г. Тюмень |
|
29 июля 2024 г. |
Дело N А70-10535/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Донцовой А.Ю.,
судей Рахматуллина И.И.,
Щанкиной А.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу департамента лесного комплекса Тюменской области на постановление от 17.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Краецкая Е.Б., Веревкин А.В., Воронов Т.А.) по делу N А70-10535/2023 по иску заместителя прокурора Тюменской области в защиту интересов публично-правового образования - Российской Федерации в лице уполномоченного органа - департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Первомайская, д. 34, помещ. 1) к департаменту лесного комплекса Тюменской области, обществу с ограниченной ответственностью "ССР" (ОГРН 1187232024495, ИНН 7203459603, адрес: 625032, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Панфиловцев, д. 86, стр. 8, офис 6) о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамент недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Советская, д. 61), федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, адрес: 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19), федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952, адрес: 109316, г. Москва, пр-кт Волгоградский, д. 45, стр. 1), департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1076658027588, ИНН 6658278616, адрес: 620043, Свердловская область, г. Екатеринбург, 9 км Московского тракта, стр. 23А).
В судебном заседании приняли участие представители: департамента лесного комплекса Тюменской области - Казакеева Т.Н. по доверенности от 01.06.2023; прокуратуры Тюменской области - Скляренко В.И.
Суд установил:
заместитель прокурора Тюменской области в защиту интересов публично-правового образования - Российской Федерации в лице уполномоченного органа - департамента лесного комплекса Тюменской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент, заявитель), обществу с ограниченной ответственностью "ССР" (далее - ООО "ССР") о признании недействительным договора аренды лесного участка от 29.08.2022 N 07-29/43-22, заключенного между Департаментом и ООО "ССР", применении последствий недействительности сделки путем возложения на ООО "ССР" обязанности возвратить Департаменту по акту приема-передачи лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 38,0889 га, местоположение: Тюменская область, Ярковский район, Ярковское лесничество, Ярковское сельское участковое лесничество, Дубровинское СП, квартал 88 (выделы 4, 5), кадастровый номер 72:22:0309001:210/19, обязании Департамента принять лесной участок от ООО "ССР".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент недропользования и экологии Тюменской области, федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг".
Решением от 28.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 17.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 28.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований частично. Признан недействительным договор аренды лесного участка от 29.08.2022 N 07-29/43-22, заключенный между Департаментом и ООО "ССР". В удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с постановлением, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции либо принять новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Департамент, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приводит следующие доводы: апелляционный суд пришел к ошибочному выводу о нарушении при заключении спорного договора норм лесного законодательства в части превышения ежегодного объема заготовки древесины над объемом, установленным расчетной лесосекой; поскольку заготовка древесины производилась ООО "ССР" на основании пункта 3 части 2 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), осуществление рубок лесных насаждений любого возраста являлось правомерным; выводы апелляционного суда о заключении спорного договора аренды в целях заготовки только спелых и перестойных лесных насаждений, а также недопустимости увеличения объемов рубки одной категории за счет переноса разрешенного объема рубки другой категории являются неверными; кроме того, апелляционным судом необоснованно приняты новые доказательства, представленные Прокурором за пределами срока апелляционного обжалования, которые не были предметом исследования при рассмотрении спора в суде первой инстанции, чем нарушены пределы рассмотрения дела в апелляционной инстанции и принцип равноправия сторон; обжалуемое постановление не содержит подписи судьи Веревкина А.В., входящего в состав суда при рассмотрении указанного дела, что является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Прокурор в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента настаивал на доводах жалобы, указав на осуществление ООО "ССР" рубки лесных насаждений по спорному договору в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании заключенного договора, проекта освоения лесов, поучившего положительное заключение государственной экспертизы и лесной декларации.
Представитель Прокурора поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Поскольку решение суда первой инстанции отменено апелляционным судом и действует в редакции постановления, предметом кассационного рассмотрения является только последнее, как окончательный судебный акт, принятый по существу спора.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность постановления суда апелляционной инстанции, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, департамент недропользования и экологии Тюменской области выдал ООО "ССР" лицензию от 19.08.2021 ТЮМ 86203 ТЭ на разработку и добычу песка на участке недр местного значения, расположенном в 2 км западнее д. Мотуши, лесной квартал 88 (выделы 4, 5) Дубровинского СП Ярковского сельского участкового лесничества.
Срок действия лицензии до 19.08.2053. Площадь лицензионного участка недр 38 га.
