город Омск |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А70-10535/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.
судей Веревкина А.В., Воронова Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-530/2024) Заместителя прокурора Тюменской области на решение от 28.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-10535/2023 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по иску Заместителя прокурора Тюменской области в защиту интересов публично-правового образования - Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Департамента лесного комплекса Тюменской области к Департаменту лесного комплекса Тюменской области, обществу с ограниченной ответственностью "ССР" о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент недропользования и экологии Тюменской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), ФГБУ "Рослесинфорг", Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу,
при участии в судебном заседании представителей:
от прокуратуры Тюменской области - Скляренко В.И. (по удостоверению);
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Казакеевой Т.Н. (паспорт, диплом, по доверенности от 01.06.2023 N 72 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Тюменской области в интересах публично-правового образования - Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Департамента лесного комплекса Тюменской области (далее - Прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент, ответчик-1), обществу с ограниченной ответственностью "ССР" (далее - ООО "ССР", Общество, ответчик-2) о признании недействительным договора аренды лесного участка от 29.08.2022 N 07-29/43-22, заключенного между Департаментом и ООО "ССР", применении последствия недействительности сделки путем возложения на ООО "ССР" обязанности возвратить Департаменту по акту приема-передачи лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 38,0889 га, местоположение: Тюменская область, Ярковский район, Ярковское лесничество, Ярковское сельское участковое лесничество, Дубровинское СП, квартал 88 (выделы 4, 5), кадастровый номер 72:22:0309001:210/19, обязать Департамент принять лесной участок от ООО "ССР".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Департамент недропользования и экологии Тюменской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), ФГБУ "Рослесинфорг", Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - третьи лица).
Решением от 28.11.2023 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указаны следующие доводы: ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры по хвойным породам ликвидной древесины составляет 2,348 тыс. куб.м, соответственно ежегодный допустимый объем и площадь изъятия древесины (расчетная лесосека) не должен превышать указанные значения; между тем, в договоре ежегодный объем рубки в хвойных лесах установлен в объеме 5,780 тыс.куб.м, что в 2,5 раза превышает установленные нормативы; согласно положениям лесохозяйственного регламента Ярковского лесничества Тюменской области 5,780 тыс.куб.м древесины в указанных целях в хвойных лесах возможно заготовить только в течение двух с половиной - трех лет, в то время как спорный договор заключен на 11 месяцев; изначально, позиция прокуратуры области была поддержана Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, которым подтверждено, что запроектированный объем рубки не соответствует ежегодному допустимому объему изъятия древесины по хвойному хозяйству; спорный договор заключен в целях заготовки (сплошная рубка) спелых и перестойных лесных насаждений в объеме 6715,7 куб.м. в эксплуатационных лесах, между тем, согласно характеристике лесного участка (приложение N 2 к договору) лесные насаждения являются средневозрастными (45-50 лет по хвойному хозяйству); законодателем установлены ограничения - недопустимость превышения заготовки древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также нарушение возрастов рубок, в связи с чем стороны спорного договора действовали в обход закона, установив больший объем рубки и с нарушением возрастов рубок.
Департамент в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент недропользования и экологии Тюменской области в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве изложило свою позицию по делу, просило о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя.
Определением суда апелляционной инстанции от 29.02.2024 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 27.03.2024 для представления дополнительных пояснений по обстоятельствам спора, определением от 14.03.2024 изменена дата и время проведения судебного заседания на 09.04.2024. Информация размещена в информационном ресурсе Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
До начала судебного заседания Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) представило пояснения по делу.
От Департамента поступили письменные пояснения, с приложением дополнительных документов: копии писем директору ФГБУ "Рослесинфорг" от 18.03.2024, директору Департамента от 19.03.2024.
Прокурор также представил письменные пояснения с приложением дополнительных документов (копии): скриншоты новостных изданий; обращения граждан; объяснения начальника отдела лесоустройства и лесного планирования ФГБУ "Рослесинфорг"; объяснения директора Департамента; сопроводительные документы в ООО УК "Юграгидрострой"; дополнительная информация от 31.01.2023; расчет ущерба от 25.01.2023.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами апелляционной жалобы.
