Екатеринбург |
|
03 июля 2007 г. |
Дело N А60-39368/05 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Токмаковой А.Н., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании жалобы Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2007 по делу N А60-39368/05 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
ФНС России - Коломиец О.В. (доверенность от 27.12.2006 N САЭ-19-14/432);
инспекции - Саламатова А.И. (доверенность от 17.11.2006 N 21);
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее - казначейство) - Олефир С.Г. (доверенность от 26.04.2007 б/н);
закрытого акционерного общества "Лесопромышленное объединение "Лобва" (далее - общество) - Ушакова М.Б. (доверенность от 01.12.2004 б/н);
Представители открытого акционерного общества "Лобва" (далее - ОАО "Лобва"), участвующего в деле в качестве 3-его лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ФНС России 2 782 237 руб. 67 коп. в качестве возврата неправомерно зачисленной инспекцией на лицевой счет третьего лица ОАО "Лобва" суммы налога на добавленную стоимость (с учетом уточнения к заявленным требованиям).
Решением суда от 26.01.2007 (судья Абознова О.В.) требования общества удовлетворены. Взыскано с ФНС России за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу общества 2 782 237 руб. 67 коп. в качестве возврата неправомерно зачисленной инспекцией на лицевой счет третьего лица ОАО "Лобва" суммы налога на добавленную стоимость. В отношении казначейства производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2007 (судьи Григорьева Н.П., Сафонова С.Н., Борзенкова И.В.) решение оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ФНС России, инспекция просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, процессуального права и несоответствие выводов судов имеющимся доказательствам.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество в ноябре 2002 г. пятью платежными поручениями перечислило денежные средства в сумме 2 782 237 руб. в счет уплаты налога на добавленную стоимость за третье лицо ОАО "Лобва", с указанием ИНН данного лица. Указанная операция была отражена инспекцией по лицевому счету ОАО "Лобва". Решением арбитражного суда общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Общество в феврале 2005 г. обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога. Налоговый орган письмом от 04.04.2005 отказал обществу в возврате вышеназванной суммы, при этом решением арбитражного суда отказ налогового органа признан правомерным, в связи с отсутствием оснований для возврата налога в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество, считая, что вправе претендовать на взыскание из бюджета суммы налога, уплаченного за третье лицо на основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды исходили из того, что зачисление налоговым органом, уплаченной обществом суммы налога на счет третьего лица - ОАО "Лобва" налоговым законодательством не предусмотрено и является неправомерным.
Вывод судов является правильным.
В соответствии со ст. 30 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Согласно ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
При этом, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность уплаты налога одним лицом за другое.
Выводы судов о неправомерном зачислении оспариваемой суммы на счет третьего лица соответствуют позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 21.06.2001 N 178-О, от 22.01.2004 N 41-О.
При этом, судами правомерно отмечено, что общество вправе претендовать на взыскание из бюджета уплаченных за третье лицо сумм налога в порядке ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы ФНС России, инспекции, изложенные в кассационных жалобах, отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения в судах, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 с ФНС России, инспекции подлежит взысканию государственная пошлина, уплачиваемая при подаче апелляционной, кассационной жалобы, с учетом ч. 1, 5 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2007 по делу N А60-39368/05 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной налоговой службы, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Федеральной налоговой службы, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме по 1000 руб. по кассационным жалобам.
Председательствующий |
Т.Ю. Глазырина |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 30 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Согласно ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
...
Выводы судов о неправомерном зачислении оспариваемой суммы на счет третьего лица соответствуют позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 21.06.2001 N 178-О, от 22.01.2004 N 41-О.
При этом, судами правомерно отмечено, что общество вправе претендовать на взыскание из бюджета уплаченных за третье лицо сумм налога в порядке ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июля 2007 г. N Ф09-6693/06 по делу N А60-39368/2005