Екатеринбург |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А34-5553/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Николаевское" (ОГРН 1094524000031, ИНН 4525006070; далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.01.2014 по делу N А34-5553/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (ОГРН 1064501179610, ИНН 4501125382; далее - департамент) об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения в отношении Чудняковского охотничьего угодья, выраженного в письме от 20.08.2013 N 01-16/4831, и об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с обществом охотхозяйственного соглашения в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира от 16.07.2010 серии 45 N 0000040 без проведения аукциона в порядке, предусмотренном ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Решением суда от 24.01.2014 (судья Полякова А.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (судьи Толкунов В.М., Иванова Н.А., Тимохин О.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Как отмечает заявитель жалобы, на момент обращения общества в департамент о заключении охотхозяйственного соглашения и на момент получения отказа от департамента общество имело действующую долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира и действующий договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от 16.07.2010 N 127. При этом общество не было лишено в установленном порядке права, возникшего на основании выданной долгосрочной лицензии, на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Заявитель указывает на то, что договор от 16.07.2010 N 127 заключен, а лицензия от 16.07.2010 серии 45 N 0000040 выдана департаментом на основании результатов конкурса от 22.04.2010, который до настоящего времени не признан недействительным. Ссылаясь на судебные акты, вынесенные по делу N А34-3411/10, имеющие, по мнению общества, преюдициальное значение для правильного разрешения настоящего спора, заявитель указывает на законность предоставления обществу в пользование на основании данного конкурса территории (акватории) Курганской области, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие фактические обстоятельства.
На основании распоряжения Правительства Курганской области от 09.06.2010 N 190-р "О предоставлении территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром" (далее - распоряжение N 190-р) обществу для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на срок 25 лет предоставлена территория (акватория) Чудняковского охотничьего хозяйства Щучанского района Курганской области площадью 13,5 тысяч гектаров (т. 1 л.д. 78-79).
Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от 25.11.2011 распоряжение N 190-р признано незаконным.
Решением Курганского городского суда от 29.07.2013, оставленным без изменения определением Курганского областного суда от 31.10.2013 по делу N 33-3285/2013, договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от 16.07.2010 N 127, заключенный между департаментом и обществом, признан недействительным; прекращено право пользования животным миром, осуществляемое обществом на основании долгосрочной лицензии серии 45 N 0000040, выданной департаментом 16.07.2010.
Общество 16.07.2013 направило в департамент обращение о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении охотничьего угодья: Чудняковского охотничьего хозяйства общей площадью 13,5 тысяч гектаров (т. 1 л.д. 13), с приложением копий следующих документов:
долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 16.07.2010 серии 45 N 0000040, договора от 16.07.2010 N 127 о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Письмом от 20.08.2013 N 01-16/4831 департамент отказал обществу в заключении соглашения, мотивировав свой отказ тем, что распоряжение N 190-р, на основании которого обществу была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 16.07.2010 серии 45 N 0000040 сроком с 16.07.2010 по 09.07.2035, и договор от 16.07.2010 N 127 о предоставлении в пользование обществу Чудняковского охотничьего хозяйства Щучанского района Курганской области площадью 13,5 тысяч гектаров в судебном порядке признаны недействительными. В связи с этим представленные заявителем в приложении к обращению долгосрочная лицензия и договор, полученные на основании недействительного ненормативного правового акта, не являются надлежащим основанием для заключения охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Общество, полагая, что данный отказ департамента не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав выводы о правомерности отказа департамента в заключении охотхозяйственного соглашения, и отсутствии нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов общества, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам и правовым нормам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения требований общества.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование осуществляется в порядке, устанавливаемом данным Федеральным законом, Законом N 209-ФЗ, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 33 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии, по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории (ст. 35 Закона о животном мире).
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 36 Закона о животном мире).
Статьей 37 Закона о животном мире, регламентировавшей порядок выдачи лицензий до 01.04.2010, установлено, что для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Таким образом, как верно отметил апелляционный суд, Закон о животном мире (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) связывал право пользования объектами животного мира с наличием не только лицензии, но и договора, заключенного с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на предоставление в пользование соответствующих территорий. Реализовать это право пользователь мог только в пределах границ, указанных в договоре о предоставлении территории охотничьих угодий.
С 01.04.2010 введен в действие Закон N 209-Ф, в соответствии с которым в Закон о животном мире внесены изменения.
Согласно ст. 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в ч. 2 ст. 25 Закона N 209-ФЗ земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с ч. 27 и 31 ст. 28 Закона N 209-ФЗ.
Статьей 71 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных указанно статьей.
Долгосрочные лицензии, указанные в данной статье, не подлежат продлению.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что действующее законодательство также предусматривает обязательное заключение с уполномоченным органом договора на предоставление в пользование территорий охотничьих угодий с указанием их местоположения, границ и площади в целях реализации юридическим лицом права на осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В силу ч. 3, 4 ст. 71 Закона N 209-ФЗ юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу данного Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотохозяйственные соглашения с лицами, указанными в ч. 3 ст. 71 Закона N 209-ФЗ, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, руководствуясь названными нормами права, суды обеих инстанций правомерно отметили, что законодатель, подтвердив действие ранее выданных долгосрочных лицензий, в то же время предусмотрел иной порядок регулирования правоотношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов (заключение охотохозяйственных соглашений), соблюдение которого обязательно. При этом сохранение права долгосрочного пользования животным миром за лицами, указанными в ч. 1 ст. 71 Закона N 209-ФЗ, обусловлено наличием у них не только долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, но и ранее заключенного договора о предоставлении в пользование территорий, на которых это право может быть реализовано.
При разрешении настоящего спора суды установили, что вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от 25.11.2011 распоряжение Правительства Курганской области от 09.06.2010 N 190-р "О предоставлении территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром" признано незаконным.
Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от 29.07.2013 признан недействительным договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты от 16.07.2010 N 127, заключенный между департаментом и обществом; прекращено право пользования животным миром, осуществляемое обществом на основании долгосрочной лицензии серии 45 N 0000040, выданной департаментом 16.07.2010.
С учетом выводов, содержащихся в названных судебных актах, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего спора обоснованно указали на правомерность отказа департамента в заключении с обществом охотхозяйственного соглашения, отметив, что поскольку распоряжение N 190-р утратило силу в связи с признанием его незаконным, следовательно, у заявителя отсутствует право на пользование объектами животного мира по недействительному распоряжению, и как следствие, право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в порядке ст. 71 Закона N 209-ФЗ.
Суды верно заключили, что несмотря на то, что на момент вынесения оспариваемого ответа департамента от 20.08.2013 N 01-16/4831 решение Курганского городского суда Курганской области от 29.07.2013 о признании недействительным договора от 16.07.2010 N 127 и прекращении права пользования по долгосрочной лицензии не вступило в законную силу, представленные к обращению указанные выше документы не могли рассматриваться как дающие преимущественное право на пользование животным миром на указанной территории без проведения аукциона, поскольку правовое основание выдачи лицензии и заключения договора в судебном порядке признано незаконным.
При этом на день рассмотрения настоящего заявления договор от 16.07.2010 N 127 признан недействительным, право пользования объектами животного мира по долгосрочной лицензии от 16.07.2010 прекращено.
Действующие документы, определяющие границы и площадь территории охотничьих угодий и содержащие в себе наличие преимущественного права у общества, заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований, указав на правомерность оспариваемого отказа департамента в заключении с обществом охотхозяйственного соглашения в отношении Чудняковского охотничьего угодья без проведения аукциона.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. По существу указанные доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что не допустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.01.2014 по делу N А34-5553/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Николаевское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.