Поскольку письменные пояснения и приложенные к ним дополнительные документы поступили от лиц участвующих в деле, в том числе по предложению апелляционного суда на основании определения от 29.02.2024, указанные документы и пояснения приобщены к материалам дела на основании статей 268, 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Третьи лица и ответчик-2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Прокурор поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее, письменные пояснения, а также заслушав явившихся в судебное заседание представителей Прокурора и ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Департаментом недропользования и экологии Тюменской области выдана ООО "ССР" лицензия от 19.08.2021 ТЮМ 86203 ТЭ (т.1 л.д.71-72) на разработку и добычу песка на участке недр местного значения, расположенном в 2 км западнее д. Мотуши, лесной квартал 88 (выделы 4,5) Дубровинского СП Ярковского сельского участкового лесничества. Срок действия лицензии - до 19.08.2053. Площадь лицензионного участка недр 38 га.
08.06.2022 Департамент (арендодатель) и ООО "ССР" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых N 33-43-22 (далее - договор N 33-43-22), по условиям которого арендатору передан во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, который имеет следующие характеристики: площадь 38,0889 га, местоположение: Тюменская область, Ярковский район, Ярковское лесничество, Ярковское сельское участковое лесничество, Дубровинское СП, квартал 88 (выд.4,5), кадастровый номер 72:22:0309001:210/19, вид разрешенного использования - недропользование (6.1) (пункты 1.1, 1.2, т.1 л.д.84-100).
В соответствии с пунктом 1.3 договора N 33-43-22 арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 6.1 договора N 33-43-22 срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 31 год.
Кроме того, 29.08.2022 Департамент (арендодатель) и ООО "ССР" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 07-29/43-22 (далее - договор N 07-29/43-22), по условиям которого арендатору передан во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, который имеет следующие характеристики: площадь 38,0889 га, местоположение: Тюменская область, Ярковский район, Ярковское лесничество, Ярковское сельское участковое лесничество, Дубровинское СП, квартал 88 (выд.4,5), кадастровый номер 72:22:0309001:210/19, вид разрешенного использования - заготовка древесины (10.1) (пункты 1.1, 1.2, т.1 л.д.14-34).
Согласно пункту 6.1 договора N 07-29/43-22 срок действия договора устанавливается со дня его подписания и составляет 11 месяцев.
Согласно приложению N 3 к договору N 07-29/43-22 ежегодный объем заготовки древесины составляет 6715,7 куб.м, при рубке спелых и перестойных лесных насаждений: хвойное - 5780,4 куб.м, мягколиственное - 935,3 куб.м.
В материалы дела представлен проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу (т.1 л.д.41-43) на лесной участок, переданный в аренду ООО "ССР" для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых под объект "Карьер", площадь 38,0889 га, на основании договора N 07-29/43-22, год разработки проекта 2022 год (т.1 л.д.44-65).
В таблице 4.2.1. проекта освоения лесов к разделу 4.2 "Проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры", указан объем рубок (тыс.куб.м): корневой запас - 7,7169, в т.ч. хвойные 6,6418, ликвидный запас - 6,7157, в т.ч. хвойные 5,7804, всего площадь - 38,0889 га.
Аналогичный объем рубок указан в таблице 7.3.1 проекта освоения лесов к разделу 7.3 "Проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых".
Согласно отчету об использовании лесов (форма N 1-ИЛ) за 2022 год, предоставленного ООО "ССР", заготовка древесины по договору N 07-29/43-22 произведена ООО "ССР" в установленном объеме.
Прокурор полагает, что ответчики нарушили требования лесного законодательства, поскольку объем рубки лесных насаждений, предусмотренный договором N 07-29/43-22, превысил объем рубки по соответствующей категории, установленный положениями лесохозяйственного регламента Ярковского лесничества, утвержденного приказом директора Департамента от 25.08.2022 N 200 (далее - лесохозяйственный регламент).
Прокурор указал, что ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры по хвойным породам ликвидной древесины составляет 2,348 тыс.куб.м.
Соответственно ежегодный допустимый объем и площадь изъятия древесины (расчетная лесосека) по договору N 07-29/43-22 не должен превышать указанные значения.
Между тем, в указанном договоре ежегодный объем рубки в хвойных лесах установлен 5,780 тыс.куб.м, что в 2,5 раза превышает установленные лесохозяйственным регламентом нормативы.
Прокурор отметил, что при действующих на момент заключения договора положениях лесохозяйственного регламента 5,780 тыс.куб.м, древесины в указанных целях в хвойных лесах Ярковского лесничества возможно заготовить только в течение трех лет. Вместе с тем договор N 07-29/43-22 заключен на 11 месяцев.
