляет 18 945 кв. м.
Отказ Департамента мотивирован тем, что постановлением Администрации города Салехарда от 04.05.2023 N 1163 "Об образовании земельных участков" испрашиваемая территория определена для ведения садоводства (код 13.2) общей площадью 26 478 кв. м для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о незаконности обжалуемого отказа Департамента, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае: предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, или огородничества по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, указанное в части 2 статьи 7-1 настоящего Закона.
Постановлением Администрации города Салехарда от 04.05.2023 N 1163 "Об образовании земельных участков" в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 39-ЗАО определена территория с целью образования земельных участков для ведения садоводства (код 13.2), общей площадью 26 478 кв. м, согласно прилагаемой к постановлению схеме, для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно схеме территории для образования земельных участков для ведения садоводства с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, выбран земельный участок площадью 26 478 кв. м между НТСН "Север" и автомобильной дорогой к НТСН "Надежда", с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения в квартале 89:08:070101.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя об отсутствии оснований для принятия Департаментом решения об отказе в согласовании схемы, указав, что действуя в пределах полномочий предоставленных законодателем органам местного самоуправления, Администрация города Салехарда своим постановлением приняла решение об установлении территории (земельных участков) для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, что не противоречит действующему законодательству и позволяет распространить на эти земельные участки правовой режим, аналогичный действующему применительно к земельным участкам, в отношении которых ранее уже дано предварительное согласование предоставления, иное заявителем жалобы не доказано.
Соответственно поскольку решение об определении территории с целью образования земельных участков для ведения садоводства (код 13.2), для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей принято до обращения товарищества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента в согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории не противоречит закону.
Выводы суда первой инстанции подтверждаются также и судебными актами по делу N А46-11753/2018.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.02.2024 по делу N А81-10597/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Земля надежды" - без удовлетворения.
Возвратить Некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Земля надежды" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.02.2024 N 23.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10597/2023
Истец: Некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Земля надежды"
Ответчик: Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард
Третье лицо: Гуськова Альбина Геннадьевна, Некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Земля надежды"