08.06.2022 Департамент (арендодатель) и ООО "ССР" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых N 33-43-22 (далее - договор N 33-43-22), согласно которому арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, со следующими характеристиками: площадь 38,0889 га, местоположение: Тюменская область, Ярковский район, Ярковское лесничество, Ярковское сельское участковое лесничество, Дубровинское СП, квартал 88 (выд.4,5), кадастровый номер 72:22:0309001:210/19, вид разрешенного использования - недропользование (6.1) (пункты 1.1, 1.2 договора N 33-43-22).
В соответствии с пунктом 1.3 договора N 33-43-22 арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 6.1 договора N 33-43-22 срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 31 год.
29.08.2022 Департамент (арендодатель) и ООО "ССР" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 07-29/43-22 (далее - договор N 07-29/43-22), согласно которому арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, который имеет следующие характеристики: площадь 38,0889 га, местоположение: Тюменская область, Ярковский район, Ярковское лесничество, Ярковское сельское участковое лесничество, Дубровинское СП, квартал 88 (выд. 4,5), кадастровый номер 72:22:0309001:210/19, вид разрешенного использования - заготовка древесины (10.1) (пункты 1.1, 1.2 договора N 07-29/43-22).
Согласно пункту 6.1 договора N 07-29/43-22 срок действия договора устанавливается со дня его подписания и составляет 11 месяцев.
Согласно приложению N 3 к договору N 07-29/43-22 ежегодный объем заготовки древесины составляет 6715,7 куб. м, при рубке спелых и перестойных лесных насаждений: хвойное - 5780,4 куб. м, мягколиственное - 935,3 куб. м.
В материалы дела представлен проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу на лесной участок, переданный в аренду ООО "ССР" для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых под объект "Карьер", площадь 38,0889 га, на основании договора N 07-29/43-22, год разработки проекта - 2022.
В таблице 4.2.1 проекта освоения лесов к разделу 4.2 "Проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры", указан объем рубок (тыс. куб. м): корневой запас - 7,7169, в т.ч. хвойные 6,6418, ликвидный запас - 6,7157, в т.ч. хвойные 5,7804, всего площадь - 38,0889 га.
Аналогичный объем рубок указан в таблице 7.3.1 проекта освоения лесов к разделу 7.3 "Проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых".
Согласно отчету об использовании лесов (форма N 1-ИЛ) за 2022 год, предоставленному ООО "ССР", заготовка древесины по договору N 07-29/43-22 произведена ООО "ССР" в установленном объеме.
По информации, размещенной на интернет-портале о планируемой вырубке лесов для строительства карьера в районе д. Мотуши Тюменского района, а также с учетом обращений местных жителей Прокурором проведена проверка, в ходе которой он пришел к выводу о нарушении Департаментом и ООО "ССР" требований лесного законодательства, выразившегося в превышении объема рубки лесных насаждений, предусмотренного договором N 07-29/43-22, над объемом рубки по соответствующей категории, установленной положениями лесохозяйственного регламента Ярковского лесничества, утвержденного приказом директора Департамента от 25.08.2022 N 200 (далее - лесохозяйственный регламент).
По утверждению Прокурора, ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры по хвойным породам ликвидной древесины, составляет 2,348 тыс. куб. м, соответственно, ежегодный допустимый объем и площадь изъятия древесины (расчетная лесосека) по договору N 07-29/43-22 не должны превышать указанные значения.
Однако в договоре N 07-29/43-22 ежегодный объем рубки в хвойных лесах установлен 5,780 тыс. куб. м, что в 2,5 раза превышает установленные лесохозяйственным регламентом нормативы. При действующих на момент заключения договора положениях лесохозяйственного регламента такой объем древесины (5,780 тыс. куб. м) в указанных целях в хвойных лесах Ярковского лесничества возможно заготовить только в течение трех лет. Вместе с тем договор N 07-29/43-22 заключен на 11 месяцев.
По мнению Прокурора, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении установленного частью 5 статьи 29 ЛК РФ запрета на заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку. Кроме того, договор N 07-29/43-22 заключен на основании пункта 3 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ в целях заготовки (сплошная рубка) спелых и перестойных лесных насаждений в объеме 6715,7 куб. м в эксплуатационных лесах, тогда как согласно характеристике лесного участка лесные насаждения являются средневозрастными (45-50 лет по хвойному хозяйству), что также подтверждено проектом освоения лесов для заготовки древесины, утвержденного приказом Департамента от 09.09.2022 N 06/366.