Таким образом, Прокурор со ссылкой на положения части 5 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) полагает, что ответчики действовали с нарушением установленного законом запрета, установив больший объем рубки, предусмотренного требованиями лесного законодательства.
Кроме того, Прокурор привел доводы о том, что договор N 07-29/43-22 заключен на основании пункта 3 части 3 статьи 73.1 в целях заготовки (сплошная рубка) спелых и перестойных лесных насаждений в объеме 6715,7 куб.м. в эксплуатационных лесах.
Между тем, согласно характеристике лесного участка (приложение 2 к договору N 07-29/43-22, т.1 л.д.26-27) лесные насаждения являются средневозрастными (45-50 лет по хвойному хозяйству), что также подтверждено проектом освоения лесов для заготовки древесины, утвержденного приказом Департамента от 09.09.2022 N 06/366.
Лесоустройство в Ярковском сельском участковом лесничестве Ярковского лесничества Тюменской области проведено в 2018-2019 гг.
На основании изложенного Прокурор считает, что договор N 07-29/43-22 заключен в нарушение части 2 статьи 23.1 ЛК РФ.
Ссылаясь на то, что договор N 07-29/43-22 заключен с нарушением требований, установленных лесным законодательством, является недействительным, отмечая, что иск заявлен в защиту публичных интересов в целях устранения нарушений требований лесного законодательства, Прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 166-168, 209, 420-422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 1, 3, 21, 23, 23.1, 25, 29, 43, 71, 73.1, 87 ЛК РФ, статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", приказа Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки", приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (далее - Приказ N 72), учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), пришел к выводу, что в части 5 статьи 29 ЛК РФ подразумевается расчетная лесосека, установленная по лесничеству для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам. Соответственно, если расчетная лесосека по лесничеству по указанным параметрам недоиспользуется, то превышение фактической рубки при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой над установленной в приложении 9 состава лесохозяйственных регламентов, не является нарушением лесного законодательства.
Суд указал, что в таблице 2.1.7 лесохозяйственного регламента, ежегодный допустимый объем изъятия древесины (ликвидный запас) - 608,634 тыс.куб.м (всего); площадь рубки - 5453,220 га, следовательно, ежегодный объем заготовки древесины 6,7157 куб.м, предусмотренный договором N 07-29/43-22, соответствует проекту освоения лесов и не превышает расчетную лесосеку (ежегодный допустимый объем изъятия древесины при всех видах рубок), установленную лесохозяйственным регламентом, в связи с чем пришел к выводу, что спорный договор заключен в соответствии с действующим законодательством.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В соответствии с требованиями статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 75 постановления N 25, применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями (абзац 2 части 1 статьи 52 АПК РФ).
В настоящем случае иск о признании сделки недействительной, одной из сторон которой является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, заявлен в защиту публичных интересов в целях устранения нарушений требований лесного законодательства и законодательства о недрах.
В силу статьи 1 ЛК РФ одним из основных принципов лесного законодательства является сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты.
На основании части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Из содержания данной нормы следует, что мероприятия по охране и защите лесов осуществляются как властными органами, так и лесопользователями.
Основанием для использования лесов в целях заготовки древесины является договор аренды лесного участка, проект освоения лесов, лесная декларация, которую арендатор обязан подавать ежегодно (статьи 26, 29, 88 ЛК РФ).
В соответствии с частью 9 статьи 29 ЛК РФ граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно части 5 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку, а также с нарушением возрастов рубок.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", под незаконной рубкой понимается рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Тем самым незаконная рубка осуществляется в двух формах: 1) рубка без разрешительных документов; 2) рубка в объеме, превышающем расчетную лесосеку, а также с нарушением возрастов рубок.
Частью 1 статьи 23.1 ЛК РФ предусмотрено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов).
В силу части 2 статьи 23.1 ЛК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (территории, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок:
1) спелых, перестойных лесных насаждений;
2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при осуществлении мероприятий по сохранению лесов;
3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14, 21 и 21.1 настоящего Кодекса, для выполнения работ, предусмотренных статьей 68.3 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 23.1 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 15 приказа Минприроды России от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила N 993) при заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с долей кедра 3 и более единиц в породном составе древостоя лесных насаждений.
