Екатеринбург |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А60-48383/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Рябовой С.Э., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Екатеринбурга (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2014 по делу N А60-48383/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации - Шалыгина А.А. (доверенность от 24.12.2013 N 462/05/50.2-03)
Обществом с ограниченной ответственностью "АВЕРС" (далее - общество) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Данное ходатайство подлежит удовлетворению в силу ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204041:41 в части выкупной стоимости земельного участка с учетом кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 7 627 798 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация.
Решением суда первой инстанции от 05.02.2014 (судья Ванин П.Б.) исковые требования удовлетворены, урегулированы разногласия между министерством и обществом, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 7237 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0204041:41, находящемся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Строителей, д. 19, пункт 2.1 договора изложен в редакции: "Цена Участка составляет 1 144 169 руб. 70 коп. за весь участок, указанный в п. 1.1 настоящего договора. Покупатель оплачивает цену участка в течение 10 календарных дней с момента подписания настоящего договора". В столбце втором приложения N 1 к договору купли-продажи земельного участка сумму "23 672 516,48" заменена на сумму "7 627 798"; в четвертом столбце сумму "3 550 877,47" заменена на "1 144 169,70". Первый абзац после таблицы в приложении N 1 к договору купли-продажи земельного участка изложен в редакции: "Выкупная цена земельного участка составляет 1 144 169 руб. 47 коп.".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 (судьи Дюкин В.Ю., Голубцова Ю.А., Паникова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что для расчета выкупной цены земельного участка необходимо применять кадастровую стоимость, установленную решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2012 по делу N А60-44165/2012. Как считает заявитель, решение суда не является нормой права. Поскольку приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 (далее - Приказ от 15.01.2013 N 32) установлена новая кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 15.11.2012 и на момент обращения общества с заявлением о выкупе данный Приказ вступил в силу и являлся действующим, заявитель полагает, что размер кадастровой стоимости спорного участка должен определяться в соответствии с названным нормативным актом. Заявитель также ссылается на то, что кадастровая стоимость, установленная Приказом от 15.01.2013 N 32, не оспорена обществом, решение о предоставлении обществу земельного участка принято после внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и на момент принятия данного решения кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании решения суда получила статус "архивный".
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на несостоятельность доводов заявителя, считает выводы судов законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, общество является арендатором земельного участка площадью 7237 кв. м с кадастровым номером 66:41:0204041:41, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Строителей, д. 19, на котором располагаются принадлежащие обществу комплекс недвижимого имущества - склад со встроенным блоком административно-бытовых помещений и с подъездным железнодорожным путем, нежилое помещение литера А2.
Общество 27.02.2013 обратилось в администрацию с заявлением о приобретении права собственности на данный земельный участок на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация в письме от 17.06.2013 N 21.13-18/755 сообщила обществу о том, что с 17.05.2013 полномочия по распоряжению землями, право государственной собственности на которые не разграничено, переданы министерству, заявление от 27.02.2013 о выкупе земельного участке передано в министерство.
Приказом министерства от 24.09.2013 N 1925 решено предоставить земельный участок обществу в собственность. Обществу направлен проект договора купли-продажи земельного участка, согласно условиям которого выкупная цена участка составляет 3 550 877 руб. 47 коп. Из расчета выкупной цены, прилагаемого к проекту договора, следует, что расчет произведен на основании показателя кадастровой стоимости 23 672 516 руб. 48 коп.
Не согласившись с выкупной ценой земельного участка, общество направило министерству протокол разногласий, в котором предложило уменьшить размер выкупной цены до 1 144 169 руб. 70 коп. с учетом показателя кадастровой стоимости 7 627 798 руб. Министерством данный протокол разногласий не принят.
Поскольку возникшие разногласия не урегулированы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что выкупная цена земельного участка должна определяться с учетом кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на момент подачи заявки на предоставление земельного участка в собственность.
В соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По смыслу п. 4 ст. 421 и ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику здания принадлежат исключительные права на приобретение земельного участка под этим зданием.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, стороны должны руководствоваться законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2012 по делу N А60-44165/2012 кадастровая стоимость арендуемого обществом земельного участка признана равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 7 627 798 руб.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и установив, что на момент подачи обществом заявления о выкупе земельного участка 27.02.2013 согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость выкупаемого земельного участка составляла 7 627 798 руб., данная стоимость внесена на основании решения суда от 14.12.2012 по делу N А60-44165/2012, при этом сведения о кадастровой стоимости в размере 23 672 516,48 руб., установленной в соответствии с Приказом министерства от 15.01.2013 N 32, отсутствовали, суды пришли к правомерному выводу о том, что при расчете выкупной стоимости земельного участка подлежит применению показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 7 627 798 руб., выкупная стоимость земельного участка должна быть установлена в размере 1 144 169 руб. 70 коп.
Ссылка заявителя на то, что решение суда не обладает статусом правовой нормы и установленная данным решением кадастровая стоимость не подлежит применению в случае принятия нормативного акта, предусматривающего иную кадастровую стоимость, подлежит отклонению, как основанную на неверном толковании закона. Решение суда является основанием для внесения с государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка и в силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит обязательному исполнению как физическими и юридическими лицами, так и органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Доводы заявителя о правомерности применения министерством кадастровой стоимости, установленной Приказом от 15.01.2013 N 32, не принимаются, поскольку, как установлено судами, на момент подачи заявки о выкупе земельного участка сведения об этой кадастровой стоимости в государственной кадастре недвижимости отсутствовали. Кроме того, учитывая, что согласно п. 1-1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", установленная по состоянию на 01.01.2010, признается утратившей силу с 01 января 2014 года, кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 15.11.2012 Приказом от 15.01.2013 N 32 и внесенная в кадастр недвижимости 29.03.2013, подлежала применению лишь с 01.01.2014 (т.е. значительно позднее возникновения преддоговорного спора). Вывод судов о том, что применению подлежит кадастровая стоимость, сведения о которой на момент подачи заявки были внесены в государственный кадастр недвижимости и отражены как последние по дате внесения, и, следовательно, подлежат использованию для целей, предусмотренных законодательством, соответствует положениям абз. 3 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2014 по делу N А60-48383/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.