Полагая, что имеются основания для признания договора N 07-29/43-22 недействительным, Прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, руководствуясь положениями статей 166-168, 209, 420-422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 1, 3, 21, 23, 23.1, 25, 29, 43, 71, 73.1, 87 ЛК РФ, статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", приказом Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки", приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), посчитав, что в части 5 статьи 29 ЛК РФ подразумевается расчетная лесосека, установленная по лесничеству для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам, пришел к выводу, что если расчетная лесосека по лесничеству по указанным параметрам недоиспользуется, то превышение фактической рубки при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой над установленной в приложении 9 состава лесохозяйственных регламентов, не является нарушением лесного законодательства.
Полагая, что спорный договор заключен в соответствии с действующим законодательством, суд первой инстанции руководствовался данными таблицы 2.1.7 лесохозяйственного регламента, согласно которой ежегодный допустимый объем изъятия древесины (ликвидный запас) составляет 608,634 тыс. куб. м (всего); площадь рубки - 5453,220 га, в связи с чем заключил, что ежегодный объем заготовки древесины (6,7157 куб. м), предусмотренный договором N 07-29/43-22, соответствует проекту освоения лесов и не превышает расчетную лесосеку (ежегодный допустимый объем изъятия древесины при всех видах рубок), установленную лесохозяйственным регламентом.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части и признавая спорный договор недействительным, руководствовался положениями статей 166, 167, 168 ГК РФ, статей 1, 19, 23.1, 26, 29, 81-84, 87, 88 ЛК РФ и пришел к выводу, что договор N 07-29/43-22 обладает признаками недействительности, поскольку нарушает явно выраженный запрет, установленный законом, и является ничтожной сделкой как посягающей на публичные интересы.
Суд округа, проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы, считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки (абзац 4 статьи 12 ГК РФ).
В силу абзаца третьего части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В настоящем случае иск о признании сделки недействительной, одной из сторон которой является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, заявлен в защиту публичных интересов в целях устранения нарушений требований лесного законодательства и законодательства о недрах.
В пункте 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 74 и 75 Постановления N 25, следует, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц; сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно пункту 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим кодексом, другими федеральными законами.
Основанием для использования лесов в целях заготовки древесины является договор аренды лесного участка, проект освоения лесов, лесная декларация, которую арендатор обязан подавать ежегодно (статьи 26, 29, 88 ЛК РФ).
В силу части 2 статьи 23.1 ЛК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (территории, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при осуществлении мероприятий по сохранению лесов; лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14, 21 и 21.1 настоящего Кодекса, для выполнения работ, предусмотренных статьей 68.3 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 23.1 ЛК РФ).
Согласно пункту 9 "Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства природы Российской Федерации от 01.12.2020 N 993 (далее - Правила N 993), заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года.
Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год по соответствующему виду рубок и хозяйству.
При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества.
Порядок исчисления расчетной лесосеки утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 N 191.
Согласно указанному порядку, расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов. Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам, а также отдельно для осуществления отдельных видов рубок (пункты 2, 4).
Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года. Изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (пункты 5, 6).
В соответствии с частью 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются в том числе возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры разрешенного использования.
Во исполнение данной нормы федеральным агентством лесного хозяйства был издан приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", пунктом 3 которого предусмотрено, что исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 7 данного Приказа установлено, что вторая глава лесохозяйственного регламента должна содержать расчетную лесосеку (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок (таблица 9 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений). В таблице 9 Приказа отражена расчетная лесосека для использования лесов в целях рубки лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно части 5 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку, а также с нарушением возрастов рубок.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, проанализировав условия договоров N 07-29/43-22, N 33-43-22, проект освоения лесов, лицензию, лесохозяйственный регламент, представление Прокурора от 25.11.2022, ответ на представление от 11.01.2023 N 96-23, констатировав, что на момент разработки и утверждения проекта освоения лесов по договору N 07-29/43-22 на территории Ярковского лесничества Тюменской области распространял действие лесохозяйственный регламент, утвержденный приказом Департамента от 25.08.2022 N 200, допускающий заготовку древесины (рубку лесных насаждений) на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в пределах расчетной лесосеки, согласно которому ежегодный допустимый объем изъятия древесины по хвойным породам ликвидной древесины составляет 2,348 тыс. руб. м (таблица 2.1.7, графа 12), принимая во внимание, что по договору N 07-29/43-22, заключенному на 11 месяцев, ежегодный объем рубки в хвойных лесах установлен в 5,780 тыс. куб. м, что в 2,5 раза превышает установленные нормативы, апелляционный суд пришел к правильному выводу об обоснованности доводов Прокурора о нарушении сторонами договора N 07-29/43-22 при его заключении требований части 5 статьи 29 ЛК РФ.