Правила N 993 имеют прямое отношение к правоотношениям ответчиков, поскольку порядок рубок лесных насаждений любого возраста при использовании лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, определяется именно правилами заготовки древесины.
Так, согласно пункту 9 Правил N 993, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года.
Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год по соответствующему виду рубок и хозяйству.
При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества.
Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и последствий этих чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации очагов вредных организмов в расчетную лесосеку не включается.
В соответствии с частью 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются в том числе возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры разрешенного использования.
Расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающих многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистоищительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов (пункт 2 приказа Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки").
Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 указанного приказа).
Приказом N 72 утверждены состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений.
Согласно пункту 11 Приказа N 72 основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 Приказа N 72 установлено, что глава 2 лесохозяйственного регламента должна содержать расчетную лесосеку (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок (таблица 9 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений).
В таблице 9 Приказа N 72 отражена расчетная лесосека для использования лесов в целях рубки лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
На момент разработки и утверждения проекта освоения лесов по договору N 07-29/43-22, на территории Ярковского лесничества Тюменской области распространял действие лесохозяйственный регламент, утвержденный приказом Департамента от 25.08.2022 N 200. Данным приказом срок действия указанного лесохозяйственного регламента установлен по 22.12.2028 (т.1 л.д.107).
В таблице 1.2.1 лесохозяйственного регламента в разделе "Виды разрешенного использования лесов" (т.1 л.д.118) установлено, что заготовка древесины (рубка лесных насаждений) на лесных участках, предоставленных юридическим лицам в рамках статьи 73.1 ЛК РФ для использования лесов в соответствии со статьей 43 ЛК РФ, допускается в объемах, предусмотренных утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, в пределах расчетной лесосеки (ежегодного допустимого объема изъятия древесины) при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры и объектов, несвязанных с созданием лесной инфраструктуры.
В таблице 2.1.7 лесохозяйственного регламента "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок" в графе 12 (ликвидный) установлен ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, который по хвойным породам ликвидной древесины составляет 2,348 тыс.куб.м.
Соответственно, ежегодный допустимый объем и площадь изъятия древесины (расчетная лесосека) по договору N 07-29/43-22 не должен превышать указанное значение.
Между тем, в договоре ежегодный объем рубки в хвойных лесах установлен в 5,780 тыс.куб.м, что в 2,5 раза превышает установленные нормативы.
Учитывая, что спорный договор заключен на 11 месяцев, принимая во внимание приведенные положения лесохозяйственного регламента, суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы Прокурора о том, что предусмотренный оспариваемым договором объем древесины 5,780 тысяч куб.м. в хвойных лесах Ярковского лесничества Тюменской области превышает допустимый объем расчетной лесосеки, тем самым нарушая требования части 5 статьи 29 ЛК РФ.
Позицию суда первой инстанции о возможности увеличения объемов рубки по отдельным категориям и переноса объемов из категории в категорию, которые в совокупности не превышают объемы, установленные расчетной лесосекой, суд апелляционной инстанции признает ошибочной, поскольку увеличение объемов рубки одной категории за счет переноса разрешенного объема рубки другой категории влечет за собой утрату биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов, что в конечном итоге приведет к истощительному использованию лесов.
Указанные выводы подтверждаются объяснениями начальника отдела лесоустройства и лесного планирования ФГБУ "Рослесинфорг" Моргунова А.Н., представленными суду апелляционной инстанции (поступили через систему "Мой арбитр" 27.03.2024).
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, возможность изъятия древесины в объеме, не превышающем итоговое значение расчетной лесосеки, полностью нивелируют объемы изъятия древесины по каждой категории рубке, необходимость указания которых прямо предусмотрена пунктом 7 Приказа N 72, о чем изложено выше.
То есть, при ином подходе отсутствовала бы необходимость содержания в расчетной лесосеке (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) указания по всем видам рубок.
Прокурор отметил, что ФГБУ "Рослесинфорг" в 2023 году выполнен расчет ущерба, причиненного лесам в результате превышения объема ежегодно допустимой рубки деревьев на 3,432 тыс.куб.м от общего объема в 5,780 куб.м, размер вреда, подлежащего возмещению, составил 29 652 400 руб.
Данные обстоятельства, по сути, указывают на то, что при заключении договора N 07-29/43-22 были допущены нарушения лесного законодательства относительно превышения ежегодного объема заготовки древесины над объемом, установленным расчетной лесосекой.
