Екатеринбург |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А34-7367/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Токмаковой А. Н., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.07.2014 по делу N А34-7367/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бубновой Нины Ивановны (далее - заявитель, глава КФХ Бубнова Н.И., крестьянское (фермерское) хозяйство) и от Департамента поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Ходатайства судом удовлетворены.
Глава КФХ Бубнова Н.И. обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента в выплате субсидий, содержащегося в письмах от 14.08.2013 N 13/5203, от 18.10.2013 N 13/6875; а также об обязании заинтересованного лица произвести выплату главе КФХ Бубновой Н.И. субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2013 году (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений заявленных требований).
Решением суда от 25.07.2014 (судья Григорьев А.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 (судьи Бояршинова Е.В., Малышева И.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что крестьянское (фермерское) хозяйстве Бубновой Н.И. не отвечает понятию сельскохозяйственный товаропроизводитель поскольку не включено в реестр участников комплексной программы "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области на 2013-2020 годы", утвержденной Распоряжением Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области от 22.01.2013 N 12 (далее - Положение о реестре участников комплексной программы), а также не соответствует требованиям ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон о развитии сельского хозяйства), т.к. не осуществляло деятельность в 2012 году, соответственно, не представляло статистические формы о результатах своей деятельности за прошлый период.
При таких обстоятельствах, Департамент полагает правомерным свой отказ в предоставлении субсидии на основании подп. 1 п. 16 Порядка предоставления в 2013 году сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий за счет средств областного бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 12.03.2013 N 96 (далее - Порядок предоставления субсидии).
Кроме того, заинтересованное лицо считает незаконным возложение на него обязанности по возмещению судебных расходов заявителя в силу того, что государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины в арбитражных судах.
Глава КФХ Бубнова Н.И. представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, спор между сторонами возник по поводу отказов Департамента главе КФХ Бубновой Н.И. в предоставлении субсидий. Отказы мотивированы ссылкой на то, что в соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства сельскохозяйственным товаропроизводителем признается организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Заявителю указано на необходимость представления в Управление сельского хозяйства Целинного района в установленный срок документов, определенных распоряжением Департамента от 22.01.2013 N 12 о реестре участников комплексной программы.
Считая данные отказы Департамента незаконными и необоснованными, глава КФХ Бубнова Н.И. обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство Бубновой Н.И. в силу закона обладает статусом сельскохозяйственного производителя и соответствует условиям предоставления субсидий.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Пункты 1, 2, 3 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431, устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при наличии, в том числе, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
Пунктами 1, 2, 3 Порядка предоставления субсидии (в редакции на дату обращения) определены цели, условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых, в том числе, являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых на оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при исполнении расходных обязательств Курганской области, на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Курганской области (далее - получатели субсидий), на один гектар посевной площади яровых сельскохозяйственных культур 2013 года и озимых культур 2012 года в целях возмещения произведенных затрат.
Предоставление субсидий производится единовременно по ставкам на один гектар посевной площади яровых сельскохозяйственных культур 2013 года и озимых культур 2012 года за счет средств областного бюджета и за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых, в том числе, являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых на оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при исполнении расходных обязательств Курганской области в соответствии с Постановлением N 1431.
В соответствии с п. 13 Порядка предоставления субсидии предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Из п. 2 указанного Порядка следует, что субсидии представляются сельскохозяйственному товаропроизводителю в случае осуществления им в 2013 году посева яровых сельскохозяйственных культур в целях возмещения затрат.
В п. 7 Порядка предоставления субсидии перечислены документы, представляемые один раз в год в Департамент для получения субсидий (заявление, справка-расчет по форме согласно приложению 1 к Порядку, форма федерального статистического наблюдения N 1-фермер или N 4-СХ за 2013 год, заверенную получателем субсидии, с отметкой о принятии и датой ее представления в орган государственной статистики).
Таким образом, условиями для предоставления спорной субсидии вышеуказанными нормативными актами названы:
- наличие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя,
- регистрация и осуществление деятельности на территории Курганской области,
- осуществление заявителем в 2013 году посева яровых сельскохозяйственных культур,
- наличие средств в бюджете на указанные цели,
- представление пакета документов в соответствии с п. 7 Порядка предоставления субсидии в установленный срок.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на момент обращения заявителем в 2013 году осуществлен посев яровых сельскохозяйственных культур на площади 1638 га, необходимые средства в бюджете на предоставление субсидии имелись, заявителем в уполномоченный орган своевременно представлен пакет документов в полный соответствии с п. 7 Порядка предоставления субсидии.
Кроме того, относительно наличия у заявителя статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, суды обоснованно с надлежащим правовым обоснованием отметили, что заявитель является сельскохозяйственными товаропроизводителями в силу прямого указания закона.
Указанные выводы судов переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что заявитель на момент обращения в департамент 20.06.2013 полностью соответствовал законодательно установленным условиям и порядку предоставления субсидий и удовлетворили заявленные требования.
Довод Департамента, изложенный в кассационной жалобе, относительно несогласия с возложенной на него обязанности по возмещению судебных расходов заявителя по уплате государственной пошлины, судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Частью 1 ст. 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат истцу (подателю жалобы) уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 АПК РФ, и уплаченная истцом (подателем жалобы) государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.07.2014 по делу N А34-7367/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.