Констатировав нарушение Департаментом и ООО "ССР" при заключении договора N 07-29/43-22 явно выраженного запрета, установленного законом, апелляционный суд применительно к пункту 2 статьи 168 ГК РФ признал договор ничтожным как посягающий на публичные интересы.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Доводы заявителя жалобы о возможности увеличения объемов рубки по отдельным категориям и переноса объемов из категории в категорию, которые в совокупности не превышают объемы, установленные расчетной лесосекой, являлись предметом исследования апелляционного суда и получили надлежащую оценку.
Как справедливо отмечено судом апелляционной инстанции, увеличение объемов рубки одной категории за счет переноса разрешенного объема рубки другой категории влечет за собой утрату биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов, что в конечном итоге приведет к истощительному использованию лесов. Возможность изъятия древесины в объеме, не превышающем итоговое значение расчетной лесосеки, полностью нивелирует объемы изъятия древесины по каждой категории рубки, необходимость указания которых прямо предусмотрена пунктом 7 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений". При ином подходе отсутствовала бы необходимость содержания в расчетной лесосеке указания по всем видам рубок.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном принятии судом апелляционной инстанции новых доказательств отклоняется судом округа, поскольку отсутствуют основания полагать, что приобщение этих доказательств привело к принятию неверного судебного акта по существу спора.
При этом приобщение судом апелляционной инстанции к материалам дела документов, представленных Прокурором, соответствует положениям части 2 статьи 268 АПК РФ, разъяснениям, изложенным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Доводы заявителя жалобы о том, что постановление суда апелляционной инстанции не подписано электронной подписью судьи Веревкина А.В., что в силу пункта 5 части 4 статьи 288 АПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного акта, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 288 АПК РФ неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении является основанием для отмены судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда в любом случае.
Согласно части 1 статьи 271 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое подписывается судьями, рассматривавшими дело.
Нормами АПК РФ предусмотрена возможность изготовления судебных актов как в форме электронного документа, так и на бумажном носителе.
Частью 5 статьи 15 АПК РФ установлено, что судебный акт, за исключением акта, содержащего сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, может быть выполнен в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если судебный акт принят судом коллегиально, он подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью.
При выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного акта на бумажном носителе.
Согласно абзацу четвертому пункта 26 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" экземпляр судебного акта, выполненный в форме электронного документа, и экземпляр судебного акта, выполненный на бумажном носителе, имеют равную юридическую силу.
Как следует из материалов дела, резолютивная часть постановления суда апелляционной инстанции от 09.04.2024 и постановление в полном объеме от 17.04.2024 выполнены на бумажных носителях и подписаны коллегией судей, рассмотревших апелляционную жалобу.
С учетом изложенного, отсутствие усиленной электронной цифровой подписи судьи Веревкина А.В. на экземпляре постановления, выгруженного в информационную систему "Картотека арбитражных дел", не является основанием для отмены судебного акта по безусловным основаниям.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов суда, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку заявитель кассационной жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины и при подаче кассационной жалобы ее не оплачивал, вопрос о распределении данных судебных расходов судом округа не рассматривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 17.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10535/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Донцова |
Судьи |
И.И. Рахматуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как справедливо отмечено судом апелляционной инстанции, увеличение объемов рубки одной категории за счет переноса разрешенного объема рубки другой категории влечет за собой утрату биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов, что в конечном итоге приведет к истощительному использованию лесов. Возможность изъятия древесины в объеме, не превышающем итоговое значение расчетной лесосеки, полностью нивелирует объемы изъятия древесины по каждой категории рубки, необходимость указания которых прямо предусмотрена пунктом 7 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений". При ином подходе отсутствовала бы необходимость содержания в расчетной лесосеке указания по всем видам рубок.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном принятии судом апелляционной инстанции новых доказательств отклоняется судом округа, поскольку отсутствуют основания полагать, что приобщение этих доказательств привело к принятию неверного судебного акта по существу спора.
При этом приобщение судом апелляционной инстанции к материалам дела документов, представленных Прокурором, соответствует положениям части 2 статьи 268 АПК РФ, разъяснениям, изложенным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июля 2024 г. N А70-10535/23 по делу N А70-10535/2023