Кроме того, следует отметить, что договор N 07-29/43-22 заключен в целях заготовки (сплошная рубка) исключительно спелых и перестойных лесных насаждений в объеме 6715,7 куб.м. в эксплуатационных лесах (приложение N 3 "Ежегодный объем заготовки древесины").
Между тем, в приложении N 2 "Характеристики лесного участка" к договору N 07-29/43-22 указаны группы возраста древостоя - лесные насаждения являются средневозрастными (45-50 лет по хвойному хозяйству). Указанное подвержено в проекте освоения лесов.
Из приведённых ранее положений статьи 23.1 ЛК РФ, при которых допускается осуществление рубок лесных насаждений любого возраста, следует, что геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, не относится к таким основаниям.
В отсутствие в приложении N 2 сведений об объеме спелых и перестойных лесных насаждений следует признать, что при заключении договора фактически предоставлено право осуществлять рубку средневозрастных лесных насаждений.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы Прокурора о том, что возможность рубки средневозрастных лесных насаждений, а также указание объема рубки, превышающего расчетную лесосеку, само по себе создает угрозу сохранения ареала естественного произрастания лесных насаждений, что свидетельствует о нарушении публичного интереса.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р утверждены Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы).
Согласно пункту 1 Основ Россия является крупнейшей лесной державой мира, на ее долю приходится четверть мирового лесного покрова.
Лесам России принадлежит исключительное глобальное биосферное значение, поскольку они обеспечивают экологическую безопасность страны и планеты.
В пункте 2 Основ указано, что длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов.
Лесной сектор экономики страны нуждается в адаптации к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению экологических требований.
Пунктом 8 Основ предусмотрено, что государственная политика в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов направлена на сохранение и приумножение лесов, максимальное удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации в качественных продуктах и полезных свойствах леса, а также на создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики.
Таким образом, исполнение Департаментом полномочий в области лесных отношений должно следовать основам государственной лесной политики, а заключение договоров аренды лесных участков должно строго соответствовать законодательному регулированию и каждый конкретный случай передачи защитных лесов в аренду для производства рубок должен быть детально изучен с целью исключения случаев безосновательной передачи защитных лесов хозяйствующим субъектам, преследующим первоочередной целью осуществление предпринимательской деятельности (одним из видов которой является рубка леса) и получение прибыли, что исключит нецелевое использование защитных лесов в коммерческих целях.
Приведенная правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2022 N 304-ЭС22-12333 по делу N А02-3/2021.
Суд апелляционной интенции отмечает, что при заключении оспариваемого договора ответчиками не соблюдены обязательные требования законодательства. Сложившаяся ситуация освещена в средствах массовой информации, послужила основанием для обращения граждан по вопросу нарушения их прав.
Таким образом, договор аренды лесного участка от 29.08.2022 N 07-29/43-22, заключенный между Департаментом и ООО "ССР" применительно к пункту 2 статьи 168 ГК РФ, является недействительной сделкой, поскольку нарушает явно выраженный запрет, установленный законом и является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В данном случае Прокурором заявлены требования о применении последствий недействительности сделки в виде возврата лесного участка из аренды.
Учитывая, что оспариваемый договор в настоящее время фактически исполнен и срок его действия истек, лесной участок находится в распоряжении ООО "ССР" на основании договора N 33-43-22, заключенного сроком на 31 год, который не оспаривается в рамках настоящего спора, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврат лесного участка из аренды, поскольку в настоящее время лесной участок находится в законном пользовании ответчика в рамках иного договора.
Таким образом, решение от 28.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-10535/2023 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований частично, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку исковые требования носят неимущественный характер, с ООО "ССР" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-10535/2023 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать недействительным договор аренды лесного участка от 29.08.2022 N 07-29/43-22, заключенный между Департаментом лесного комплекса Тюменской области и обществом с ограниченной ответственностью "ССР".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ССР" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10535/2023
Истец: Прокуратура Тюменской области (в интересах публично-правового образования - Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Департамента лесного комплекса Тюменской области)
Ответчик: Департамент Лесного комплекса Тюменской области, ООО "ССР"
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, Департамент недропользования и экологии Тюменской области, ФГБУ "Рослесинфорг", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Прокуратура Тюменской области