Екатеринбург |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А07-21166/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Лазарева С.В., Рябовой С.Э.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа, путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений РБ (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2014 по делу N А07-21166/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Башкортостан прибыл представитель Министерства - Кашапов Р.В. (доверенность от 29.07.2014 N ЕГ-09/10983).
Межмуниципальный отдел Министерства Внутренних Дел России "Нефтекамский" (далее - отдел полиции) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в неисполнении требований, предусмотренных ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ), в отношении имущества, используемого полицией, а именно нежилых помещений, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Ленина, 22.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.09.2013 (судья Ахметова Г.Ф.) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа 12.03.2014 (судьи Сулейменова Т.В., Купреенков В.А., Семенова З.Г.) судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении отдел полиции просил признать незаконным действие Министерства, выразившееся в отказе передать в федеральную собственность имущество (нежилые помещения), находящееся в пользовании отдела полиции для размещения органа власти, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Ленина, 22 (письмо N АХ-20/19135 от 16.10.2012); обязать Министерство совершить действия, предусмотренные ч. 9 ст. Федерального закона N 3-ФЗ по передаче в федеральную собственность нежилых помещений, используемых отделом полиции под размещение органа государственной власти, расположенных по названному адресу (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2014 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 (судьи Румянцев А.А., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неверное толкование судами норм Федерального закона N 3-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). По мнению Министерства, положения п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ не применимы, поскольку спорное имущество является государственной собственностью субъекта Российской Федерации. Заявитель жалобы полагает, что к участию в деле судами неправомерно не привлечено Правительство Республики Башкортостан.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что отдел полиции владеет на праве аренды объектами государственного нежилого фонда - нежилыми помещениями, расположенными на первом и третьем этажах четырехэтажного нежилого здания по адресу: г. Нефтекамск, ул. Ленина, д. 22, общей площадью 195,2 кв. м. Указанные помещения предоставлены заявителю в соответствии с заключенным с Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан по г. Нефтекамску договором аренды от 05.06.2012 N 23 для использования в качестве служебных помещений и гаража сроком с 05.06.2012 по 05.05.2013. Помещения переданы заявителю по акту приема нежилых помещений от 05.06.2012.
Отдел полиции 25.09.2012 обратился в Министерство с письмом N 20/4-574, содержащим просьбу о рассмотрении вопроса о передаче указанных нежилых помещений, занимаемых сотрудниками полиции и ее подразделений, в федеральную собственность.
В ответ на указанное обращение письмом от 16.10.2012 N АХ-20/19135 Министерство сообщило заявителю о нецелесообразности передачи данных объектов в федеральную собственность в связи с сокращением штатной численности сотрудников подразделений Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан и ликвидацией подведомственных этому учреждению подразделений.
Ссылаясь на то, что Министерством допущено незаконное бездействие, выразившееся в непередаче по заявлению отдела полиции помещений в федеральную собственность, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования при новом рассмотрении, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 3-ФЗ).
Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 2 ст. 48 Федерального закона N 3-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 54 Федерального закона N 3-ФЗ используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с ч. 10 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, согласно которой находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Таким образом, обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Федеральным законом N 3-ФЗ с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13.
С принятием Федерального закона N 3-ФЗ, ранее принадлежавшие органам местного самоуправления полномочия по финансированию, наделению имуществом, материальному обеспечению сотрудников милиции переданы на уровень Российской Федерации и являются в настоящее время ее бюджетными обязательствами. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ и п. 2 постановления Правительства N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление N 374) решения о передаче имущества из муниципальной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое муниципальным образованием.
Учитывая, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое ею имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ и п. 2 постановления правительства N 374.
Установив, что спорные объекты недвижимого имущества используется отделом полиции для обеспечения публичных функций, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данное имущество в силу ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ подлежит передаче в федеральную собственность.
Поскольку по результатам обращения отделом полиции в Министерство соответствующего решения о передаче имущества в федеральную собственность, либо отказа в передаче имущества, основанного на законе, не принято, суды пришли к обоснованному выводу о незаконном действии со стороны Министерства и нарушении прав и законных интересов отдела полиции по распоряжению данным имуществом как собственником в силу прямого указания закона в сфере экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод Министерства о нецелесообразности передачи спорного имущества в федеральную собственность, поскольку Министерство в нарушение положений ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало фактическую заинтересованность в передаваемых объектах для решения вопросов местного значения; доказательств того, что решение об отказе в передаче по заявлению отдела полиции помещений в федеральную собственность основано на законе также не представлено.
Довод о необходимости привлечения к участию в деле Правительства Республики Башкортостан являлся предметом исследования апелляционного суда, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для привлечения Правительства Республики Башкортостан к участию в деле судами не установлено.
Довод Министерства о неприменении положений п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ судом кассационной инстанции отклоняется ввиду неправильного толкования данной нормы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2014 по делу
N А07-21166/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений РБ - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ и п. 2 постановления Правительства N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление N 374) решения о передаче имущества из муниципальной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое муниципальным образованием.
Учитывая, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое ею имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ и п. 2 постановления правительства N 374.
Установив, что спорные объекты недвижимого имущества используется отделом полиции для обеспечения публичных функций, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данное имущество в силу ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ подлежит передаче в федеральную собственность.
...
Довод Министерства о неприменении положений п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ судом кассационной инстанции отклоняется ввиду неправильного толкования данной нормы."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф09-638/14 по делу N А07-21166/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-638/14
29.05.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-21166/12
12.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-638/14
27.11.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11641/13
11.09.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-21166/12